Вопросы финансового состояния сельскохозяйственной отрасли волновали и волнуют многих ученых, политиков и экономистов. Это связано с тем, что уровень доходности в сельском хозяйстве низок, вследствие неэквивалентного соотношения цен на реализуемую отечественную продукцию и издержек ее производства [1, ,32]. Ведь за последний десяток лет цены на промышленную продукцию, приобретаемую аграриями, в 1,5 раза опережали темп роста цен на сельхозпродукцию. Усугубляется данная проблема в условиях кризиса. Так, в 2013 г. без субсидий сельское хозяйство было убыточно: уровень его убыточности составил минус 1,7 %, а с учетом субсидий рентабельность достигла лишь 9,3 %, что почти втрое ниже, чем необходимо для ведения отрасли на расширенной основе [5, ,96].
В дотационных регионах, таких как республика Бурятия, ситуация складывается аналогично. Для Бурятии сельское хозяйство является одной из ведущих отраслей народного хозяйства. Однако, для развития отрасли в полном объеме нужны финансовые вливания в виде субсидий [2, ,68]. В регионе реализуются несколько государственных программ по поддержке сельского хозяйства, которые призваны снять напряжение на региональном отраслевом рынке.
В таблице 1 представлена динамика расходов на сельское хозяйство в рамках консолидированного бюджета Республики Бурятия.
Таблица 1- Динамика доходов и расходов бюджета Республики Бурятия, млн. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2012 г. |
Доходы - всего |
47272,4 |
52001,5 |
50409,6 |
106,3 |
Расходы - всего |
48384,6 |
52367,7 |
54602,0 |
112,8 |
из них на: |
||||
сельское хозяйство и рыболовство |
1267,7 |
1034,5 |
1019,1 |
80,4 |
Профицит, дефицит |
-1112,2 |
-366,2 |
-4192,4 |
376,9 |
*рассчитано по данным Росстата [7]
Как видно из таблицы, расходы на сельское хозяйство за три года сократились почти на 20%, при этом общие расходы в консолидированном бюджете региона увеличились на 12,8% при одновременном увеличении доходной части всего на 6,3%. Дефицит же регионального бюджета вырос в 3 с лишним раза.
В рамках исполнения бюджета за 2013-2014 гг. можно наблюдать неоднозначную структуру доходной и расходной частей (табл. 2). Так, не дополучение доходов бюджета в 2013 г. составило 3,5 %, а в 2014 г., наоборот, получено на 2,2 % больше, чем запланировано. А в расходной части бюджета наблюдается практически по всем направлениям по фактическому исполнению снижение показателя, кроме национальной обороны и безопасности, лесного и дорожного хозяйств.
Таблица 2 - Исполнение консолидированного бюджета Республики Бурятия, млн. руб.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
||||
утверж-денный бюджет |
факти-ческое испол-нение |
в % к утверж-денному бюдже ту |
утверж-денный бюджет |
фактическое исполнение |
в % к утверж-денному бюджету |
|
Доходы - всего |
53862,3 |
52001,5 |
96,5 |
49335,9 |
50409,6 |
102,2 |
Расходы - всего |
60586,6 |
52367,7 |
86,4 |
58096,4 |
54602,0 |
94,0 |
из них на: | ||||||
общегосударствен- ные вопросы |
4540,1 |
4309,5 |
94,9 |
4170,7 |
3958,0 |
94,9 |
национальную оборону |
23,1 |
23,1 |
100,0 |
24,4 |
24,2 |
99,3 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
688,5 |
683,4 |
99,3 |
655,1 |
649,4 |
99,1 |
национальную экономику |
10427,1 |
9123,1 |
87,5 |
7526,5 |
6937,3 |
92,2 |
из них расходы на: | ||||||
общеэкономические вопросы |
309,8 |
309,2 |
99,8 |
265,8 |
260,8 |
98,1 |
топливно-энергетический комплекс |
6,3 |
4,5 |
71,6 |
6,4 |
6,3 |
98,4 |
сельское хозяйство и рыболовство |
1098,3 |
1034,5 |
94,2 |
