Роль финансового прогнозирования в устойчивости бизнеса

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье представлена информация о важности и актуальности финансового планирования. Очевидно, что от должной организации финансового планирования коренным образом зависит благополучие предприятия. Бизнес не может рассчитывать на процветание, не разрабатывая финансовых планов и не контролируя их выполнение. В развитых странах планирование — один из важнейших инструментов регулирования хозяйства.

Ключевые слова

БИЗНЕС, УСТОЙЧИВОСТЬ, ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом финансовый план — программа того, что должно быть сделано в будущем.

Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений[2]:

  1. Максимизация продаж;
  2. Максимизация прибыли;
  3. Максимизация собственности владельцев компании.

Важной частью рыночной активности предприятия являются первые два критерия (максимизация продаж и максимизация прибыли).

Задачи финансового планирования [2]:

  1. Проверка согласованности поставленных целей и их осуществимости;
  2. Обеспечение взаимодействия различных подразделений предприятия;
  3. Анализ различных сценариев развития предприятия и, соответственно,
  4. Объемов инвестиций и способов их финансирования;
  5. Определение программы мероприятий и поведения в случае наступления
  6. Неблагоприятных событий;
  7. Контроль за финансовым состоянием предприятия.

Выделяют четыре этапа финансового планирования (рисунок 1) .

Этапы финансового планирования.
Рисунок 1. Этапы финансового планирования.

Четырехэтапный процесс планирования предполагает принятие решений и осуществление мероприятий, которые на каждой стадии планирования влияют на будущее предприятия. Поскольку никто не в состоянии точно предвидеть будущее, планирование должно быть непрерывным. Необходимо постоянно учитывать на каждом этапе финансового планирования вновь поступающую информацию.

В практике финансового планирования применяют следующие методы: экономического анализа, коэффициентный, нормативный, балансовый, дисконтированных денежных потоков, многовариантности (сценариев), экономико-математическое моделирование. Исходным в финансовом планировании является экономический анализ использования финансовых ресурсов за истекший период, этапы которого показаны на рисунке 2.

Этапы анализа финансовых планов.
Рисунок 2. Этапы анализа финансовых планов.

Бизнес-планирование объединяет перспективное и текущее планирование. Бизнес-план — это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса[1].

Понятие «финансовая устойчивость» имеет несколько определений, в частности: — осуществлять платежи в соответствии с установленными сроками для обеспечения своевременного исполнения обязательств; способность сохранять платежеспособность в неблагоприятной ситуации — при падении выручки, непредвиденном росте цен на материалы, сверхплановом увеличении капиталовложений, а также возможность повышать краткосрочные долги за счет реализации оборотных активов. В данном материале под финансовой устойчивостью понимается способность преприятия поддерживать свою платежеспособность в текущей (операционной) и инвестиционной деятельности.

Из-за изменения ситуации на рынке или вследствие реализации инвестиционных проектов, у компании могут возникнуть сложности с платежеспособностью. Для сохранения финансовой устойчивости достаточно выполнение двух основных условий: текущей оборотный капитал должен быть выше допустимого норматива на тот же период, а собственной оборотный капитал — больше нуля. Необходимо отслеживать их соблюдение как в текущем отчетном периоде, так и в будущих, при планировании. Источниками данных для анализа послужат бухгалтерский баланс, бюджет доходов и расходов, а также инвестиционный план.

Оборотный капитал определяется как разница между оборотными активами (итог раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса) и оборотными пассивами (итог раздела V «Краткосрочные обязательства» за минусом строки 610 «Займы и кредиты»). Краткосрочные кредиты и займы не принимаются в расчет, поскольку являются источниками финансирования оборотного капитала и не относятся к операционной деятельности предприятия. Для обеспечения корректности расчетов следует рассматривать только ликвидные активы и пассивы. Так, не имен смысла учитывать проблемную дебиторскую или просроченную кредиторскую задолженности, потому что по сути они уже не являются «действующими» элементами оборотного капитала. Для целей управления оборотным капиталом рекомендуется ввести так называемый норматив — требуемое значение оборотного капитала, при котором будет обеспечена непрерывность производственного процесса и выполнен годовой план продаж. Норматив рассчитывается для всех основных бизнес-процессов: закупок, производства и сбыта.

