Статья 19, часть 2 Конституции гласит «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола…»[1] Что же мы видим на самом деле в жизни россиян? Занимается ли государство данным вопросом? Какими рычагами управления пользуется? Так ли мы равны, независимо от пола?
Неравенство в общественно – политической жизни; Неуплата алиментов; Домашнее семейное насилие. Проблемы с трудоустройством; социально – экономическая зависимость. Это лишь немногий перечень вопросов, где права женщин нарушаются. В семье большинство женщин зависят от мужчин, подвергаются унижениям и домашнему насилию.
Более подробно рассмотрим одну из ключевых проблем неравенства женщин в РФ «Домашнее семейное насилие». Все более высокий уровень приобретает семейное насилие в отношении женщин. Ежегодно в мире почти 4 млн. человек становятся жертвами домашнего насилия.
В специальной литературе под домашним насилием понимается – повторяющийся с увеличением частоты цикл: физического, словесного либо экономического унижения и оскорбления с целью контроля, запугивание, попытки поставить в зависимое положение.
Известно, что поведение супругов, связанное с насилием в семье, обладает определенными стадиями и цикличностью:
- вначале происходит нарастание психологического напряжения, сопровождающегося унижением, оскорблением, другими формами нефизического насилия;
- затем наступает стадия активного насилия со вспышками гнева, перерастающие в непосредственно физическое насилие;
- примирения носят временный характер, после чего все повторяется вновь.
Всемирный Банк в своем «Докладе о Мировом развитии» отмечает, что в индустриальных странах, домашнее насилие и изнасилование отнимают почти год из каждых пяти лет здоровой жизни женщин в возрасте 15-44 лет:
- число женщин, которым угрожали физическим расправой или применяли её составляет – почти 60%;
- более половины избиваемых женщин получали травмы разной степени тяжести, при этом каждой 10-ой из них оказывалась медицинская помощь;
- почти каждая 5-я женщина находится в ситуации регулярного и жестокого физического обращения со стороны мужей (сожителей).
При всем этом, из жертв семейного насилия только 40% женщин обращаются в правоохранительные органы. Не обращались потому, что:
- 35% не верили в помощь правоохранительных органов;
- 20% боялись усиления насилия; столько же огласки;
- 25% обращений были проигнорированы.
Известно, что общественное мнение достаточно лояльно к фактам избиения женщин. Гениально подметил известнейший криминолог XVII века Ч. Беккариа: «Деспотизм общественного мнения предоставляется единственным средством получить от других добро или отвратить от себя зло, когда законы не могут это обеспечить. При этом общественное мнение, если ему это выгодно, выдает видимость добродетели за саму добродетель, а злодея – за проповедника».
Проблема « домашнего насилия», влечет за собой женскую преступность[2].
Таблица 1 Уровень женской преступности в целом по Российской Федерации
Год |
Всего женщин, совершившихся преступление |
1996 |
121776 |
1997 |
122725 |
1998 |
121950 |
1999 |
131000 |
2000 |
141930 |
2001 |
188115 |
2002 |
237839 |
2003 |
257277 |
2004 |
186100 |
2005 |
218224 |
До настоящего времени отсутствует Федеральный закон «О защите от насилия в семье», хотя подобные законы уже несколько лет действуют в Республике Казахстан и Кыргызстан. В России лишь в одном субъекте – Ставропольском крае, принят аналогичный, но региональный закон.
В Канаде, к примеру, уже много лет действует система немедленного реагирования на проявления домашнего насилия. Проблемным семьям по месту жительства бесплатно устанавливают портативную аппаратуру, с помощью которой сигнал опасности мгновенно передается в полицию. В западных странах еще вначале 1990-х гг. были созданы мощные исследовательские Центры по проблемам насилия против женщин. По результатам исследований можно будет разработать обучающие программы по профилактике семейного насилия и организовать по ним регулярные консультационные, просветительские и образовательные занятия с использованием опыта зарубежных стран. Наконец, правоохранительным органам следует кардинально изменить своё отношение к данной проблеме, повернувшись лицом к населению и отказывавшись от всем надоевшей палочной системы оценок их деятельности.
Сложившиеся положение неравноправия необходимо исправлять, привлекать к проблемам неравенства женщин и мужчин внимание законодателей, общественности, органов государственного власти. Не ограничиваться декларированием положений, что женщины и мужчины равны в своих правах, а принимать соответствующие законы, выражать готовность к соблюдению и защите равенства прав и действенно соблюдать принцип равенства прав.