Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные риски экономической безопасности России, связанные с санкциями и намечены основные стратегические направления эффективного управления экономической безопасностью России.

Ключевые слова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, СТРАТЕГИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

События, которые сегодня так стремительно происходят в мире, говорят о том, что настало время изменения мирового порядка. Мир перестает быть однополярным. Многие страны, объединяясь вокруг России в блоки и союзы, такие как: БРИГС, Таможенный союз, Евразийский союз – стремятся выйти из под влияния США и создать новое мироустройство – биполярный или даже многополярный мир. Однако успех по созданию новых центров влияния возможен, если все объединившиеся государства и, прежде всего, Россия будут сильны экономически.

Эффективное управление экономической безопасностью Российской Федерации должно обеспечивать суверенитет страны и ее национальную безопасность [1].

Под экономической безопасностью государства понимается состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов [2].

Обеспечение экономической безопасности России сегодня актуально, как никогда за последние 23 года. С учетом современных реалий, которые заключаются в наложении экономических санкций в отношении России, интересы безопасности страны находятся под угрозой и требуют формирования стратегии эффективного управления экономической безопасностью России.

Европейские санкции в реальности сводятся к четырем основным направлениям. Первая группа санкций направлена против Крыма. Все, что связано с Крымом, блокируется. Транзит через Крым фактически ликвидирован, есть проблемы с водой, с энергетикой и ряд других. Например, когда продовольствие завозят из Краснодарского края, то даже те продукты, которые завозят с Украины, начинают продавать по краснодарским ценам [3, c.2].

Второе направление – это персональные санкции, которые действуют в отношении чиновников и влиятельных политиков, им запрещен выезд в страны ЕС и США и заблокированы их счета на западе. Однако эти санкции как раз способствуют тому, чтобы капиталы миллиардами долларов не вывозились из страны, как это было на протяжении многих лет, а оставались в России и инвестировали ее экономику.

Третье направление санкций – ограничение экспорта в Россию некоторых видов товаров, включая продовольственные. Сейчас Европа терпит серьезные убытки, по оценкам экспертов в общей сложности по странам ЕС на 6 млрд. долларов, что уже существенно ударило по фермерским хозяйствам, ориентированных на российский рынок: польские яблоки, норвежская рыба, литовские сыро молочные продукты и т.д.

В данной ситуации России предоставляется уникальный шанс обратить санкции по ограничению европейского экспорта в свою пользу, развивая собственное внутреннее производство. Это, прежде всего, касается предпринимателей сельского хозяйства. Необходимо развивать и увеличивать поставки на российский рынок основных продовольственных товаров отечественных производителей. Положительной тенденцией является то, что в последние годы объем вклада среднего и малого бизнеса в ВВП страны постоянно растет. Однако в условиях внешних экономических угроз, резкого сокращения экспорта государство должно создать все условия для предпринимателей малого и среднего бизнеса. Это касается низких, а лучше нулевых банковских процентных ставок под кредиты на несколько лет, создание свободных экономических зон и зон опережающего развития, где создаются льготные налоговые условия, благоприятные для притока инвестиций.

Так, например, в Крыму, который с 1 января 2015 года является свободной экономической зоной на 25 лет, необходимо развивать собственное животноводство, птицеводство, рыбное хозяйство, растениеводство – все то, что было практически уничтожено за многие годы нахождения Крыма в Украине. Особенно Крым всегда славился своим виноделием, которое может успешно конкурировать не только на рынках России, но и на мировых рынках. Поэтому в первую очередь необходимо увеличивать посевы виноградников и расширять производство винодельческой продукции. Крым имеет все шансы стать самодостаточным регионом или даже регионом-донором, но для этого понадобится несколько лет и многомиллиардные инвестиции.

Таким образом, проблема импортозамещения продовольственных товаров на отечественные представляется вполне решаемой. Гораздо большую экономическую опасность для России представляет запрет на импорт высокоточных станков, которые производились в основном в Германии. Таким образом, это очень сильно может отразиться на отечественной экономике, поскольку наше станкостроение ликвидировано достаточно давно. Подобные станки производят также в Японии и Южной Корее, возможно, удастся с кем-то из них подписать договора о поставках данного товара. Однако России необходимо предпринять серьезные меры по обеспечению собственной экономической безопасности в области импортозамещения промышленного производства.

