Опыт использования цветотерапии и сказкотерапии в речевом развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Работа посвящена анализу и описанию опыта использования цветотерапии в речевом развитии детей в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении № 67 г.Сочи. В заключении автор приходит к выводу, что цветотерапия и сказкотерапия как методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста обладают исключительно широкими возможностями. Как показывает многолетний опыт работы с детьми в условиях логопедической группы в дошкольном образовательном учреждении, помимо формирования речевых навыков, решаются также такие задачи как творческая самореализация, осознание себя как личности, значительно улучшается процесс взаимодействия с окружающим миром.

Ключевые слова

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СКАЗКОТЕРАПИЯ, ЦВЕТОТЕРАПИЯ, ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОУ

Текст научной работы

Введение

Детская тревожность и ее влияние на развитие ребенка в настоящее время является весьма обсуждаемой темой как в научных кругах, так и в популярных изданиях [см., напр., 1-6 и др.]. Тревога дезорганизует не только игровую и учебную деятельность – она активизирует разрушение личностных структур. Знание причин появления повышенной тревожности будет способствовать налаживанию коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и созданию оптимальных условий для формирования правильной речи детей дошкольного возраста. Немалую роль в ее возникновении играют стрессогенные факторы – как внешнего, так и внутреннего генеза. Проблема минимизации как количества этих факторов, так и их влияния на психику развивающегося ребенка, является одной из важнейших и злободневных проблем возрастной и педагогической психологии, в связи с чем и привлекает к себе пристальное внимание ученых [см., напр., 7-12].

Повышенная детская тревожность также оказывает негативное влияние на формирование речи ребенка. Планомерное развитие связной речи особенно важно в логопедической работе с дошкольниками с общим речевым недоразвитием. Системное речевое недоразвитие, наблюдаемое у детей, в комбинации с отставанием в развитии некоторых психических функций настоятельно требует применения дифференцированного подхода к выбору комплекса методов и приемов формирования речевых навыков.

Наблюдается и обратная связь. Широко известно, одним из условий нормального психосоциального развития является постоянное общение ребенка со взрослыми и сверстниками [13]. У детей с тяжелыми речевыми нарушениями отклонения в речевом развитии затрудняют общение. При общем недоразвитии речи, в силу клинико-физиологических аспектов, происходит отставание в развитии второй сигнальной системы и, следовательно, ослабляется ее регулирующая роль, что, в свою очередь, ведет к задержке эмоционального развития дошкольника. У таких детей наблюдаются большие трудности в образовании условных эмоциональных реакций, непроизвольность чувств. Это, в свою очередь, также является причиной тревожности [14].

Существует множество технологий и методик, которые позволяют корректировать психофизическое состояние ребенка. Каждая группа этих технологий призвана решать свои приоритетные задачи. В контексте нашей работы, можно назвать методики, направленные на формирование правильной речи, и методики, нормализующие уровень тревожности. Однако некоторые из них вполне способны решать обе эти задачи (с приоритетом формирования речевых навыков). Такими, на наш взгляд, вполне можно признать методики так называемой «цветотерапии» и «сказкотерапии». Их безусловным достоинством как раз и является «универсальность» решаемых педагогических задач. Данные методики вполне можно назвать инновационными, а с учетом того, что инновационная деятельность является одной из важнейших сфер работы любого образовательного учреждения [15], в том числе и дошкольного, актуальность данной статьи и ценность опыта в применении указанных методик в логопедических группах сомнений, на наш взгляд, не вызывает.

Результаты

По мнению ряда исследователей [см., напр., 16, 17], под связной речью должно подразумевать любую единицу речи, языковые элементы которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) являют организованное по законам логики и грамматики языка единое целое. В этом ракурсе и «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи». Понятие «связная речь» касается диалогической и монологической речевых форм.

Диалогическая речь закрепляется на логопедических занятиях и иных формах воспитательской работы с дошкольниками. Развитие навыков монологической речи реализовывается на логопедических занятиях по формированию связной речи, занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. К ключевым методам обучения связной монологической речи исследователи [18] причисляют обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.

Сказкотерапия как психотерапевтический метод известен человечеству многие тысячи лет, но как течение современной психотерапии возник недавно. Сущность его метода такова: с одной стороны, в сказке клиент проявляет свои социальные установки; с другой стороны сказка захватывает детские переживания и в ее сюжете можно наблюдать генезис личности клиента, в-третьих, клиент заполняет сказку личным актуальным содержанием. Содержание сказки позволяет увидеть, чем сейчас живет клиент, определить его основные переживания. После этого сказкотерапевт решает, какому слою уделять внимание на сессии. Решение определяется наибольшим лечебным эффектом для клиента [19- 20].

