Психотерапевтический метод «анималотерапия»: преодоление эмоционально — стрессовых состояний у детей, пострадавших от насилия в семье

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной работе представлены специфические проблемы и психологические трудности, которые возникают у детей впоследствии жестокого обращения в семье. Кроме этого, затронуты аспекты реабилитации и особенности преодоления стрессовых состояний у детей.

Ключевые слова

АНИМАЛОТЕРАПИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ДЕТИ, НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ, ПСИХОТЕРАПИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ, СТРЕССОВОЕ СОСТОЯНИЕ

Текст научной работы

Человек всегда был «хозяином природы», тем не менее, не забыл свое почитание животных, по крайней мере, на уровне подсознания, и никогда не разорвет с ними отношения. А передаваемый по наследству опыт, что у животных есть чему поучиться, лежит в основе современных представлений об анималотерапии. Являясь одним из психологических методов, она базируется на исследованиях и законах психологии человека, зоопсихологии и этологии. Из глубины веков берет свои истоки анималотерапия — созданный реальной жизнью метод оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками). Что же такое анималотерапия? Разделим слово на две части: «animal» — в переводе с латыни означает животное; и «терапия» — процесс, целью которого является облегчение, снятие или устранение каких-либо симптомов. Значит анималотерапия это научный метод лечения и профилактики использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Как отмечает в своих работах Н. Л. Кряжева, животные оказывают «незримую» психологическую помощь: расширяют круг общения, компенсируют одиночество, снимают психоэмоциональное напряжение, дают положительные эмоции, а иногда, к сожалению, «служат объектом вымещения негативных эмоций и агрессии». Особенно актуально на сегодняшний день организовать такую терапию для детей, имеющих психологическую травму, получившую в результате насилия в семье. Как известно, такие дети испытывают трудности в силу пережитых событий, специфические проблемы.

  1. Ограничение социальных контактов. Проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т. д.
  2. Недоразвитие навыков продуктивного общения. Обычно контакты со сверстниками бедны по содержанию и мало эмоционально насыщены. Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.
  3. Нереализованная потребность в любви. Следствие этого нехватка тактильного ощущения, проблемы нравственного развития. Проявляются они чаще всего в кражах, безответственности, подавлении и оскорблении более слабых, в снижении эмпатии, способности к сочувствию, сопереживанию и, в целом, в недостаточном понимании или непринятии моральных норм, правил и ограничений.
  4. Деформированная компенсация недостающей любви. У детей нарушено самосознание, поэтому полоролевая идентификация затруднена. Многие дети называют персонал, а порой и друг друга, «мама», не зависимо от пола.
  5. Адаптация к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию. [2]

Эти проблемы очень актуальны, анималотерапия может помочь в преодолении и сглаживании психологической ситуации данных проблем. Но для начала посмотрим, какие функции несет в себе анималотерапия.

Задача анималотерапии — раскрытие дополнительных возможностей в поведении и личности взрослых и детей, обогащение социально адаптированного поведенческого репертуара через наблюдение, обучение и тренировку таких механизмов, которые позволяют животным максимально приспособиться к условиям жизни, находиться в сбалансированном взаимодействии с окружающими.

С. Д. Деребо и В. А. Ясвин выделили следующие функции анималотерапии:

  1. Психофизиологическая функция. Взаимодействие с животными может снимать стресс и агрессию, нормализовывать работу нервной системы, психики в целом.
  2. Психотерапевтическая функция. Взаимодействие людей с животными может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.
  3. Реабилитационная функция. Контакты с животными и растениями являются тем дополнительным каналом взаимодействия личности с окружающим миром, который может способствовать как психической, так и социальной ее реабилитации.
  4. Функция удовлетворения потребности в компетентности.
  5. Потребность в компетентности, выражаемая формулой «я могу», является одной из важнейших потребностей человека.
  6. Функция общения. Одной из важнейших функций, которую могут осуществлять животные, и даже растения в процессе взаимодействия человека с ними — это функция партнеров общения. [2]

Таким образом, анималотерапия затрагивает многие аспекты реабилитации детей, а именно:

  1. Улучшаются коммуникативные функции за счет того, что во время занятий, ребенок общается и действует совместно с педагогом и животным.
  2. Повышается уровень самостоятельности, так как ребенок учится ухаживать за животным, играть с ним, воспитывать и управлять. Тем самым он, обучая животное, обучается сам контролировать этот процесс.
  3. Улучшения физического, психологического и эмоционального состояния. При работе и играх с животным ребенок испытывает радость, он успокаивается, т. к. рядом есть «друг» которому он может доверять. А подвижные игры тренируют физически. Дети на время занятия отвлекаются на животное и забывают про неприятности, проблемы и разочарования.
  4. За счет совместной деятельности, занятия способствуют интеграции детей в общество, расширяет горизонты их возможностей, помогая преодолевать барьеры в общении.
  5. Тренировка навыка общения, снятие негативного фона ребенка. Дети инстинктивно тянутся к животным. Они легко общаются с ними и создают тесные дружеские отношения. Исследования британских ученых доказали, что 90 % детей 7- 8 лет ставят своих животных на одно из первых 10 мест в иерархии значимых отношений, а многие — и на первые 5 мест.
  6. Тактильное общение. Большинство животных приятны на ощупь. Дети любят обнимать и гладить их, и это тоже имеет терапевтическую ценность. Это снижает уровень стресса, дает детям возможность выразить свои чувства. Взамен животные ничего не спрашивают и не критикуют.
  7. Высокий уровень развития социальных навыков и эмпатии (способности к сопереживанию). Животные выполняют роль доверенных лиц, близких друзей, обеспечивают эмоциональную поддержку и являются ценными компаньонами. Животные — это связь с другим миром. Дети наблюдают за их реакциями, привычками, способами выражения удовольствия, любопытства.