Проблема экономики России состоит в том, что за 23 года она не перестала быть сырьевым государством, вся экономика России, ее бюджет напрямую зависит от продажи и цены на нефть и газ. Вся финансовая система также зависит от нефтедоллара. И в условиях экономической блокады России, когда цены на нефть резко снизились, это представляет реальную угрозу экономической безопасности России. Экономика России сейчас как никогда нуждается в диверсификации, т.е. в развитии разнообразных конкурентоспособных отраслей промышленности и, прежде всего, это касается высокоточного и высокотехнологичного производства в машиностроении и в электронике. Необходимо развитие именно наукоемких производств, поэтому сегодня государству следует уделять особое внимание финансированию научно-исследовательских институтов, лабораторий, созданию научно-производственных кластеров, которые занимаются инновациями, созданием новых технологий не только в ВПК, но и в мирных сферах экономики.

На современном этапе российские предприниматели находятся в сложных условиях, они вынуждены рисковать своим бизнесом в неопределенных условиях хозяйствования. Поэтому государство должно обеспечить максимальную поддержку малому и среднему бизнесу, необходимо создать центр страховой поддержки бизнеса.

Предпринимателям необходимо дать гарантию того, что хотя бы в течение трех лет условия налогообложения не будут меняться, чтобы дать им максимальную возможность в короткий срок насытить внутренний рынок качественными товарами отечественного производства.

Четвертое направление санкций связано с российской финансовой системой. Российские государственные банки не могут взять кредиты в иностранных банках, а им надо рассчитываться с долгами, возвращая достаточно большие финансовые средства. Президент России В.В. Путин уже неоднократно говорил о том, что необходимо переходить на национальную платежную систему расчетов. Так, например, с Китаем уже заключены договора, где финансовые расчеты будут производиться в юанях и рублях, что позволит укрепить национальную валюту и ослабить доллар. Несмотря на внешнее экономическое давление, финансовая система страны сейчас устойчива, благодаря определенным шагам, предпринятым Нацбанком России. Как отметил президент, макроэкономическая политика будет и в дальнейшем вестись аккуратно и взвешенно, внешний российский государственный долг не будет превышать 15% ВВП страны. Это очень важный показатель в обеспечении суверенитета и национальной безопасности страны. Благодаря такой политике наши золотовалютные резервы не будут растрачены, например, на поддержание курса рубля, а должны только расти, обеспечивая экономическую устойчивость, а значит и безопасность нашего государства.

Заключение. С учетом современных реалий экономическая безопасность России находится под угрозой, на которую она, несомненно, должна достойно реагировать. Сегодня Россия не является тем слабым государством, которым она была в начале 90-х годов XX века после распада СССР. Российское влияние в мире усиливается. Однако политика сильно связана с экономикой. Только по-настоящему экономически сильное государство способно достойно отстаивать свои национальные интересы на мировой арене и противостоять внешним экономическим воздействиям.

Таким образом, стратегия эффективного управления экономической безопасностью России должна быть ориентирована на:

  • создание конкурентоспособной индустриальной экономики;

  • развитие внутреннего производства, прежде всего, наукоемких отраслей и обрабатывающей промышленности;

  • осуществление структурных сдвигов в пользу ресурсосберегающих производств, обновив систему основных фондов страны;

  • создание научно-производственных кластеров;

  • подготовку и переподготовку кадров по инженерно-техническим специальностям;

  • поддержку предпринимательства, ведущих инновационные разработки;

  • создание условий для притока инвестиций;

  • развитие импортозамещения;

  • государственную поддержку малого и среднего бизнеса;

  • стабилизацию финансовой и денежно-кредитной системы через движение экономики к минимуму темпов инфляции, бюджетного дефицита и создание национальной платежной системы;

  • обеспечение диверсификации отраслей экономики.

Необходимо обеспечить четкое государственное регулирование по управлению экономической безопасностью Российской Федерации, которое предполагает достижение такого состояния экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического и оборонного существования, инновационного развития, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Читайте также

Список литературы

  1. Эконом'Безопасность - портал по экономической безопасности http://www.security-zone.ru
  2. Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. - М.: 1994.
  3. Михаил Делягин: Наш ответ Западу должен быть не только ассиметричным, но и неадекватным / «Крымская правда» от 17.09.2014г.

Цитировать

Буренина, Н.Б. Стратегия эффективного управления экономической безопасностью Российской Федерации / Н.Б. Буренина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2864 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться