Индивидуально-психологические особенности здоровья студентов

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Основу статьи составляют результаты исследования психологических особенностей студентов разных профилей обучения, отличающихся по уровню информационной нагрузки и двигательной активности. Показано, что средовые условия обучения влияют на формирование особенностей личности и поведение. Выявлены характерные индивидуально-психологические особенности студентов разных профилей обучения.

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ, ПРОФИЛЬ ОБУЧЕНИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ, СТУДЕНТЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Текст научной работы

Актуальность. Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности [1,2].

Перемена многолетнего привычного рабочего стереотипа, основу которого составляет открытое И.П. Павловым психофизиологическое явление — динамический стереотип, иногда приводит к нервным срывам студентов и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с изменением прежних стереотипов, может на первых порах объяснить низкую успеваемость, и трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа проходит скачкообразно, у других — ровно. Несомненно, особенности этой перестройки связаны с характеристиками типа высшей нервной деятельности, однако социальные факторы имеют здесь решающее значение. Знание индивидуальных особенностей студента, на основе которых строится система включения его в новые виды деятельности и новый круг общения, дает преподавателю возможность помочь студенту избежать дезадаптационного периода и сделать процесс адаптации ровным и психологически комфортным. [3,4].

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

  1. адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям;
  2. общественная адаптация, т. е. процесс внутреннего объединения групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
  3. дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, одним из которых является психологическое здоровье, интеллектуальное развитие как показатель умственной деятельности и внимание — функция регуляции познавательной деятельности [5]. Определяя критерии психологического здоровья, нужно исходить из следующего положения: фундамент психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его развития. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация к социуму.

В настоящее время система вузовского образования претерпевает изменения в направлении личностно-ориентированного подхода. Данное направление нацелено на студента во всех его проявлениях и является оптимальной моделью взаимодействия студента и преподавателя. Здесь необходимо учитывать все особенности познавательной, мотивационной, личностной сферы обучаемого [2,6].

Внимание со стороны педагога к внутреннему миру студента, к его чувствам переживаниям создает атмосферу психологической безопасности, комфорта. Направленность всего образовательного процесса на личность, формирует в нем мотивацию здоровья и совершенствования [3,4].

Целью проведенного исследования стало выявление особенностей психологического здоровья студенческой молодежи Арзамасского филиала ННГУ.

Материалы и методы. Исследование проведено в процессе выполнения заданий «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы студентов. Всего было обследовано 327 студентов (75 юношей и 326 девушек) 17-20 лет 1-2 курса Арзамасского филиала ННГУ в течение 2013/14 уч.гоода.

Для определения состояния психического здоровья использовали тесты:

  1. тест опросник «Самочувствие-Активность-Настроение (САН)». На основании его результатов студентов распределили на 3 группы: 1 — студенты, у которых преобладает плохое самочувствие и настроение; 2 — студенты, у которых доминирует изменчивое настроение или которые сами не в состоянии оценить свое самочувствие и настроение как хорошее или плохое; 3 — студенты, у которых чаще всего доминирует хорошее самочувствие и настроение.
  2. тест опросник Айзенка. Согласно Т.Айзенка принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (и малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интравертам же, наоборот, присуща необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения в социальной адаптации. Невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Проведена интерпретация показателей анализа «искренности» по шкале: Откровенный – Ситуативный – Лживый.
  3. тест на оптимизм (по Р.С.Немову). На основе подсчета баллов ответов делаются следующие выводы об уровне развития такого качества, как оптимизм или, соответственно, противоположного качества - пессимизм [7].

Результаты исследования.

В ходе исследование провели изучение психологического благополучия у студентов на основе изучения качества самочувствия и настроения с помощью теста-опросника САН, результаты которого представлены в табл.1.

Таблица 1. Результаты теста опросника САН среди студентов различных факультетов

Факультет

Юноши

Девушки

1

2

3

1

2

3

Исторический

20,9

28,6

50,5

15,7

20

64,3

Филологический

23,3

43,3

33,3

22,7

30,1

47,1

Физ-матем

11,7

35,3

52,9

17,6

37,4

45

ФДиНО

26,7

32,7

40.6

15,9

20,6

65,5

ЕГФ

40,0

30,0

30,0

20,6

47,1

32,3

ППФ

12,1

27,9

60,0

12,5

25

62.5

Все

20

31,9

47,8

15,3

29,3

55,4

Статистика

χ2=26,79 c/c=10

P=0,028

χ2= 41,32 c/c=10

P=0,000

ПРИМЕЧАНИЕ:

1 — студенты, у которых преобладает плохое самочувствие и настроение;

2 — студенты, у которых доминирует изменчивое настроение или которые сами не в состоянии оценить свое самочувствие и настроение как хорошее или плохое;

3 — студенты, у которых чаще всего доминирует хорошее самочувствие и настроение.

По таблице мы можем видеть, что среди юношей с естественно-географического факультета преобладает плохое самочувствие и настроение (40,0%). На филологическом факультете у юношей доминирует изменчивое настроение или они не в состоянии оценить свое настроение и самочувствие самостоятельно, а вот ребята психолого-педагогического факультета имеют наивысший показатель среди других факультетов по хорошему самочувствию и настроению (60,0%). Среди девушек наибольший показатель плохого настроения и самочувствия имеют студенты филологического направления (22,7%), изменчивое настроение у естественно-географического факультета (47,1%), а хорошее настроение и самочувствие преобладает у девушек с факультета дошкольного и начального образования (65,5%).

Для выявления таких показателей психологических особенностей студентов, как искренность, невротизм и предрасположенность к интроверсии и экстраверсии провели опрос по анкетам Т.Айзенка, результаты которого представлены в табл.2.

По результатам опросника Айзенка видно, что всех больше «искренних и честных» студентов обучается на естественно-географическом факультете (71,8 %). Обучающихся, проявляющих свою честность, правдивость и искренность в зависимости от ситуации, больше всех – на физико-математическом факультете (80%), а наибольшая численность «лживых» студентов - на факультете психологии и педагогики (19%).

Известный психолог Карл Юнг считал, что всех людей можно разделить на 3 типа: интроверты, экстраверты и амбиверты. Интроверты - это люди, склонные переживать все чувства внутри себя и не хотят показывать их окружающим. У такого типа нет потребности в общении с другими людьми. Интровертам хорошо в своем одиночестве, они чувствительны, склонны к самоанализу и самокритике. Настроение чаще задумчивое, близкое к грусти. Экстраверты - это люди, которые ориентируются на внешний, окружающий их мир. Им нравится быть центре внимания, много общаться. Экстраверты обычно нравятся людям, потому как всегда готовы прийти на помощь, выслушать, развеселить. Настроение всегда хорошее, они оптимисты. Амбиверты - это "золотая середина" между интровертами и экстравертами. Они более избирательны в общении, чем экстраверты, однако не требуют одиночества, как интроверты. Амбиверты легко подстраиваются под ситуацию.

Таблица 2. Результаты тесты опросника Айзенка студентов различных факультетов, %

Факультет

Искренность

Экстравесия

Невротизм

искрен-ние

ситуативные

лжи-вые

интроверты

амби-верты

экстра-верты

очень медле-нны

уравновешенные

легко подвижны и возбудимы

Исторический

55,8

40,4

3,8

17,3

69,2

13,5

15,4

80,8

3,8

Филологичес-кий

53,2

43,6

3,2

17,7

75,8

6,4

11,3

79,0

9,7

Физ-матем.

фак.

13,3

80

6,7

10,0

83,3

6,7

6,7

90

3,3

ФДиНО

52,8

38,4

8,8

9,6

83,2

7,2

2,4

84,0

13,6

ЕГФ

71,8

23,1

5,1

10,3

82,0

7,7

2,6

79,5

17,9

ППФ

44,8

36,2

19,0

-

81,4

18,6

-

82,8

17,2

Все

58,8

41,0

8,2

10,7

76,2

13,1

5,7

82,5

11,8

Статистика

χ2= 39,19 c/c=10

P=0,000

χ2= 15,62 c/c=10

P=0,1109

χ2=26,57 c/c=10

P=0,0030

Наибольший показатель интровертности - на филологическом направлении (17,7 %), амбивертности на физико-математическом факультете (83,3 %), а экстравертности на факультете психологии и педагогики (18,6%).