1060,3 |
1019,1 |
96,1 |
водные ресурсы |
346,4 |
243,7 |
70,3 |
130,1 |
116,2 |
89,3 |
лесное хозяйство |
628,0 |
622,2 |
99,1 |
632,3 |
629,0 |
99,5 |
транспорт |
236,9 |
211,8 |
89,3 |
240,6 |
240,6 |
100,0 |
дорожное хозяйство |
5126,9 |
4924,9 |
96,1 |
3010,4 |
2963,8 |
98,5 |
связь и информатику |
208,7 |
199,4 |
95,6 |
93,6 |
87,6 |
93,5 |
другие вопросы в области национальной экономики |
2464,0 |
1571,3 |
63,8 |
2082,8 |
1609,6 |
77,3 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
5016,5 |
2770,3 |
55,2 |
5340,8 |
3737,9 |
70,0 |
охрану окружающей среды |
795,1 |
753,8 |
94,8 |
1141,3 |
689,2 |
60,4 |
социально-культурные мероприятия |
38845,1 |
34485,4 |
88,8 |
38798,4 |
38193,8 |
98,4 |
*составлено по данным Росстата [7]
В сельском хозяйстве фактическое исполнение снижено по отношению к плановому на 5,8 и 3,9 % в 2013-2014 гг. соответственно.
Одним из основных показателей, характеризующих эффективность деятельности предприятия, является рентабельность. По финансовым результатам деятельности сельскохозяйственных организаций в регионе можно определить насколько рационально используется имеющийся финансовый, материальный, трудовой потенциал.
Таблица 3 - Динамика сальдированного финансового результата сельхозорганизаций Бурятии, млн. руб.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Всего |
13536,1 |
9077,5 |
14252,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
-25,3 |
-62,4 |
313,7 |
из них сельское хозяйство |
75,9 |
49,9 |
382,1 |
*составлено по данным Росстата [7]
Так, по данным таблицы можно констатировать, что в целом по региону показатель финансового результата увеличивался в разрезе 2012-2014 гг. Что касается сельского хозяйства, то показатель финансовой результативности увеличился на 306,2 млн. руб.
Также большое внимание при анализе финансового состояния уделяется количеству убыточных предприятий в отрасли и рассматривается размер убытка каждого предприятия. В таблице 4 представлены данные, характеризующие долю сельскохозяйственных предприятий от общего числа предприятий в регионе, имеющих убытки. Также указана сумма убытков этих предприятий в динамике.
Таблица 4 – Динамика доли убыточных сельскохозяйственных предприятий и суммы их убытка
Показатели |
Удельный вес убыточных организаций, в процентах от общего числа организаций |
Сумма убытка, млн. рублей |
||||
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
|
Всего |
31,3 |
26,5 |
31,2 |
1740,8 |
3327,9 |
6917,0 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
27,8 |
30,8 |
30,8 |
139,2 |
187,2 |
141,4 |
из них сельское хозяйство |
16,7 |
20,0 |
25,0 |
37,6 |
68,9 |
73,1 |
*составлено по данным Росстата [7]
Общее количество убыточных предприятий в республике за 2012-2014 гг. практически не увеличилось, а в сельском хозяйстве наблюдается стабильный рост показателя. Так, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. их доля увеличилась на 5%. Соответственно сумма убытков по отрасли также возросла за эти три года.
Таким образом, подводя итог проведенного анализа, напрашивается вывод о неутешительном состоянии сельского хозяйства региона. Показатели эффективности деятельности снижаются или статичны, а показатели, характеризующие негативную тенденцию развития отрасли, растут. Несомненно, в 2014 г. снижение показателей можно оправдать общими неблагоприятными условиями функционирования аграрного рынка в России, тем ни менее, необходимы грамотные управленческие решения региональных властей, чтобы переломить ситуацию в лучшую сторону.