Исследования многих авторов в последние годы показали, что категория несовершеннолетних осужденных содержащихся в воспитательных колониях является одной из самых сложных [3, 6, 7, 8]. Сложных, потому что, объектом исправления являются подростки, которые в силу своего развития имеют своеобразный уклад психики [2, 9, 12, 13, 14].
Говоря о несовершеннолетних правонарушителях, мы можем дать им следующую психологическую характеристику. Несовершеннолетние преступники по сравнению с подростками, правонарушений не совершивших, имеют социально отягощенные дефекты психофизиологического и интеллектуального развития, в том числе:
- различные нарушения в деятельности организма, происходящие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах (в том числе от черепно-мозговых травм, общесоматических и инфекционных заболеваний);
- ярко выраженное начиная с детского возраста нарушение невропатологических черт и патохарактерологических реакций (чрезмерная крикливость, плаксивость, повышенная обидчивость, легкая ранимость, капризность, постоянное беспокойство, нарушение сна, речи);
- пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, воспитателями, в учебе и труде, затрудняющий приобретение необходимой информации и социального опыта.
Личность несовершеннолетнего преступника, прежде всего, характеризуется деформацией правосознания у несовершеннолетних преступников [4, 15, 16]. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение [10, 11, 17, 18].
Микросреда осужденных состоит из двух основных сфер —материальной и духовной. Первую составляют коллектив воспитателей, психологов и различные официальные и неофициальные объединения осужденных. Ко второй относится совокупность средств нравственного, правового воздействия, различные групповые нормы и правила поведения, принятые среди правонарушителей, система ценностных ориентаций.
Из перечисленных элементов наибольший интерес в плане рассматриваемой проблемы представляют те, которые образуются непосредственно осужденными, то есть их культура, традиции, правила поведения. Без уяснения их специфики, основных характерологических признаков невозможно правильно понять многие социально-психологические процессы, протекающие в коллективе осужденных, наметить пути их развития.
Оказавшись в местах лишения свободы, несовершеннолетние правонарушители стремятся попасть в ту среду, в которой им легче адаптироваться, при этом они избирают роли, которые позволяют оставаться в стабильном состоянии. При неэффективной организации воспитательной работы можно выделить три механизма отрицательной адаптации вновь прибывших в колонию осужденных, причиной чего является несовпадение ожиданий избираемого ими ролевого поведения, которое не всегда совпадает с ожиданиями окружающих:
- принятие роли нарушителя установленного в ВК режима содержания со всей ее поведенческой атрибутикой: бравадой, хулиганскими выходками, дерзостью;
- принятие роли исполнителя. В этом случае поведение и деятельность осужденного зависят от желаний и указаний лидера отрицательной микрогруппы. Цель деятельности исполнителя находится в рамках ситуации, изменяется вместе с ней, но обязательным является его поддержка нарушителей дисциплины и оказание им помощи;
- принятие роли отвергнутого, что влечет за собой презрение со стороны окружающих положение «униженного». Такая адаптация не дает осужденным возможности жить интересами коллектива, добиваться успехов в самовоспитании, поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения.
Каждая роль выбранная осужденными имеет контакт с социальной средой, что определяет ее закрепление в поведении воспитанника. Основной целью ролевого поведения является достижение социального статуса, который позволит, не травмируя личность взаимодействовать со средой.
Удовлетворение потребности в общении вновь прибывших осужденные с установками отрицательной адаптации находят в малых группах негативной направленности, где вырабатывается особая система ценностей. Ценности отрицательно настроенных несовершеннолетних осужденных (на материалах эмпирического исследования 2014 г.): престиж в группе (4,9) общение с друзьями (4,8), материальное благополучие (4,2), спорт (4,2), интерес к профессии (3,7), кино (3,8), продолжение образования (3,3), общение с воспитателями (3,0), общественная работа (3,0). Ранее проведенное исследование у данной категории осужденных имеет аналогичные показатели.
Подростки, обучающиеся в средних школах, в отличие от несовершеннолетних из воспитательных колоний устанавливают другой порядок в системе указанных ценностей: на 1-е место они поставили интерес к профессии (4,9), на 2-е - продолжение образования (4,8), на 3-е - общественную работу (4,6) и на последнее - материальное благополучие (2,8).
В условиях воспитательных колоний малые группы отрицательной направленности позволяют осужденным удовлетворить потребность в идеале. Негативный идеал, который группа предлагает в качестве образца, достижим более легко и требует меньших усилий, связанных с приобретением новых социально значимых навыков и усилий, нравственной перестройкой личности. Общность идеала улучшает эмоциональное состояние воспитанников колонии, которое объясняется осознанием собственной принадлежности к группе, что, в соответствии с психологией развития, вызывает чувство объективной нужды у несовершеннолетнего.
Появившаяся в связи с этим зависимость от группы влечет за собой чувство невозможности не оправдать ее доверие, оправдать поступки членов группы. Сохранность личного статуса, при реализации в малой группе для воспитанников важнее, чем осуждение их позиции сотрудниками колонии или другими осужденными. Следовательно, одной из причин выбора той или иной роли осужденным в условиях ВК обуславливается их стремлением достигнуть определенного статуса при идентификации себя с какой-либо группой, при этом данное стремление не всегда бывает до конца осознанным [1, 5].