В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» предусматривалось формирование организационной структуры медицинской службы уголовно-исполнительной системы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий, направленных на достижение единого и соответствующего государственным нормативам уровня медицинского обслуживания как сотрудников, так и осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, проработка вопроса о предоставлении медицинской помощи осужденным и лицам, содержащимся под стражей, в полном объеме учреждениями здравоохранения, не входящими в уголовно-исполнительную систему [1, 2, 8, 9, 10, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 34].
Главными проблемами медицинского обеспечения осужденных в уголовно-исполнительной системе, требующими своего решения являются: сокращение масштабов профилактики заболеваний; неудовлетворительная координация действий различных субъектов системы управления и финансирования медицинской службы [3, 4, 5, 6, 7, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33].
В сложившихся в уголовно-исполнительной системе условиях приобретает важное значение:
- формирование государственной политики в области развития медицинской службы уголовно-исполнительной системы;
- обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в медицинской сфере;
- совершенствование правового регулирования деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы;
- разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-эпидемиологической экспертизы, социально-гигиенического мониторинга здоровья осужденных и среды их обитания;
- повышение уровня квалификации медицинских работников уголовно-исполнительной системы, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
- привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области охраны здоровья осужденных;
- усиление социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
- совершенствование регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
- повышение заинтересованности осужденных в сохранении и укреплении своего здоровья.
В 2015 году необходимо определить приоритетные направления развития пенитенциарной медицинской науки на период до 2020 года и подготовить проект приказа ФСИН России «Об утверждении медицинских научно-исследовательских программ на 2016-2020 годы». В 2015 году разработать и утвердить «Положение о порядке планирования медицинских научных исследований, проведения экспертизы и приема готовой научной продукции».
Основными задачами медицинской науки должны быть:
- формирование стратегии сохранения и восстановления здоровья осужденных, разработка научных основ борьбы с наиболее распространенными заболеваниями;
- получение на основе фундаментальных исследований новых и углубление имеющихся знаний о здоровом и больном организме осужденного, его жизнедеятельности и адаптации к условиям содержания в исправительном учреждении;
- разработка новых схем организации медицинской помощи и управления медицинской службой;
- разработка системы тиражирования и внедрения научной продукции в практическую деятельность медицинских учреждений.
Развитие пенитенциарной медицинской науки будет осуществляться на основе следующих принципов:
- концентрация научно-технического потенциала и ресурсов на приоритетных направлениях медицинской науки;
- возрастание роли программно-целевого планирования, повышение качества экспертизы научных исследований;
- бюджетное финансирование фундаментальных и прикладных медицинских исследований на конкурсной основе;
- нормативное закрепление правовых механизмов развития медицинской науки;
- защита прав интеллектуальной собственности исследователей на результаты научной деятельности.
Необходимо осуществлять функции по определению и разработке важнейших направлений фундаментальных и прикладных исследований, их организации и координации в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, подготовке высококвалифицированных научных кадров, а также участвовать в разработке и выполнении научных разделов федеральных и региональных программ [11, 12, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 35, 36].