Если сравнить показатели по невротизму, получим, что очень медленные и ленивые студенты преобладают на историческом (15,4%), наибольшая численность уравновешенных выявлена на физико-математическом (90,0%), а легко подвижных и возбудимых студентов в большей численности определено на естественно-географическом и психолого-педагогическом факультетах (17,9% и 17,2% соответственно).

Оптимизм и пессимизм (от лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший), понятия, характеризующие ту или иную систему представлений о мире с точки зрения выраженного в ней позитивного или негативного отношения к сущему и ожиданий от будущего. Результаты проведенного нами теста на оптимизм (табл.3) таковы, что наибольший показатель пессимистов, как юношей, так и девушек, определен на естественно-географическом факультете (65% и 41,7% соответственно). Оптимистов среди юношей наибольшая доля выявлена на филологическом направлении (83,7%), а среди девушек - на историческом (82,7 %).

Таблица 3. Результаты теста на оптимизм (по Р.С.Немову) студентов различных факультетов

Факультет

Пессимисты

Оптимисты

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

Исторический

35,3

17,3

64,7

82,7

Филологический

14,3

31,9

83,7

67,1

Физ-матем

25,0

39,1

75,0

60,9

ФДиНО

46

24,5

54

75,5

ЕГФ

65,0

41,7

35

58,3

ППФ

30,0

21,9

70,0

78,9

Все

39,3

33,2

60,7

66,8

Статистика

χ2=12,53 c/c=10

P=0,2512

χ2=22,92 c/c=10

P=0,0859

Заключение. Необходимо отметить, что психологическое здоровье не зависит полностью от социальной среды в университете. Оно формируется на протяжение всей жизни человека, и изменяется под влиянием множества факторов. Т.к. студенты обучаются на разных направлениях, они получают разную нагрузку. Проанализировав результаты тестов, затрагивающих разные психологические состояния, можно увидеть, на каком факультете студенты более апатичны, эмоционально напряжены, и менее открыты. Главная задача преподавателя создать правильную эмоциональную атмосферу, для того чтобы настроить студента на работу.

Читайте также

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья. - Санкт-Петербург, 2006 . – 428 с.
  2. Калюжный Е.А., Кузмичёв Ю.Г., Михайлова С.В., Маслова В.Ю. Результаты мониторинга физического здоровья студентов на основе активной самооценки // Научное мнение. 2012. № 4. С.133-137.
  3. Панихина А.В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2011. Т. 151. № 3. – С. 248-250.
  4. Миллер С. Психология развития: методы исследования. - СПб., 2002. - 464 с
  5. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А.Калюжный, В.Н.Крылов, Ю.Г.Кузмичев, А.И.Сабурцев, С.А.Сабурцев С.В.Михайлова // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С.508.
  6. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. - М., 1997. - 480 с.
  7. Здоровый образ жизни – фактор профессионально-личностного развития студентов / С.В. Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, Д.Борзенко // Молодой ученый. 2014. №18-1. С. 64-65.
  8. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987. - 304 с.
  9. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 388 с.
  10. Раевский Р.Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов /Р.Т. Раевский, С.М. Канишевский; Под общ. ред. Р.Т. Раевского. – О.: Наука и техника, 2008. — 556 с.
  11. Характеристика адаптационных возможностей студенческой молодежи / Е.А.Калюжный, Ю.Г.Кузмичев, С.В.Михайлова, Д.Борзенко, К.Глаголева, Е.Норкина, К.Розина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4(36). С.97.
  12. Оценка функциональных возможностей студентов / С.В.Михайлова, Е.Норкина, Ю.Тремаскина, К.Глаголева // Исследования в области естественных наук. 2014. № 4 (28). С.4.
  13. Михайлова С.В., Норкина Е., Тремаскина Ю. Сущность и проблемы здорового образа жизни студентов // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 6 (10). С. 25.
  14. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Социально-правовой статус и культура здоровья личности // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.
  15. «Паспорт здоровья студента» - метод формирования культуры здоровья / С.В.Михайлова, Е.А.Калюжный, Е.Норкина, Ю.Тремаскина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 (36). С.81.
  16. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. - М.: Владос, 2000. - 127 с.

Цитировать

Индивидуально-психологические особенности здоровья студентов / О.И. Кашаева, И.И. Садретдинова, Я.Ю. Федосеева, А.А. Шепельков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3059 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться