Организация образовательного процесса с внедрением инновационных технологий

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Мультимедиа – технологии, учебные презентации, кейс-технологии, портфолио, метод проектов формируют у учащихся не только профессиональные, но и методические компетенции.

Ключевые слова

ПОРТФОЛИО, МЕТОД ПРОЕКТОВ, КЕЙС, МУЛЬТИМЕДИА - ПРЕЗЕНТАЦИИ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Текст научной работы

Современные изменения, происходящие в образовании, непосредственно отражаются и на функционировании образовательной системы. В таких условиях образование не только должно успевать за требованиями времени, но и опережать их. Стремительный рост знаний диктует новые требования предъявляемые к педагогическому процессу - это изменения методов, форм организации образовательного процесса и внедрения инновационных технологий [1,2].

Современные образовательные технологии в настоящее время являются основным звеном развития педагогической компетенции. Каждому педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий. Внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс требует решения определенных задач как дидактического, так и организационного характера, качественно нового технического оснащения образовательного учреждения средствами ИКТ (компьютеров, Internet, мультимедийной и видеотехники). [3,4].

Не вызывает сомнения то, что сегодня без широкого использования информационных технологий построить учебный процесс очень сложно. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Традиционные технологии обучения уже не способствуют активизации познавательной деятельности студентов и не мотивируют их на лучшее овладение учебным материалом. Эта задача решается, используя на занятиях мультимедиа - технологии, которые в последние годы все активнее применяются в учебном процессе.

Использование интерактивной доски, мультимедиа - оборудования дают возможность преподавателю сочетать все средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению материала во время занятия, насыщает его информацией. Роль педагога сводится к управлению учебным процессом.

Мультимедийная презентация - позволяет объединить в компьютерной системе текст, звуковые эффекты, видео и графическое изображение, анимацию. Зрительное восприятие в сочетании с пояснением способствует лучшему усвоению информации, а наглядность заинтересовывает студентов, что положительно сказывается на их уровне знаний.

Используя мультимедиа - презентации повышается информативность и обзорность лекций, увеличивается динамичность, выразительность и эмоциональность излагаемого материала в сочетании с увеличением объема различных материалов для самостоятельной работы в традиционном и электронном варианте. Занятия с использованием электронной презентации эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают получение большого объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду.

Учебные презентации на занятиях можно использовать при изложении нового материала, закреплении полученных знаний и с целью текущего контроля, повторения, обобщения пройденного материала

Мультимедиа - технологии являются универсальным дидактическим инструментом, необходимым для создания банка дидактических и методических материалов, фото- и видео-задач, видеороликов практического содержания, электронных атласов, мультимедийных библиотек и электронных учебных комплексов при кабинетах.

Использование информационных технологий требует новых подходов к эстетике лекционного процесса, поэтому оформление лекции-презентации с показом видеофрагментов и компьютерной виртуальной реальности не должно отставать от уровня дизайна web-страниц Интернета.

Информационные технологии решают следующие дидактические задачи:

  • совершенствование организации преподавания, повышением индивидуализации процесса обучения;
  • индивидуализация работы самого педагога;
  • повышение продуктивности самоподготовки обучающихся;
  • увеличение количества заданий для обучающихся;
  • достигается оптимальный темп работы обучающихся;
  • усиление мотивации к учебной деятельности;
  • обеспечение гибкости процесса обучения;
  • активизация процесса обучения, привлечение обучающихся к исследовательской деятельности.;
  • сохранение здоровья обучающихся [7,8].

Данный метод обучения учит обучающихся преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, это формирует у них профессиональное мышление при систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов учебного материала, что повышает эффективность лекционных занятий.

Некоторые формы учебной работы сложно представить без компьютерной поддержки или использования мультимедийных учебных материалов.

Популярны формы активного обучения: кейс - стади, метод проектов, портфолио и др.

Кейс-технология - это система интерактивных методов проблемно-ситуационного анализа, основанных на обучении путем решения конкретных задач.

Цель метода кейс-стади: проанализировать совместными усилиями группы студентов ситуацию (кейс), возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение.

Метод кейс-стади способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за них;
  • брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий;
  • работать в коллективе и команде, продуктивно общаться с коллегами, потребителями;
  • понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;
  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

Портфолио - технология работы с результатами учебно-познавательной деятельности обучающегося.

Педагогическая цель применения технологии портфолио научить:

  • отбирать, систематизировать и анализировать информацию;
  • работать с различными источниками информации;
  • прослеживать динамику отношения студента к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

Технология портфолио выполняет следующие функции в образовательном процессе:

  • диагностическую - позволяет показать те аспекты развития обучающегося, которые необходимо формировать и являются проблемными точками в его обучении;
  • целепологания - развивает у обучающегося умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою профессиональную деятельность;
  • мотивационную - способствует поддержанию интереса к изучаемой дисциплине за счет включения разнообразных заданий;
  • информационную - помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по заданной теме, создать целостное представление об учебной дисциплине;
  • контролирующую - позволяет отслеживать этапы и качество овладения обучающимся учебным материалом.

Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажном носителях.

В образовательном процессе могут использоваться следующие виды портфолио: "Портфолио документации", "Портфолио-коллектор", "Портфолио процесса", "Портфолио показательный", "Портфолио оценочный", "Портфолио отзывов", "Портфолио достижений". Виды и структура портфолио не являются определенными и могут меняться.

Каждый педагог в праве самостоятельно их видоизменять, усовершенствовать и усложнять по мере освоения обучающимся способа его организации, соблюдая принципы компетентностно-ориентированного образования. Важно, чтобы каждому обучающемуся была понятна мотивация выполнения портфолио. В ходе создания портфолио формируется не только профессиональная, но и методическая компетентность.

Метод проектов - педагогическая технология, не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы и направлен на получение результата. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в реальной жизни). Проект может быть монопредметным, межпредметным и внепредметным. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Метод проектов может применяться в рамках самостоятельной работы студентов по дисциплинам. Итоги оформляются в виде докладов, творческих отчетов и презентации исследований [9,10].

Самостоятельная внеаудиторная работа является важным средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Самостоятельный поиск материала, подготовка докладов, рефератов, отчетов в сопровождении с мультимедиа - презентацией, выполнение конкурсных работ для смотров профессионального мастерства способствуют развитию у обучающихся:

  • кругозора;
  • конструктивного, алгоритмического мышления;
  • творческих способностей;
  • навыков познавательной и исследовательской деятельности;
  • навыков самостоятельной работы;
  • информационной культуры и способности осуществлять обработку информации;
  • умений выступления перед аудиторией [11].

В результате взаимодействия аудиторной и внеаудиторной самостоятельной деятельности обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, способность принимать решения и реализовывать их в будущей профессиональной деятельности [12,13,14].

В таких условиях повышаются профессиональные требования к преподавателям в плане владения современными программными средствами.

Неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя должно стать непрерывное самообразование, в основе которого в широком смысле лежат методы получения, усвоения, переработки и передачи разнообразной информации. Предъявляемые к преподавателю требования - есть стимул к овладению основными педагогическими компетенциями, а современные инновационные технологии - это средство развития педагогических компетенций [15,16].

Таким образом, использование современных инновационных технологий позволяет добиться высокого уровня развития педагогической компетенции, что обеспечивает качественный уровень подготовки обучающихся.

Читайте также

Список литературы

  1. Гигиенические проблемы реформирования школьного образования / М.И. Степанова, Н.Н. Куинджи, А.Г. Ильин и др. // Гигиена и санитария. – 2000. – №1. – С. 40 – 44.
  2. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. С.68.
  3. Михайлова С.В. Модульная сайт-технология. // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С.87-92.
  4. Калюжный Е.А., Михайлова С.В. Результаты применения образовательного сайта и модульной технологии в реализации БЖД в АГПИ // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4-2. С.172-173.
  5. Инновации в образовательной системе : сб. науч. ст. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [отв. ред. С. Г. Григорьева, З. М. Беляева]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2008. – 187 с.
  6. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Проблемы здоровья современных школьников // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.7-14.
  7. Модернизация образования – совместное дело школы и вуза : материалы респ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 15 апр. 2005 г. / Чуваш. гос. пед. ун-т ; [под ред. Ивановой С. В.]. – Чебоксары : ЧГПУ, 2005. – 135 с.
  8. Physiological aspects of the health of schoolchildren in Nizhny Novgorod region / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, Н.С.Марушкина, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев, Н.С.Замыслова // Science Time. 2014. № 8 (8). С.111-114.
  9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат и др.] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 1999. – 224 с.
  10. Моделирование здоровьесбережения в педагогической деятельности / Е.А.Калюжный, С.В.Михайлова, М.В.Титова, И.Садретдинова, Я.Федосеева, М.Маслова // NovaInfo.Ru. 2014. № 25. С.130-138.
  11. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе : использование интерактив. форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – 2-е изд., стер. – Волгоград : Учитель, 2008. – 91 с.
  12. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  13. Принципиальные особенности использования модульной сайт-технологии в системе дополнительного профессионального образования / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, В.Ю.Маслова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. С.68.
  14. Киселев А. С. Инновационная система опережающего образования в контексте социологической перспективы общественного развития : учеб.-метод. пособие [для вузов по направлениям пед. образования].– СПб. : Кн. дом, 2007. – 217 с.,
  15. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Социально-правовой статус и культура здоровья личности // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.5.
  16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : [учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров] ; под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 2002. – 271 с

Цитировать

Кочешкова, Е.В. Организация образовательного процесса с внедрением инновационных технологий / Е.В. Кочешкова, Е.П. Родькина, Т.М. Шагина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2986 (дата обращения: 05.10.2022).

Поделиться