В жизни все явления взаимосвязаны. Обычно нас интересуют непосредственные факторы, измерение их воздействия на результат, а также ранжирование факторов по интенсивности их влияния. Особенность связей в экономике состоит в том, что их закономерный характер проявляется лишь в массе явлений — в среднем по совокупности.
Метод ранговой корреляции позволяет расположить объекты исследования в порядке возрастания (или убывания) какого — либо присущего им свойства.
Получение и обработка экспертных оценок методом ранговой корреляции включает в себя следующие этапы:
- Создание экспертной группы;
- Сбор мнений специалистов путем анкетного опроса;
- Составление сводной матрицы рангов на основе данных анкетного опроса;
- Анализ значимости исследуемых факторов;
- Оценка средней степени согласованности мнений экспертов путем расчета коэффициента конкордации;
- Оценка значимости коэффициента конкордации;
- Подготовка решения по исследуемой задаче.
Поставленной задачей исследования было проведение экспертной оценки технико-экономических параметров молочной продукции ОАО «Молоко Бурятии» г. Улан — Удэ, а именно кефиру, по степени их значимости для потребителей.
Целью решения поставленной задачи было использование полученной информации для обоснования цены с учетом технико-экономического уровня продукции, а также некоторых консументных параметров.
Оценку параметров кефирного продукта ОАО «Молоко Бурятии» по степени их значимости для потребителей эксперты производили путем присвоения им рангового номера.
На основе данных анкетного опроса мы составили матрицы рангов по кефиру ОАО «Молоко Бурятии», которые представлены в таблице 1.
Параметры | Эксперты | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1. Жирность (Х1) | 6 | 4 | 6 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 2 | 5 | 3 | 1 | 6 | 2 |
2. Вес в упаковке (Х2) | 4 | 3 | 4 | 1 | 3 | 6 | 2 | 5 | 3 | 5 | 4 | 2 | 2 | 3 | 4 |
3. Пищевая полезность (Х3) | 1 | 1 | 1 | 5 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 |
4. Период хранеия (Х4) | 3 | 5 | 3 | 6 | 5 | 3 | 5 | 6 | 6 | 3 | 1 | 4 | 5 | 5 | 2 |
5. Вкус (Х5) | 5 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 3 |
6. Удобство эксплуатации упаковки (Х6) | 2 | 2 | 5 | 3 | 6 | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 6 | 2 | 6 | 4 | 4 |
Исходя из условий ранжирования, параметр с наименьшей суммой рангов имеет наибольшее значение, и наоборот, параметр с наибольшей суммой рангов оценивается как наименее важный. Рассматриваемые параметры по сметане по значимости распределились следующим образом (табл. 2).
Параметры | Х3 | Х5 | Х2 | Х1 | Х4 | Х6 |
Сумма рангов | 28,5 | 32 | 56,5 | 62,5 | 67,5 | 68 |
Для наглядности полученных результатов оценки параметров построим график распределения сумм рангов. Как видно на рисунке 1, параметры можно сгруппировать по их значимости в три группы.

В первую группу вошли параметры: Х3 — пищевая полезность кефира и Х5 — вкусовые характеристики кефира;
во вторую группу вошли параметры: Х2 — вес в упаковке, Х1 — жирность кефира;
в третью группу — параметры: Х4 — период хранения, Х6 — удобство эксплуатации упаковки.
Вследствие проведенного анализа самыми важными параметрами по кефиру согласно экспертным оценкам являются — Х3, Х5, Х2, Х1.
Далее по предложенной методике рассматриваем надежность оценок факторов наших экспертов.
Поскольку в сводной матрице по кефиру, присутствуют связанные ранги, то мы воспользуемся формулой расчета коэффициента конкордации.
По расчетам сводной матрицы по кефиру S составила 1577,5. Число параметров равно шести, а экспертов — пятнадцать, то есть n = 6, m = 15.
Рассчитав коэффициент конкордации, мы получили его значение равное 0,5.
Если W = 0,5, то это говорит о наличии средней степени согласованности мнений экспертов. На данное утверждение указывает и полигон распределения сумм рангов. Ломаная и прямая линии не достаточно близко расположены друг к другу.
Следующим этапом проводим оценку значимости коэффициента конкордации. Для этой цели рассчитывается критерий Пирсона — Х2 по формуле, которая подходит для расчета в случае наличия связанных рангов в матрице. Вычисленный Х2 равен 50,1. Сравниваем расчетный показатель с табличным значением для числа степеней свободы К = n — 1 = 6-1 = 5 и при заданном уровне значимости a = 0,05. Критерий Пирсона Х2 табличный равен 11,07.
Так как расчетное значение Х2 больше табличного, то мы можем утверждать, что W = 0,5 — величина не случайная, она действительно характеризует наличие достаточно тесной степени согласованности мнений экспертов. То есть полученным результатам можно доверять и использовать их в дальнейшем исследовании для целей ценообразования.
И в заключении определяется новая цена на кефир. На основе полученных сумм рангов вычисляются коэффициенты весомости параметров кефира, необходимые для определения цены балловым методом параметрического ценообразования.
Для определения коэффициентов весомости сначала вычисляем по каждому главному параметру величину, обратную сумме рангов, затем их суммируем и определяем долю каждой из этих величин в общей сумме. Расчет коэффициентов весомости (Кв) параметров продукта по сумме рангов представлены в таблице 3.
Параметры | Сумма рангов | Величина, обратная сумме рангов | Коэффициент весомости (Кв) |
1.Пищевая полезность продукта | 28,5 | 0,04 | 0,36 |
2. Вкус продукта | 32,0 | 0,03 | 0,28 |
3. Вес в упаковке | 56,5 | 0,02 | 0,18 |
4. Жирность кефира | 62,5 | 0,02 | 0,18 |
Сумма | - | 0,11 | 1,00 |
После нахождения коэффициента весомости рассчитываем цену на кефир методом балловой оценки параметрического ценообразования.
После проведенного анализа балловых оценок экспертов получаем следующие результаты, представленные в таблице 4.
Показатели | Пищевая полезность | Вкус | Вес в упаковке | Жирность | ||||
баллы | Кв | баллы | Кв | баллы | Кв | баллы | Кв | |
Базовый продукт | 9 | 0,36 | 7 | 0,28 | 7 | 0,18 | 8 | 0,18 |
Новый продукт | 9 | 0,36 | 7 | 0,28 | 6 | 0,18 | 7 | 0,18 |
Исходя из приведенных данных, рассчитываем цену одного балла (Ц’), приняв за цену базового изделия среднюю рыночную цену кефира, и получили цену одного балла (Ц’), равную 5,09. Далее мы рассчитали цену на новый продукт (Цн), то есть новую цену кефира.
Новая цена кефира, рассчитанная на основе экспертных оценок значимости параметров продукта для потребителей, составила 38,38 рубля. Рассчитанная цена ниже средней рыночной цены кефира на 4,5 %.
В результате полученных расчетов мы можем предположить, что если предприятия сельскохозяйственной сферы и агропромышленного комплекса, в процессе формирования ценовой и маркетинговой политик обратят внимание на так называемые консументные параметры производимой продукции и учтут все потребительские предпочтения, то спрос на продукцию будет иметь тенденцию роста, а сама продукция станет преимущественно конкурентоспособной в современный условиях функционирования продовольственного рынка.