Транспортная культура и безопасность транспортных систем

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 9
CC BY-NC

Аннотация

В статье показано, что подход к решению проблемы повышения безопасности транс-портных систем должен быть системным и идти по пути формирования транспортной культуры населения. Необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста, так как большая часть представителей общества участвует в транспортных процессах в качестве пассажиров и водителей различных видов транспортных средств. Специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах должно быть направлено на овладение школьником знаний и умений в области транспортно безопасных отношений.

Ключевые слова

ТРАНСПОРТНАЯ КУЛЬТУРА, ДОРОЖНЫЕ АВАРИИ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ТРАНСПОРТ, СИСТЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

Известно, что все созданные человеком транспортные системы относятся к социотехническим системам. И человек в них является активным элементом. Поэтому, решая проблемы безопасности любой транспортной системы, следует учитывать человеческий фактор не только в процессе эксплуатации, но еще в процессе ее разработки (проектирования) и создания (подготовки, организации, строительства и т.д.). Это хорошо видно на примере автомобильного транспорта. Дорожно-транспортный процесс осуществляется системой «человек - транспортное средство - дорога и среда». Здесь элемент «человек» рассматривается не только в качестве непосредственного участника этого процесса (водитель, пассажир, пешеход, регулировщик движения), от которого во многом (но далеко не все) зависит безопасное состояние системы, но и, обязательно, в качестве косвенного (опосредованного) участника движения. А это - конструктор транспортных средств, их производитель и эксплуатационник; проектировщик, строитель и эксплуатационник всей дорожной сети, включая инженерные сооружения и уличную сеть. Ясно, что и от перечисленных во многом зависит безопасность рассматриваемой системы.

Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
  2. определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
  3. оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  4. категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  5. разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
  6. разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

Принципы обеспечения транспортной безопасности

Основными принципами обеспечения транспортной безопасности являются:

  1. законность;
  2. соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
  3. взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
  4. непрерывность;
  5. интеграция в международные системы безопасности;
  6. взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной

Очевидно, что создавая всевозможные транспортные системы, человек проявляет себя как материальное (биологическое) существо и как социальное, так как будучи созидателем, он одновременно с этим является носителем и потребителем духовных ценностей, накопленных человечеством. Здесь он выступает как активный и непосредственный участник разработки и создания этих систем и как их пользователь. Человек является исходным системообразующим фактором всех систем, осуществляющих транспортировку.

Транспортировка - это специфическая форма деятельности человека, направленная на перемещение в пространстве и времени природных и искусственно созданных самим человеком объектов, веществ, энергии, информации, а также и самого себя. Для осуществления транспортировки человек создает специальные системы - транспортные. Последние, по сути своей, не производят материальных и духовных продуктов, а лишь выполняют работу по их перемещению.

Системный подход к определению концептуального смысла транспортировки и систем ее осуществляющих, т.е. транспортных систем, позволяет философски осмыслить и понятие транспортной культуры как одной из специфических форм жизнедеятельности человека по удовлетворению его потребностей в организации и осуществлении вещественного, энергетического, информационного и социального обмена. Рассматривая человека в «живой» среде транспортных систем в качестве их творца и участника процесса транспортировки, можно утверждать, что он творит «транспортную культуру» как неотъемлемую и функционально важнейшую составляющую общей культуры. Отсюда эффективность любой транспортной системы и ее безопасность всецело зависит от транспортной культуры. Учитывая, что человек является активным элементом всех создаваемых им социотехнических систем, в том числе транспортных, безопасность этих систем необходимо рассматривать с учетом поведенческого фактора человека как на стадиях проектирования и создания систем (подготовительный период), так и в процессе их эксплуатации. Поэтому можно утверждать, что безопасность транспортных систем находится в прямой зависимости от состояния и уровня транспортной культуры как структурной составляющей общей культуры. А это позволяет, в свою очередь, констатировать, что безопасность транспортных систем зависит не только от уровня подготовленности и возможности человека создавать безопасные условия функционирования этих систем, но и от его подготовленности, возможности и состояния безопасно участвовать непосредственно в транспортных процессах.

Уникальность транспорта состоит в том, что он вездесущий. Его условно можно назвать «кровеносной системой» общества (для сравнения: связь и телекоммуникационные системы - «нервной системой»). В этой связи проблема безопасности транспортных систем в большей степени носит характер социальной проблемы. А решение проблемы подготовки человека к безопасному участию в транспортных процессах зависит не только от роли специализированных отраслевых ведомств, но и от состояния и роли образования в целом. При этом образование понимается как социальный институт общества, а не только как его составляющая - система образовательных учреждений.

Наиболее распространены аварии, связанные с городским транспортом, т.к. он является наиболее часто эксплуатируемым. Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт – зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Дорожно-транспортное происшествие – происшествие, возникшее в процессе движения механических транспортных средств и повлекшее за собой гибель или телесные повреждения людей, повреждение транспортных средств, сооружений, грузов или иной материальный ущерб.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий: наезды на людей и др. подвижные объекты, находившиеся в полосе движения автомобиля; наезды на неподвижные объекты (в т.ч. и на стоящие на дороге транспортные средства); столкновения автомобилей друг с другом и другими средствами — встречные, боковые при попутном движении и перекрестные, происходящие под различными углами; опрокидывание транспортных средств в результате заноса, потери управления, неблагоприятных дорожных условий, применения водителем резких или неправильных приемов управления.

Значительное количество ДТП происходит по вине пешеходов. Пешеход является активным и самым незащищенным участником дорожного движения. Анализ несчастных случаев на дорогах мира показал, что каждый третий погибший в результате ДТП – пешеход.

Поведение пешехода определяется в первую очередь стоящей перед ним степенью ответственности и дефицитом времени для достижения поставленной цели. Установлена прямая зависимость между различными состояниями пешеходов (спешка на работу и с работы, общее утомление после рабочей смены, «накопление» утомления за рабочую неделю) и количеством аварийных ситуаций, возникших по их вине. Довольно большое количество ДТП с участием пешеходов приходится на необустроенные места пересечения транспортных путей. Большинство ДТП (42%), в которых признаны виновными пешеходы, происходит при неправильной оценке ими складывающейся дорожно-транспортной ситуации при переходе через проезжую часть вне установленных мест и опасное поведение перед транспортом.

Формирование транспортной культуры должно быть системным, т.е. необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста

Первое педагогическое условие – специальное обучение школьников безопасности на транспорте и их подготовка к осознанному и безопасному участию в транспортных процессах – направлено на овладение школьником знаний и умений в области транспортнобезопасных отношений.

Главный смысл данного условия состоит в том, что невозможно обеспечить самостоятельное безопасное участие школьников в транспортных процессах без специального их обучения. То же относится и к подготовке учащихся к самостоятельной безопасной жизнедеятельности в транспортной среде. Это обучение предполагает усвоение детьми законов и правил безопасности на транспорте, специальных знаний и умений, и закрепление у них специальных навыков и привычек безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте. Оно также направлено на создание у детей образов дорожных ситуаций в динамике их развития; освоение ими умений видеть, наблюдать и анализировать возникающие ситуации на дороге, прогнозировать их развитие; на выработку у ребенка рефлекса на реальную или на предполагаемую (ожидаемую) опасность.

Таким образом, подход к решению проблемы повышения безопасности транспортных систем должен быть системным и идти по пути формирования транспортной культуры населения. В основе системы подготовки человека должны быть такие направления теории и практики, как инженерия, психология и педагогика, культурология, этика, эстетика, дизайн и другие с обязательной опорой на понятия и законы морали, нравственности и права, действующие в обществе. Речь идет не только о подготовке специалистов-транспортников. Необходима система непрерывной подготовки населения начиная с дошкольного возраста, так как большая часть представителей общества участвует в транспортных процессах в качестве пассажиров и водителей различных видов транспортных средств как общего, так и индивидуального пользования (наземный, надводный, воздушный транспорт), а также в качестве пешеходов. В реализации же задачи подготовки населения необходимо участие всей социально-педагогической среды общества, ядром которой (организатором подготовки) должна быть система образовательных учреждений.

Читайте также

Список литературы

  1. Лукьянов В.И. Безопасность дорожного движения. 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1983. - 262 с.
  2. Буралев Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте : учебник для студ. высш. учебн. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
  3. Якупов А.М. Транспортная культура: философское и социокультурное обоснование ее природы // Жизнь. Безопасность. Экология : научно-образовательный аналитический журнал. – СПб., 2008. – № 1-2. – С. 140-154.
  4. Якупов А.М. Современная парадигма предотвращения дорожно-транспортных происшествий по вине или неосторожности детей и подростков. – Магнитогорск: Издательство «Магнитогорский Дом печати», 2008. – 34 с.
  5. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"
  6. Трофименко Ю.В., Евстигнеева Н.А., Девисилов В.А. Методические вопросы построения многоуровневой системы подготовки кадров по транспортной безопасности // Безопасность в техносфере. 2013. № 3. С. 75 -79
  7. Показатели здоровья водителей и безопасность дорожного движения / С.В.Михайлова, Д.Борзенко, К.Глаголева, Е.Норкина, К.Розина // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 2 (34). С.50.
  8. Мошкин В. Культура безопасности как составная часть культуры // Основы безопасности жизнедеятельности. 2004. - № 1. С. 44-48.
  9. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов / Е.А.Калюжный [и др.] - Арзамас: АГПИ, 2012. – 316 с.
  10. Глазунов Ю. Н., Котляревский В. А. Аварии и катастрофы: Предупреждение и ликвидация последствий: Кн. 4: Учебное пособие. Под ред. Котляревского В.А., Забегаева А.В. – М.: Ассоциация строительных вузов, издательство, 1998 г. – 208 с.
  11. Якупов А.М. Концепция формирования транспортной культуры школьника // Профильная школа : учебно-методический и научно-практический журнал. – М., 2009 – № 3 (36). – С. 42-47.
  12. Калюжный Е.А., Кузмичев Ю.Г., Михайлова С.В. Социально-правовой статус и культура здоровья личности // Электронный научно-практический журнал Культура и образование. 2014. № 9 (13). С.5.
  13. Денисов Р.А. Подготовка молодежи к военной службе: учебно-методическое пособие / Р.А.Денисов, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А.П.Гайдара». Саров ;, 2010.
  14. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.// Министерство транспорта Российской Федерации. – М., 2008.
  15. Котик М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения. - М. : Транспорт, 1987. - 88 с.
  16. Пеннин С.С. «Российский транспорт», МЭИ, 2006. – 177 с.
  17. Калюжный Е.А. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: учебно-методическое пособие / Е.А.Калюжный, С.Г.Напреев, С.В.Михайлова ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Арзамасский гос. пед. ин-т им. А. П. Гайдара». Арзамас, 2011.
  18. Димухаметов Р.С. Теория и практика формирования культуры детей и подростков // Вестн. ин-та культуры детства ЧГАКИ. Челябинск, 2004. - Вып. 1. - С. 29-32.
  19. Якупов А.М. Педагогические условия и технология формирования транспортной культуры школьника // Наука и Школа : журнал Московского педагогического государственного университета. – М., 2009. – № 3.– С. 77-80.
  20. Якупов А.М. Транспортная культура школьников и оценка ее сформированности // Стандарты и мониторинг в образовании : научно-методический журнал. – М., 2009. – № 3 (65). – С. 58-62.
  21. Сапронов В.В. О личности безопасного типа и компетентности в области безопасности жизнедеятельности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2002. — № 3. — С. 6-8.
  22. Якупов А.М. Воспитание личности безопасного типа поведения в транспортной среде – основополагающее условие формирования транспортной культуры школьников // Гуманизация образования в России : сб. науч. тр. регион. науч. интеракт. конф. – Магнитогорск : МаГУ, 2007. – 269 с. – С.255-263.

Цитировать

Транспортная культура и безопасность транспортных систем / Н.П. Комаров, А.В. Любаев, А.А. Шепельков, С.С. Яшин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3074 (дата обращения: 25.03.2023).

Поделиться