Реформа образовательной системы в России, переход на новые стандарты привели к становлению инновационных технологий. Приоритетом современной образовательной системы является не только подготовка студента к профессиональной деятельности, но и его социальное формирование. Сегодня основное направление образования – это поворот к личности обучающегося, его психологическим особенностям, переход к конструктивно – деятельной организации образовательного процесса. Поэтому использование инновационных технологий – явление закономерное и неизбежное. Однако образование неотделимо от носителя – педагога, поэтому вопрос о его личности, как совокупности творческих, педагогических и коммуникативных качеств, является так же актуальным. Безупречное владение своим предметом, образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, стремление к постоянному совершенствованию профессионализма становятся неотъемлемой частью профессиональных качеств педагога, а наиболее продуктивной формой обучения – процесс активного познавательного сотрудничества между педагогом и обучающимся, и личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию[1,2].
Исходя из этого, ведущими задачами педагога являются: - создать благоприятные условия для творческого развития и саморазвития личности обучающего; - учитывать возрастные и психофизиологические особенности студентов; - показать наиболее удобный путь получения информации и грамотного её использования в профессиональной деятельности; - социализировать личность.
В современном образовательном процессе использование инновационных технологий позволяют формировать компетенции, необходимые для профессиональной деятельности будущего медицинского работника[3,4].
Изучение иностранного языка - это одна из первых и очень значимых ступеней в формировании личности современного студента и его социального статуса. Владение иностранным языком является компонентом общей культуры обучающегося, с помощью которого происходит его развитие и самоопределение, приобщение к собственной и иноязычной культуре, фундаментализацией компетенций и интеллектуализацией личности.
В настоящее время остро стоит вопрос о том, как сделать процесс изучения иностранного языка индивидуально значимым для каждого студента. Решением этой проблемы вот уже несколько лет занимаются преподаватели Арзамасского медицинского колледжа. Сегодня, на базе нашего учебного заведения данная проблема реализуется по следующим направлениям: - Модель организации обучения по профессиональным компетенциям, которая позволяет студентам осуществлять практические умения, поддерживать успех в освоении иностранного языка. - «Интерактивная модель обучения» - студент и педагог равноправные «субъекты» обучения.
В реализации первого направления используются следующие принципы: -опора на обученность и обучаемость студента; -учета и соблюдения личностных образовательных и профессиональных интересов; -обеспечения субъектной позиции студента; -непрерывность, системность и преемственность в изучении иностранного языка; -взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Организация образовательного процесса по иностранному языку на основе профессионального модуля позволяет создать условия для реализации креативного потенциала студентов, более полного удовлетворения результатами собственно деятельности, способствует решению задач, повышения доступности, качества и эффективности изучения иностранного языка.
Второе направление реализуется через результаты совместной деятельности участников образовательного процесса, при котором устанавливается межличностные связи, формирование у студентов опыта через осмысление, наличие разнообразной и взаимосвязанной активности участников образовательного процесса (физической, социальной, познавательной).
В Арзамасском медицинском колледже в рамках данных направлений на занятиях используются следующие методы и формы: - организация активного, продуктивного взаимодействия студентов между собой, с преподавателем, с различными источниками информации, а также с техническими средствами в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, выполнения проектов, интерактивных и творческих заданий, анализ конкретных ситуаций, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний; предоставляется возможность для самореализации личности студента; -дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуации из практики, анализ морального выбора; - тренинговые формы проведения занятий.
Итогом нашей профессиональной деятельности является: повышение эффективности занятий и интереса студентов, формирование и развитие у студентов коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между ними, формирование и развитие аналитических, креативных способностей студентов, положительная динамика в результатах итоговой аттестации студентов [5,6,7].
Таким образом, выше перечисленные методики, используемые педагогами для реализации поставленных задач, обладают гибкостью и адаптацией – качествами, необходимыми в непрерывно меняющихся условиях образования и сохранения здоровья обучающихся современного образовательного процесса [8,9]. Интегрированное применение инновационных технологий помогает преподавателю реализовать главное профессиональное качество – постоянно демонстрировать студентам умение самореализовываться.