Цветотерапия также уходит своими корнями в далекое прошлое и как метод психотерапии (также как и сказкотерапия) используется сравнительно недавно. Механизм лечебного воздействия цвета основан на том, что в памяти каждой клетки организма хранятся "настройки" ее здорового состояния [21]. Цветотерапию некоторые исследователи позиционируют как здоровьесберегающую технологию [см., в частности, 22-23]. По своему воздействию на организм человека цвет имеет колоссальное значение: он служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях [22].

Учитывая поставленную перед нами приоритетную задачу – формирование связной речи ребенка с ОНР, мы посчитали возможным использовать указанные методы в комплексе. Так как данные методы не использовались «в чистом» виде, а применялись в устойчивом комплексе с другими методами и приемами, то вполне можно, на наш взгляд, эту совокупность педагогических средств называть методикой.

Наблюдения за детьми, с которыми мы работали, подтвердили предположение о том, что самый трудный этап работы – изменение устойчивых поведенческих реакций: дети уже используют развернутую фразовую речь, однако при этом наблюдаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее ясно они обнаруживаются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и т.п. Также осложняют ход развития связной речи и переход от диалогической речи к контекстной такие проблемы как узость словарного запаса, отставание в освоении грамматического строя родного языка и т.п.

Исходя из собственных наблюдений и анализа научно-педагогической литературы, мы постарались направить наши занятия, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Поэтому помимо формирования связной речи решались попутно такие важнейшие задачи как осознание ребенком себя как личности, осознание своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности, творческая самореализация и т.п.

Коррекционная работа по социально-эмоциональному развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием методов сказко- и цветотерапии строилась нами в несколько этапов:

1-й этап. Сбор информации о ребенке, его семье, привычках, интересах. Первоначально, проводя диагностику и наблюдая за вновь прибывшим ребенком, отмечаем свои наблюдения в специальном дневнике. Родителям предоставляем анкету с вопросами о его интересах и предпочтениях. Также проводим ряд игр, которые позволяют лучше узнать нового подопечного. Во время игр стараемся научить детей простейшим элементам снятия психоэмоционального напряжения, поскольку тревожность, как уже указывалось выше, является основополагающей деструктивной основой детской психики.

2 этап. Непосредственное использование методов сказко- и цветотерапии. Комната в группе обязательно должна быть оборудованна техническими средствами обучения (ТСО). В нашем «социально-эмоциональном уголке», в частности, есть так называемые «маски настроения», «Белоснежка и 7 гномов», «Солнышко» с фотографиями детей группы, «подушки для битья», «мешочки для для «скопившегося» крика» (считаем возможным не указывать здесь сущность каждого ТСО, так как эта информация с значительном объеме содержится как в специализированных печатных изданиях, так и в сети Интернет), зеркала, игры, игрушки (в том числе – пушистые), картинки, магнитофон и т.п. Например, мы используем маски на занятиях и, в свободной деятельности по развитию речи для преодоления у детей барьеров в общении, снятия психо-эмоционального напряжения, а так же как средства самовыражения (например, надевая маску какого-либо героя, ребенок выражает свои эмоции в движениях, мимике, голосе).

На примере пересказа и сочинительства собственных сказок, мы учим детей искать мирный выход из ситуации, подводим их к самостоятельному выявлению причин спора, конфликта и их разрешению, помогаем понять разницу между обидными шутками и злобными дразнилками (с помощью знакомых сказок «Гадкий утенок», «Золушка», «Карлик-нос»); героев, которых дразнили окружающие за их внешнюю непривлекательность. Обращаем внимание детей на то, что у некрасивых героев сказок часто бывает доброй душа и наоборот («Снежная королева», «Аленький цветочек», «Звездный мальчик»). Сочиняя, рассказывая и пересказывая в «свободной» обстановке, дети не только минимизируют психосоциальную тревожность, но и весьма эффективно развивают связную речь.

Что касается цветотерапевтических приемов, то нами использовались такие как «покрывало феи» (цветные полотна из прозрачной ткани насыщенных и пастельных цветов; рассматривая сквозь них окружающее пространство, обертываясь в них, ребенок развивает цветовые ассоциации, успокаивается, настраивается на позитивный лад, развивает воображение и фантазию; заворачиваясь в них, подопечный ощущает отрезанность и защищенность от окружающего мира, что способствует, например, тихой и откровенной беседе; сказкотерапия становится более эффективной), «путешествие в цветную страну» (определенному цвету «посвящается» от 2 часов до целого дня в виде одежды, выставок и пр.), «коврик настроений», «цветная вода», «зажги радугу» и мн. др.

3-й этап. Закрепление приобретенных ребенком знаний и навыков. Важно на этом этапе научить детей критиковать поступки, а не личность товарищей, делать это корректно. Также дети учатся регулировать свою двигательную деятельность, улавливать эмоциональную окраску речи взрослого, возникают устойчивые базовые элементы саморегуляции психической деятельности, мимика становится более выразительной, накапливается «словарь эмоций».

На фоне благоприятных психических изменений неизбежно происходит и улучшение в развитии речи детей, она становится более яркой, выразительной, содержательной и логически стройной.

Выводы

Цветотерапия и сказкотерапия как методы формирования связной речи у детей дошкольного возраста обладают исключительно широкими возможностями. Как показывает личный многолетний опыт работы с детьми в условиях логопедической группы в дошкольной образовательной организации, помимо формирования речевых навыков, решаются также такие задачи как творческая самореализация, осознание себя как личности, значительно улучшается процесс взаимодействия с окружающим миром.

Читайте также

Список литературы

  1. Астапов В.М. Тревожность у детей. СПб., 2004.
  2. Козлова Е. В. Тревога как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997.
  3. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука. 1998. №2.
  4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. М., 1998.
  5. Goswami S. Mental Retardation: A Social Stigma // European Journal of Psychological Studies, 2014, Vol.(4), № 4. Рр.128-141.
  6. Omomia T.A., Omomia O.A., Chimezie C.U., Akinwale G. Perceived Impact of Stress on the Academic Achievement of Biology Students in Education District IV, Lagos State. Nigeria // European Journal of Psychological Studies, 2014, Vol.(3), № 3. Рр. 85-92.
  7. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., 2008.
  8. Савина Е. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. №4.
  9. Natolochnaya O.V., Cherkasov A.A. Panic Attack as the Syndrom of the XXI Century // European Journal of Psychological Studies, 2014, Vol.(1), № 1. Рр.12-17.
  10. Левис Ш., Левис Ш. Ребенок и стресс. СПб., 1996.
  11. Borodina N.V. The Psychological-Pedagogical Fundamentals of the Aggressive Behavior of Teenagers // European Journal of Contemporary Education, 2014, Vol.(8), № 2. Рр.103-111.
  12. Malinauskas R.K. Indicators of Psychical Stability Among Junior and Youth Track and Field National Team Candidates // European Journal of Physical Education and Sport, 2014, Vol.(3), № 1. Рр.39-45.
  13. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959.
  14. Novikova S.S. По The Reaction of Protest As A Special Form Of Children Psychogenic Reactions // European Journal of Psychological Studies, 2014, Vol.(2), № 2. Рр.47-55.
  15. Kuklina E.N. Approaches to Theoretical Analysis of ‘Innovative Competence’ // Журнал министерства народного просвещения, 2014, Vol.(1), № 1. Рр.54-64.
  16. Чевелева П.А. Основы логопедии. М., 1989.
  17. Практикум по детской логопедии / Под ред. В.И.Селиверстовой. М., 1995.
  18. Шипицына Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет). М., 2010.
  19. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии. СПб., 2005.
  20. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО, 2002.
  21. Цветотерапия [Электронный ресурс] // Самопознание Ру. Режим доступа: http://samopoznanie.ru/schools/cvetoterapiya, свободный.
  22. Здоровьесберегающая технология. Цветотерапия [Электронный ресурс] // Центр развития ребенка - детский сад №172 города Тюмени. Режим доступа: http://dsad172.ru/nashi-gruppyi/gruppa-6-zvezdochka/zdorovesberegayuschie-tehnologii-tsvetoterapiya, свободный.
  23. Karmanova J.A., Mazhenova R.B., Iskazhimova A.K., Suleymenova S.Y., Satybaldina R.B. Health Promotion Technology in the Education Process // European Researcher, 2014, Vol.(66), № 1-1. Pp.92.

Цитировать

Котикова, М.В. Опыт использования цветотерапии и сказкотерапии в речевом развитии детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.В. Котикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3081 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться