Феномен человеческой агрессивности не перестает привлекать к себе внимание исследователей различных научных сфер [1, 2, 3, 4, 11, 12, 13]. Различные формы агрессии находят свое крайнее выражение как в противоправных действиях и преступлениях, так и становятся источником, порождающим ответную агрессию [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20]. Особенно острой на протяжении последних лет остается проблема агрессивного поведения несовершеннолетних. Являясь, по мнению исследователей, самостоятельным видом девиантного поведения [5, 6, 7, 25, 26, 27, 28, 29, 30], агрессивность неизбежно присутствует во многих из них. Проблема агрессивности еще более обостряется, когда речь идет о местах лишения свободы.
Не углубляясь в теоретический анализ подходов к проблеме агрессивности, напомним, что в науке разграничивают понятия «агрессия» и «агрессивность» [8, 9, 10, 21, 22, 23, 24, 31]. Агрессия - это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба.
Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное.
Агрессивность как устойчивая черта личности способна предопределять общую направленность поведения человека, оказывая влияние на выбор способов межличностного взаимодействия, особенно в конфликтных ситуациях.
В ходе нашего исследования мы изучали взаимосвязь между агрессивностью и способом разрешения конфликтной ситуации несовершеннолетними осужденными, отбывающими наказание в воспитательной колонии. Мы предположили, что несовершеннолетние девушки с высоким уровнем агрессивности в качестве предпочтительной будут выбирать стратегию «конкуренция», характеризующейся стремлением личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц.
В нашем исследовании приняли участие несовершеннолетние осужденные девушки рязанской воспитательной колонии. Выборку составили 50 воспитанниц в возрасте 14-18 лет.
Основными методами исследованиями выступили индивидуальная беседа, наблюдение, опрос. В исследовании использовались: личностный опросник Басса-Дарки, опросник К. Томаса.
Опросник Басса-Дарки состоит из 75 утверждений, на которые обследуемый должен ответить «да» или «нет». А. Басс и А. Дарки выделяют следующие виды реакций:
- физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;
- косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная;
- раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);
- негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов;
- обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;
- подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред;
- вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
- чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
При этом индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.
Результаты изучения стратегий поведения в конфликте были получены с помощью опросника Кеннета Томаса, который содержит 30 вопросов и позволяет выявить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации.
Обобщенные результаты показывают на следующее процентное соотношение пяти возможных стратегий: «конкуренция» - 36 %, «компромисс» - 25 %, «приспособление» - 18 %, «сотрудничество» - 12 %, «избегание» - 9 %. Как мы видим, подавляющее большинство выборов сделано в отношении так называемых непродуктивных способов поведения в конфликтной ситуации.
Далее мы сопоставили данные по уровню агрессивности и стратегиям поведения в конфликтной ситуации, разделив выборку на две части: с высоким уровнем агрессивности и уровнем в норме и ниже нормы.
В итоге получилось, что у девушек с высоким уровнем агрессивности преобладающей является стратегия «конкуренция». Она заключается в соперничестве, основанном на стремлении личности добиваться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц.
Это подтверждается и словами персонала воспитательной колонии. Так в ходе бесед с воспитателями и учителями школы удалось установить, что подавляющее большинство воспитанниц в конфликтных ситуациях ведут себя агрессивно, стараются не уступать, аргументируя свою позицию не только вербально (крик, визг, нецензурная брань, оскорбления, угрозы, проклятия), но и физически. Данный факт подтверждает и дисциплинарная практика.
В группе девушек с уровнем агрессивности в норме и ниже нормы наибольший процент получили стратегии «приспособление» и «сотрудничество», и практически в равных соотношениях остальные три. Такое соотношение вполне закономерно характеризует разнородную по своему составу выборку.
Вместе с тем, само по себе исследование уровня агрессивности и конфликтности личности не может решить вопросы, связанные с исправлением и ресоциализицией несовершеннолетних воспитанниц.
Важное место в этом процессе занимает выявление индивидуально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, а также причин агрессивного поведения. При этом мы предполагаем, что мотивация агрессивного поведения несовершеннолетних в условиях мест лишения свободы имеет свою специфику и опосредована комплексом индивидуально-психологических, социально-психологических и психофизиологических факторов, что станет предметом нашего дальнейшего исследования.
Анализ исследований по проблеме агрессивности несовершеннолетних осужденных показывает, что объяснением данного явления могут служить такие факторы, как общее социальное неблагополучие, включающее в себя плохие семейные взаимоотношения, отсутствие одного или двух родителей, алкоголизм, конфликтность в семье, ярко выраженные авторитарные методы воспитания с элементами насилия, сексуальных притязаний, постоянного унижения достоинства ребенка; отрицательное влияние друзей, улицы, приводящее к различным зависимостям (табакокурению, алкоголизму, наркомании, токсикомании), раннему вступлению в половую связь. Так, по данным исследований 48 % осужденных девушек систематически подвергались избиению со стороны родителей, свыше 70 % проживали в семьях, где родители злоупотребляли алкоголь или наркотики, 54 % подвергались сексуальному насилию, а около 5% были изнасилованы в детстве. Не получив признания в семье, подростки-девушки переносят отрицательный опыт семейных взаимоотношений на систему общения в малые группы улицы, где продолжают приобретать опыт агрессивного поведения.
Известно, что одним из механизмов усвоение различных форм поведения является наблюдение и подражание. И в этом плане весьма негативную роль в последнее время играет широкая демонстрация актов вербальной и физической агрессии в средствах массовой информации, среди которых лидирующее место занимает сеть Internet. Но это отдельная тема другого серьезного исследования.
Кроме того, на формирование и выбор агрессивных форм поведения не следует исключать и влияний таких специфических факторов, как сам факт осуждения, опыт пребывания в СИЗО, процесс этапирования, пребывание в карантине ВК и т. п.
Состояние агрессии определяют еще и другие важные факторы, к числу которых следует отнести особенности психического и соматического здоровья осужденных.
С другой стороны немаловажным является и тот факт, что многие из опрошенных воспитанниц просто не представляют себе иного способа разрешения возникающих в их среде противоречий, не знают, как вести себя правильно в конфликтных ситуациях, и часто сами провоцируют драки и стычки буквально на пустом месте.
Таким образом, комплексное исследование агрессивности и причин агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных женского пола, формирование и развитие у них навыков бесконфликтного общения в совокупности с другими психокоррекционными мероприятиями будут способствовать достижению общей цели – ресоциализации и последующей социальной адаптации осужденных.