Особенности малых предприятий в России

NovaInfo 31
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена сущность малых предприятий, отраженная в нормативно-правовых актах РФ, проводится сравнение малого, крупного и среднего бизнеса, а так же выявлены основные проблемы маркетинга в данном секторе экономики.

Ключевые слова

ТИПЫ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, МАЛЫЙ БИЗНЕС, МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, МАРКЕТИНГ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Текст научной работы

В экономиках развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, в которых деятельность осуществляется на основе личного и семейного труда. Размеры предприятий зависят от специфики отраслей промышленности, их технологических особенностей, от эффекта масштаба. Есть отрасли, которые связаны с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, а так же отрасли, которые не требуют большого размера предприятия, но, наоборот, эти компании более эффективны.

Существует множество подходов к определению сущности понятия «малый бизнес» и стандартное понятие варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологических интерпретации, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов. В более узком смысле, малый бизнес - это коммерческое частное предприятие, соответствующее определенной отрасли промышленности и критериям, предусмотренным в нормативных документах государственного регулирования. Таким образом, малый бизнес может быть определен как набор микро- и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. В 2007 году Государственной Думой РФ был принят закон «О развитии малого и среднего предпринимательства». В нем отражено, что микропредприятием признается предприятие с количеством работников не более 15 человек. Малый бизнес - организации с численностью работников от 16 до 100 человек. Предприятия с числом занятых людей от 101 до 250 считаются представителями среднего бизнеса. В Постановлении Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 закреплены основные условия, которым должны соответствовать малые предприятия.

Известно, что малые предприятия имеют много положительных качеств, которые не имеют крупные компании. Следует отметить, что крупные компании не в состоянии отслеживать все продукты и рынки, а так же они воспринимают любое изменение и новшество, как риск. Большие компании не в состоянии прислушиваться к творческим людям, которые зачастую становятся инициаторами новых идей. Такие фирмы трудно принимают решения о финансировании проекта, который может начать приносить прибыль только через 5-10 лет. Необходимо также добавить, что крупные предприятия не являются инвесторами рискованных предложений и мероприятий. На малых предприятиях инициаторами всех новых проектов, как правило, являются люди, обладающие знаниями, практикой и энергией. Подавляющее большинство новых продуктов и новых услуг рождаются в малых предприятиях.

Малый бизнес в России начал формироваться примерно после «застоя» в период 80-х годов. Партия, комсомол, производственные объединения и научно-технические центры не были рассмотрены, в то время как отдельные самостоятельные субъекты производства осуществляли свою деятельность и именно она является предпосылкой для развития малого бизнеса [1].

Необходимо отметить ряд особенностей малого бизнеса в России по сравнению с другими странами и по сравнению со средним или большим бизнесом:

  • низкий процент рискованной специализации. В экономически развитых странах малый бизнес играет важную роль в формировании инновационной экономики (около 25%), в то время как в России основными видами деятельности малого бизнеса являются торговля и коммерция, а не инновационное производство (около 6%);
  • низкая легитимность малого бизнеса. Другой характерной особенностью развития малого предпринимательства в России является низкая легитимность бизнеса, поскольку большой процент компаний работает в сфере теневой экономики. Используются «серые» схемы работы, занижение прибыли для снижения своих налоговых платежей, и, следовательно, доходов в бюджет страны;
  • постоянная нехватка финансирования. Малый бизнес в России характеризуется острым отсутствием финансирования из-за небольших размеров индивидуальных капиталов. Существенным недостатком является то, что по сравнению со средним или большим бизнесом, процентные ставки за услуги кредитования малого бизнеса намного выше. В результате, некоторые компании становятся банкротами;
  • нестабильность малого бизнеса - из-за отсутствия финансирования, жесткая конкуренция и часть внешних факторов (инфляция, энергетический кризис, и т.д.).

Следует отметить, что специфика структуры маркетинга является одной из главных особенностей малого бизнеса. Дефицит материальных и финансовых ресурсов, небольшие размеры производства и продаж, малое количество персонала - все это определяет особенности маркетинговых стратегий в малом бизнесе [2].

Серьезное влияние на развитие сферы малого бизнеса накладывают внешние факторы, а именно отсутствие правового регулирования вопросов, возникающих в процессе функционирования малых предприятий, отсутствие системы кредитования тяжелого налогового бремени и др. Все вышеперечисленное привело к тому, что в малых предприятиях, как правило, отсутствует развитая служба маркетинга (как правило, это подразделение или отдел, отвечающий за весь комплекс вопросов, связанных с маркетингом, а иногда это единственный человек, стоящий во главе компании).

Малое и среднее предпринимательство не разрабатывают долгосрочные маркетинговые планы, поскольку постоянные изменения на рынке заставляет их заботиться каждую минуту о выживании и продолжении своей деятельности. Планы у малых предприятий часто ограничены в своих целях, задачах и продолжительности. Следовательно, при формировании спроса и стимулировании сбыта возможности малого бизнеса ограничены, особенно в финансовом плане [3].

В целом, маркетинг в малом предприятии - это слабое место, поэтому чаще всего он является областью внешней консультационной поддержки. Однако, для небольших компаний это не всегда необходимо, так как очень часто личные знания владельца-менеджера о позиции своей компании на рынке позволяют компенсировать отсутствие маркетинговых исследований, а неформальное знакомство с клиентами облегчает выявление изменений в их просьбах.

Читайте также

Список литературы

  1. Абчук В.А. «Азбука маркетинга». - СПб: «Союз», 2011 г.
  2. Жуликова О.В. «Концепция маркетинга как способ максимизации прибыли предприятияы» // Вестник Московского государственного университета приборостроения и информатики, 2013
  3. Старцева Ю.В. «Развитие и задачи маркетингового управления в современных условиях ведения бизнеса» // Актуальные вопросы современной науки, № 12, 2010.

Цитировать

Якушина, Т.В. Особенности малых предприятий в России / Т.В. Якушина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3100 (дата обращения: 27.01.2022).

Поделиться