Тезисы к монографии «Новый взгляд на экономическую теорию»

№35-1,

экономические науки

Предлагаемая к публикации работа – это тезисная презентация монографии, посвящённой изучению современных представлений экономической теории с целью определения вектора развития мирового экономического сообщества и правил сохранения баланса противоборствующих сил.

Похожие материалы

Развитие современного человеческого сообщества наиболее адекватно можно сравнить с огромной и плохо организованной свалкой, на которой рядом располагаются и величайшие достижения человечества, и самые страшные его пороки.

В текущих отрезках времени современное человеческое хозяйство имеет самую неоднородную структуру за всё время своего развития, и особенно это касается его экономической части, в разной степени охватывающей около 85% населения планеты. Динамика развития мировой экономики уже давно вызывает беспокойство экономистов-исследователей, которые пытаются подогнать или создать какие-то внятные экономические теории под текущие события. Однако получается это далеко не всегда и совсем не гладко, и практика экономического развития выдвигает новые неожиданные вызовы загоняющие в тупик мировое и национальные экономические сообщества, их менеджмент, не способный объяснить их происхождение в формате существующих дифинициарных представлений об экономическом хозяйстве, проблематично, а часто и невозможно.

Ещё совсем недавно многим экономистам и социологам казалось, что решена главная проблема мирового экономического хозяйства, разрушена дипольная система управления мировой экономикой, в мировом сообществе больше нет противостояния, наступает эра мирового экономического процветания. Но сегодня пришло отрезвление и понимание того, что именно эта антагонистическая система и удерживала равновесие в мировой экономике, в мировом экономическом сообществе.

Если внимательно просмотреть хронологию экономического развития мирового сообщества, то нетрудно заметить, что главный и постоянно присутствующий конфликт в региональных и мировом сообществе формировался вокруг проблемы владения собственностью, то есть вокруг её справедливого распределения - распределения благ. Антагонизм между рабами и рабовладельцами, крестьянами и феодалами, пролетариатом и капиталом произрастал преимущественно из борьбы за право перераспределения материальных благ. Экономическое хозяйство стало развиваться в трёх основных формах – милитаристической, религиозной и образовательной, быстро накапливая антагонизм в сообществе, который остро почувствовал К. Маркс и представил в систематизированной Политэкономии, ставшей своеобразным кодексом и регламентом развития капитала. Маркс почувствовал нарастающее напряжение и предрек революционные катаклизмы, и нравится это кому-то или нет, но Советский Союз возник как инструмент сдерживания мирового конфликта и фактически был хранителем экономического-капиталистического уклада.

Выстроилась интересная для наблюдателя картина: в экономическом хозяйстве по нарастающей траектории накапливалась собственность, капитализировалась и стала капиталом, создавшим новую религию – Капитализм, запустивший ремесленную революцию, давшую в последствии идеологию меркантилизма, ставшую основной опорой развивающемуся Капиталу. Беспредельные аппетиты мирового Капитала и его адептов сдерживал именно СССР, и после его развала неравенство в распределении благ кратно усилилось во всём мировом сообществе и особенно жёстко в региональных, что особенно наглядно проявляется в распределении и потреблении продуктов жизненной необходимости.

Это фантомное неравенство выдвинуло новые, плохо понимаемые современным экономическим сообществом вызовы. Капитал создал иных адептов из олигархическо-бюрократической среды, отличающихся неуёмным аппетитом частного присвоения общественно произведённого блага и коррумпированных как по горизонтали, так и по вертикали. И в противовес новой власти адептов капитала появилась как бы ниоткуда иная оппозиция – оппозиция Капиталу, его адептам, то есть правящему олигархо-бюрократического классу. Появилась оппозиция иного уклада, иного формата, которую современное экономическое сообщество не может даже толком идентифицировать и классифицировать, и обозначает как терроризм, что в корне неверно. А что ещё более опасно, так это попытки представить эту оппозицию как местечковый сепаратизм типа реакционного исламизма.

Здесь следует обратить внимание на очень важную деталь – в этом современном сопротивлении Капиталу, оснащённому экономическим менеджментом и маркетингом зародилось и развивается совсем иное сознание, основанное на ортодоксальном радикализме. И если пролетариат боролся с капиталом за справедливое распределение блага, продукта производства и потребления, то новая оппозиция ориентирована на уничтожение любой ценой самих адептов Капитала и всех его ценностей, и в-первую очередь, на уничтожение доминирующего экономического олигархо-бюрократического менеджмента.

Нетрудно заметить, что такое целеполагание оппозиции формирует иное сознание, иных героев и лидеров, которым материальные блага вроде бы и не нужны, которые нацелены только на полное разрушение ценностей современного экономического - капиталистического хозяйства.

Противостоять этому новому антагонистическому течению в мировом экономическом хозяйстве может только образование, которое сможет вырастить конструктивную оппозицию. Следует отметить, что это особенно актуально для стран со слабой экономикой и большим разрывом уровня потребления благ в обществе. Надо понимать, что как только снижается образовательный уровень в сообществе, тут же усиливается радикальный клерикализм и ортодоксальный милитаризм.

В значительной степени угроза развития такой оппозиции существует и для России, и современное ошибочное понижение уровня образования, сокращения ВУЗов только провоцирует закрепление в сознании отверженных известной формулы: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…».

Сегодня ещё не поздно задуматься над тем, что исламский радикализм – это только начало нового противостояния современному капиталистическому развитию мирового хозяйства, уже появляются иные конфессиональные радикальные течения и подрастает новое поколение разрушителей экономического мира, которые не собираются строить новый мир в экономическом пространстве. И отворачиваться от этого явления или упрощать его нельзя, как не следует надеяться на то, что удастся остановить его карательными санкциями.

Для противостояния этому новому и иному антагонизму нужна новая теория экономического развития, нужны новые программы справедливого распределения блага, нужна грамотная образовательная политика, новые социальные институты, способные релаксировать опасные напряжения и тенденции в обществе, и главное, способные формировать сознание индивида как носителя созидательной функции бытия.