Как можно увидеть из описанных выше примеров, взаимодействие с животными и животным миром действительно может выполнять такие важные функции, как например самореализация, реабилитация и общение. Причем, как правило, от ребёнка не требуется никаких дополнительных знаний о животном — его задача, просто наблюдать (если имеются в виду аквариумные рыбки), слушать (канарейки и попугаи), гладить (кошка) или активно взаимодействовать (собака, лошадь, дельфины). Предпочтение отдается «социализированным», домашним животным: лошадям, кроликам, кошкам, собакам, хомячкам, свинкам, — всем тем, кто научился «прилично себя вести» в человеческом обществе. При выборе животного необходимо изучить его индивидуально-психологические особенности, привычки в «быту» и на природе, выяснить условия воспитания, посмотреть, как животное знакомится, общается, не агрессивно ли. Важно знать и состояние его здоровья. Взаимодействие с животными в домашних условиях без осознания или целенаправленного понимания их терапевтического назначения обозначается как «естественная анималотерапия». Процесс целенаправленного использования животных и их символов по специально разработанным программам для коррекции эмоционально-личностных проблем называется «направленной анималотерапией».

Психолог в своей работе применяет и направленную анималотерапию: это различные методики и инструментарий, комбинирование элементов арттерапии, игротерапии, сказкотерапии, детского аутотреннинга, телесно-ориентированные техники. Символ животного в виде слайда на стене, образ в воображении ребенка, рисунок-якорь на теле, подвижная игра, мягкая игрушка, сказка и, наконец, реальное животное — вот те методические инструменты, которые расширяют эмоциональный опыт ребенка, активизируют психологические ресурсы, обновляют способы поведения и учат помогать самому себе. Таким образом, направленной анималотерапией должен заниматься специалист, способный глубоко изучить психологические особенности маленького клиента, разобраться в глубинных причинах его внутренней проблемы и владеющий широким методическим инструментарием в плане психокоррекции. Имеются интересные результаты психологических исследований о том, что дети, дома у которых есть животные, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания, речи, у них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно-следственных связей, «лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений». (Мак-Фарленд Д). [1]

В исследовании 3.Л. Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку, отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью, закрытостью. Те, у кого дома есть собаки, аккуратны, собранны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, они зависимы от чужого мнения, открыты к взаимодействию. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенностях собаки и кошки позволяют использовать их и их символы в различных коррекционных программах. Рыбки, птички в домашних условиях — это элемент интерьера, «с ними нельзя вступить в телесный контакт» (К.Лоренц). [1]

Кошки и собаки выполняют в семье разные функции. Кошки чаще всего компенсируют потребность в телесном контакте; собаки — живое эмоциональное общение, реализующее потребность в контроле. Подвижные, гиперактивные дети избыток своей энергии лучше реализуют через взаимодействие с собакой. Однако, и нерешительным, замкнутым детям собака может помочь реализовать потребность в установлении контактов. Особенностью анималотерапии является возможность расширения опыта невербального поведения. Ребенок четко улавливает настроение животного, так как оно всем видом: позой, движениями, взглядом – его показывает. Такие наблюдения за поведением животного дают ребенку опыт присоединения, расширяют «репертуар» эмоций: радость, доброжелательность, грусть, обида, злость становятся понятны и узнаваемы. Анималотерапевтический метод расширяет сенсорный опыт ребенка, развивает целостность восприятия, дает импульс фантазии и воображению.

Также стоит добавить, что анималотерапия это не панацея от всех болезней. А чтобы добиться высоких результатов нужно подходить к вопросу комплексно, задействую как можно больше специалистов. Итак, домашние животные, давние жизненные спутники человека, формируют его эмоциональный мир, способствуют обогащению поведенческих реакций, развивают интеллект и обогащают личность ребенка, имеющего психологическую травму. В заключении хотелось бы употребить слова педагога И. Цвелева: «Животные - самые близкие и преданные друзья человека. Они чувствительнее и преданнее людей. Они готовы быть с нами до конца...»

Читайте также

Список литературы

  1. Груздева Е. Анималотерапия [Электронный ресурс] // Нанопсихология – самая аккуратная психология : научно-популярный журнал. – 2014. - URL: http://nanopsychology.ru/index.php/component/content/article/45/125
  2. Цветкова М. В. Влияние анималотерапии на детей с ограниченными возможностями здоровья в детских домах [Текст] / М. В. Цветкова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 623-625.

Цитировать

Гамаюнова, А.В. Психотерапевтический метод «анималотерапия»: преодоление эмоционально — стрессовых состояний у детей, пострадавших от насилия в семье / А.В. Гамаюнова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2929 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться