Кто управляет экономикой

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В предлагаемой работе представлен несколько иной взгляд на базовые формы развития экономического хозяйства. В формате философии хозяйства сделана попытка проанализировать взаимодействие базовых форм экономического развития: милитаристической, религиозной и образовательной и соответственно подходов управления их развитием.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, РЕЛИГИЯ, МИЛИТАРИЗМ, ФОРМА, ЭКОНОМИКА

Текст научной работы

В предлагаемой вниманию специалистов работе представлен несколько иной взгляд на образование базовых форм экономического хозяйства и в качестве базовых формы экономического хозяйства приняты три: милитаристическая, религиозная и образовательная. Соответственно, по аналогии приняты и три формы управления хозяйством: милитаристическая, религиозная и образовательная.

Каждая из этих форм имеет свои функциональные институции:

  • милитаристическая форма хозяйства и управления хозяйством имеет армию, флот и соответствующую институциональную инфраструктуру;
  • религиозная форма хозяйства и управления хозяйством имеет церкви, монастыри и соответствующую институциональную инфраструктуру;
  • образовательная форма хозяйства и управления хозяйством имеет школы различного уровня и соответствующую институциональную инфраструктуру.

Эти формы в текущих отрезках времени время взаимосвязаны и многие их институции перекликаются, хотя исторически они создавались в различные периоды и имеют свою историю.

Вероятнее всего, по аналогии с живой, органической природой, первой формой хозяйствования стала милитаристическая, и естественно она и дала первую форму управления развитием.

Позже, по мере роста человеческого хозяйства и его массы милитаристическая форма становилась недостаточной и опасной, и потребовалась новая форма хозяйствования и управления развитием и появилась религия.

Но человеческое хозяйство развивалось, расширялось, специализировалось, появились новые хозяйственные институции и милитаристической (М), и религиозной (Р) формы тоже не стало хватать для управления, потребовалась новая – образовательная (О) форма хозяйства и форма управления развитием хозяйства.

В настоящее время трудно разделить эти формы хозяйства и управления, поскольку они участвуют в хозяйственных процессах одновременно и нераздельно, часто дополняя друг друга. Непросто определить и доминирующую форму, хотя можно сделать приблизительные оценки по доли собственности у каждой формы, но при этом тоже получаются весьма спорные цифры. Тем не менее по оценкам различных экспертов можно говорить о том, что приблизительно по 10% населения относятся к милитаристической, религиозной и образовательной форме, остальные находятся в состоянии броуновского движения, приобщаясь к той или иной форме по мере формирования политических протуберанцев.

На ранних стадиях развития человеческого хозяйства наиболее эффективное накопление собственности достигалось применением милитаристической формы, по мере расширения экономического хозяйства возникла необходимость в религиозной, а позже образовательной формах управления. Все эти формы управления экономическим хозяйством существовали и существуют одновременно на всех этапах развития человеческого хозяйства, изменяются лишь пропорции доминирования той или иной формы.

Изменение доминанты определяется качественно новым состоянием развития человеческого хозяйства, которое в свою очередь возникает как результат бифуркации в структуре хозяйства. Человеческое хозяйство накапливает капитал, происходит бифуркация-революция и появляется новое направление хозяйствования, новый фрактал. Для иллюстрации сказанного можно рассмотреть пример, когда в природе появился человек, тогда семья – это первичный фрактал, в котором накапливается потенциал, происходит бифуркация и формируется сначала первобытно-общинное хозяйство, а далее опять накапливается потенциал, происходит бифуркация и формируются уже рабовладельческие хозяйства, затем феодальные и как апофеоз – капиталистические. На каждом уровне-фрактале доминирует своя форма управления: на первобытнообщинном – примитивный милитаризм, многобожная религия и первородное образование, на рабовладельческом – технический милитаризм, иерархическое многобожие и иерархическое образование, на феодальном – милитаризм, монобожная религия и иерархическое образование, на капиталистическом технологический милитаризм, монобожная конфессиональная религия и профилирующее образование. Каждая форма-фрактал управления развитием совершенствовался во взаимосвязи с другими формами, которые оказывали друг на друга взаимное влияние.

Формы управления развитием сформировали социальные институты, через которые реализовывается управление развитием. Социальным институтом в обществе, через который реализуются милитаристические формы управления, являются вооруженные силы. Социальным институтом, через который реализуются религиозные формы управления развитием человеческого хозяйства, является церковь (церкви). Социальным институтом, через который реализуются образовательные формы управления – являются школы и университеты.

Каждый из социальных институтов, реализующих формы управления развитием человеческого хозяйства, сформировал свой набор инструментов, обеспечивающих реализацию форм управления развитием. Инструменты управления, совершенствуясь, формируют и определяют технологические уклады человеческого хозяйства.

Каждый технологический уклад задаётся доминантой формы управления развитием, которая влияет на развитие инструментов других форм управления. В Премодерне в первую очередь решается задача закрепления собственности и наиболее эффективно она решается именно милитаристическими инструментами, причём милитаристическая форма управления задаёт развитие и религиозных, и образовательных инструментов. То есть в Премодерне микс форм управления развитием представляет собой формулу М-Р-О. В Модерне наиболее эффективно с задачей накопления капитала-собственности справляется религиозная форма управления развитием. При этом религия, решая миссионерские задачи овладения умами людей, формирования необходимого образа жизни населения, стимулировала развитие в большей степени милитаристических инструментов, которые невозможно было развивать без образования. То есть в эпоху Модерна микс форм управления развитием хозяйства можно определить формулой Р-М-О. В Постмодерне уже образование, доминируя как форма управления развитием хозяйства, определяет направления развития и милитаристических, и религиозных инструментов, выводя их на новый уровень, который приведёт к формированию следующего (шестого) технологического уклада. Образовательная форма управления развитием связана с развитием таких милитаристических инструментов как бактериологическое, информационное, психологическое оружие, но образовательная форма управления развитием определяет и модернизирует и религиозную форму управления, формируя новые религиозные направления, которые кардинально отличаются от традиционных религий. В первую очередь необходимо говорить о том, что в настоящее время такой новой религией становится маркетинг с идеологией безграничности потребления. Таким образом, милитаристическая форма управления слабо воздействовала на развитие инструментов других форм управления. Доминирование религиозной формы управления привело к совершенствованию и активному развитию и милитаристических, и образовательных инструментов, что в конечном итоге определило формирование технологических укладов. Доминирование образовательной формы управления должно определить новое качество и переход от технологических укладов, видимо, либо к информационным укладам, либо к образовательным укладам развития общества.

Читайте также

Список литературы

  1. Булгаков С.Н. Философия хозяйства – М.: Наука, 1990.
  2. Осипов Ю.М. Экономическая цивилизация и научная экономия./ Экономическая теория на пороге XXI в. Под ред. Ю.М. Осипова. - М.: Юрист, 2000.
  3. Жуликова О.В., Жуликов П.П. Особенности управления в российских компаниях// Проблемы современной экономики №4, 2008, с.307-309.

Цитировать

Жуликов, П.П. Кто управляет экономикой / П.П. Жуликов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/3026 (дата обращения: 15.08.2022).

Поделиться