Организовать фирму — дело нехитрое. А вот удержать бизнес "на плаву" удается не многим. Ведь даже при стабильных продажах все можно потерять за один день. При всех указанных обстоятельствах человек стремится уменьшить свои потери (убытки) при наступлении неблагоприятных условий.

Для этого и существует институт страхования бизнеса, при котором одна сторона — страхователь — обязывается к уплате страхового взноса, а другая сторона — страховщик (организация, созданная специально для страховых операций) — принимает на себя ответственность за те последствия, которые могут произойти для имущества или жизни страхователя или другого заинтересованного лица (выговоренного лица) от наступления предусмотренного в договоре события.

Страховые компании предлагают фирмам более десятка самых разнообразных программ добровольного страхования. Сегодня страховые компании (страховщики) включают в пакет страхования малого бизнеса: имущественное страхование, связанное с эксплуатацией и использованием помещений офиса, оборудования, мебели, товаров… При наступлении страхового случая страховая компания компенсирует пострадавшему предприятию (страхователю) ущерб в полном объеме при условии, что страховая сумма соответствует действительной стоимости имущества. В случае «недострахования» имущества страховщик (по закону) вправе выплатить только долю ущерба, равную отношению страховой суммы к действительной стоимости имущества; страхование ответственности за причинение вреда третьим лицам. Допустим, при оказании SPAуслуг воздействием химически активных веществ был нанесен ущерб здоровью клиента. Пострадавший может предъявить претензии к предприятию или его хозяину. А что делать последнему, если у него нет свободных средств для возмещения вреда? Здесьто и выручит договор страхования профессиональной ответственности; страхование перерывов в производстве — зачастую бизнес малого предприятия сосредоточен в одном месте (как правило, это арендованный офис). При пожаре в офисе деятельность фирмы окажется фактически парализованной. От вынужденного простоя компания понесет убытки: неполученную прибыль, дополнительные затраты в целях сокращения ущерба, неизбежные текущие расходы (зарплата персонала, аренда, налоги)... Размер возмещаемого страховой компанией ущерба будет напрямую зависеть от фактического времени простоя. Обычно страховщик устанавливает франшизу (невозмещаемая часть убытка) — минимальный срок перерыва в деятельности. Только после его окончания простой подпадает под страховой случай.

Помимо вышеперечисленного страховые компании предлагают своим клиентам пакеты, которые могут включать в себя медицинское страхование персонала, автомобилей (ОСАГО, угон и другие риски), страхование товаров и оборудования при перевозках…

Конечно, страхование от всех возможных опасностей обойдется недешево, но лучше потратиться на страховой полис, чем вовсе лишиться бизнеса из-за одного крупного ущерба.

Читайте также

Список литературы

  1. Грязнова А.Г. «Финансы» [Электронный ресурс].: учебник/ А.Г. Грязнова А.Г.-М., Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/fgag/04.htm-27.01.2015
  2. Ефимов В.С. Финансы. Часть 1 [Электронный ресурс].: Учебно-методический комплекс/ В.С. Ефимов Режим доступа: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook076/book/index/index.html?go=part-012*page.htm
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах [Текст]: Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. – 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Страховое дело [Текст]: Учебно-методический комплекс. - Уфа: БЭК, 2008.- 126 с.
  5. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Электронный ресурс].: Учеб. пособие для вузов/Т.Г. Морозова Режим доступа: http://edulib.pgta.ru/els/prognozirovanie_i_planirovanie_v_ servise/prognozirovanie_i_planirovanie_v_servise.pdf

Цитировать

Гайбадуллина, Э.М. Роль финансового прогнозирования в устойчивости бизнеса / Э.М. Гайбадуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3062 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться