Сразу хочется отметить, что терроризм, как явление и форма насильственного достижения своих целей не является чем-то новым или следствием новых либо вновь проявившихся причин различного толка. Конечно терроризм и радикализм даже в религиях имеет свою историю и очень даже древнюю, однако масштаб и тактические особенности ведения террористической войны на сегодняшний день требуют пристального изучения и внимания со стороны специалистов как теоретиков, так и практиков.
Терроризм уже вышел за рамки отведенными ему «классической» теорией права классификации, так со времени выявления такого преступления его формы и методы распространения стали намного шире и значительно объемней начиная с конца 19 века и приобрели новые характерные черты уже с середины 2001 года.
Терроризм, как правило рассматривают под своими ракурсами и философы и социологи и психологи не говоря уже о правоведах, криминалистах, криминологах и т.д. Все эти специалисты применяют к терроризму, сепаратизму, экстремизму и иным явлениям сходных с ними только предназначенные и разработанные для этих дисциплин методы или инструменты познания, вводя указанные явления в круг объектов рассмотрения и изучения с точки зрения только их дисциплин.
Такая позиция однозначно справедлива, как для рассматриваемых преступлений, так и для явлений сопутствующих им, но сегодня терроризм предъявляет части мира не отражающих и не разделяющих террористических идеологий и в частности Российской Федерации, требования к покорности и к уважению запросов (действий) террористических формирований.
Дойдя до логического осмысления своих безнаказанных действий и активной поддержки (военной, экономической, политической и т.п.) со стороны США, Великобритании, Саудовской Аравии, Катара и т.д. терроризм пришел к созданию целого государства на «зараженной» террористической идеологией территории. И это действительно логичное продолжение того курса международных взаимоотношений сложившихся начиная с 2001 года между США и Арабским миром.
Сегодня пора признать, что на фоне преступной вседозволенности существующей в западных странах сложилась совсем печальная картина, в частности распространенный на сегодня такой феномен, как участие части граждан европейских стран в террористических организациях на законных основаниях. Дело в том, что международные террористические организации уже избрали тактику сетевых структур, распространяя свое влияние через религиозные объединения зарегистрированные на территории зарубежных стран, через благотворительные фонды и т.д.
Если ранее терроризм представлялся в сознании обывателей, как явление возникающее в нищей и недовольной среде, так сказать терроризм с революционным уклоном, то сегодня можно с уверенностью утверждать, что он стал инструментом и даже тактическим элементом ведения самых настоящих боевых действий на территории государства противника.
Теперь давайте рассмотрим те особенности которыми стал обладать терроризм и во что он эволюционировал в результате его поддержки и осуществления негласного (скрытого) руководства им со стороны иностранных государств. Сразу хочется обратить внимание на тот момент в современных особенностях терроризма, что некоторые террористические организации объединяясь требуют переговоров на «высших» уровнях с представителями официальных властей и духовенства, а так же с представителями иностранных государств.
Во-первых, как уже отмечалось ранее, терроризм уже вырос из рамок чисто уголовного преступления в мульти преступное явление, что наблюдается сейчас с созданием новых и реорганизацией уже имеющихся террористических организаций.
Во-вторых, террористические организации стали объединяться под флагами единого террористического пространства, примером может служить рождение и успешное функционирование ИГИЛ.
В-третьих, лидеры террористических формирований (организаций) позиционируют себя как легитимная власть и зачастую с религиозным уклоном, что еще совсем недавно было просто немыслимо и невозможно.
В-четвертых, руководство террористическими акциями и их финансированием без тени стеснения осуществляется министерством обороны и правительством США, достаточно вспомнить поставки оружия и акции политической поддержки так называемой «умеренной сирийской оппозиции».
Это только часть выделенных особенностей современного терроризма, но необходимо сделать запас на выявление новых тенденций содержащихся в потенции и еще не проявивших себя. Вот с такими угрозами современного терроризма и придется столкнуться Российской Федерации в ближайшем будущем, а точнее уже «завтра». Почему именно Российской Федерации, а не всему международному сообществу, да потому что только наша страна реально осуществляет борьбы с терроризмом, открыто говорит об этом и препятствует распространению этого явления всеми имеющимися способами и средствами на своей территории, однако в такой борьбе мы к сожалению одиноки. Причем методы и способы применяемые для ликвидации и профилактике террористических угроз у нас не носят идеологического подтекста, что свидетельствует о правдивой и честной работе в отличая от ЕС и США, применяющие к терроризму и религиозному экстремизму политику двойных стандартов и только в целях необходимых лично им.
Таким образом для формирования адекватного ответа на возникающие угрозы рассматриваемое явление должно быть объектом изучения не только как юридическое, политическое и т.п. явление, но и как военная угроза безопасности государства. Необходимо отметить, что на современном этапе террористические угрозы стали наиболее явными и приобретают оттенки именно военных операций.
Вот почему следует обозначить некоторые перспективы анализа следующих направлений борьбы с терроризмом на современном этапе:
- разработка криминалистических рекомендаций по расследованию преступлений террористического характера (террористических актов) где было применено оружие массового поражения;
- исключение причин позволяющих свободное (неподконтрольное) функционирование благотворительных фондов под иностранным финансированием и руководством;
- разработка и реализация программ по мониторингу и более четкому анализу вербовочных компонентов экстремистских групп в сети Интернет;
- проведение информационно-просветительской работы в молодежной среде сотрудниками специально подготовленными для ведения такой работы, а не силами администрации тех учреждений, где такая работа необходима;
- разоблачение «халифатного» мышления (идеологии) и четкая позиция органов государственной власти и религиозных лидеров по данному вопросу.
Конечно можно выделить и другие компоненты, но в данной работе такая задача не ставилась и приведенные тезисы имели целью обозначить направления для дальнейшей работы теоретиков и практических работников и осмысления террористических угроз современности.