Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в Республике Беларусь

№35-1,

Медицинские науки

В статье показан порядок организации санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Беларусь.

Похожие материалы

В представленной статье мы продолжаем публикацию материалов по организации медико-санитарного обеспечения осужденных в Российской Федерации [3, 19, 20, 21, 36, 37, 38, 39]. Одним из разделов этой работы является использование передового зарубежного опыта [4, 22, 23, 24, 25, 34, 35]. В статье показан порядок организации санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в исправительных учреждениях Республики Беларусь.

В статье 4 закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» определено, что граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается, в том числе и осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения [1]. В уголовно-исполнительную систему Республики Беларусь входит 17 исправительных колоний, 3 исправительные колонии-поселения, 2 воспитательные колонии, 6 следственных изоляторов, 3 тюрьмы, 6 лечебно-трудовых профилактория, 54 исправительных учреждения открытого типа [2].

К объектам уголовно-исполнительной системы, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся: учреждения, входящие в уголовно-исполнительнуюсистему независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений уголовно-исполнительной системы; организации независимо от их организационно-правовой формы, арендующие земли у учреждений уголовно-исполнительной системы, здания, сооружения, помещения, находящиеся на балансе этих учреждений. В Российской Федерации существует такой же порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора [5, 6, 16, 17, 18, 26, 27].

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в уголовно-исполнительной системе, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеют право:

  • беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
  • проводить отбор для исследования проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
  • проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
  • проводить отбор для исследования проб воздуха, воды и почвы;
  • проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
  • составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства;
  • принимать обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • применять меры административного воздействия при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
  • вносить в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение, минимизацию и ликвидацию опасного и вредного влияния на здоровье человека условий среды обитания, труда и быта, неблагоприятных факторов окружающей природной среды, связанных с функционированием учреждений, и в частности:
    1. а) руководителям учреждений уголовно-исполнительной системы о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и устранения нарушений санитарных правил, применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам и работникам, допустившим их;
    2. б) в органы по сертификации, в случаях установления несоответствия продукции, работ, услуг санитарным правилам, для принятия решения о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг;
    3. в) в лицензирующие органы, в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды, для решения вопроса о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий;
  • осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических мероприятий в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях, в том числе:
  • при размещении учреждений совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Беларусь, при выборе земельных участков под строительство указанных объектов;
  • при планировке и застройке населенных пунктов, относящихся к инфраструктуре уголовно-исполнительной системы;
  • при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию;
  • при промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом;
  • при выборе водных источников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения населенных пунктов и учреждений уголовно-исполнительной системы, установлении зон санитарной охраны источников водопользования лиц, содержащихся в учреждениях, сотрудников и работников этих учреждений, осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения, обеспечении водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выборе водных источников, используемых для купания, занятий спортом и отдыха, а также в лечебных целях;
  • при осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей;
  • совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
  • при сборе, переработке и обеззараживании производственных и бытовых отходов совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при захоронении и утилизации указанных отходов;
  • при эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
  • при выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
  • при воспитании, обучении и отдыхе детей и подростков;
  • организуют и проводят социально-гигиенический мониторинг; ведут государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Российским законодательством определен такой же порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий [10, 11, 12, 13, 14, 28, 29, 30].

Лица, совершившие санитарные правонарушения на объектах уголовно-исполнительной системы, привлекаются к ответственности должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Таковы основные положения проведения санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в Республике Беларусь. Мы видим, что они практически полностью соответствуют законодательным и нормативным актам Российской Федерации, что и было нами освещено в предыдущих работах [7, 8, 9, 15, 31, 32, 33, 34, 41].

Список литературы

  1. Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XІІ (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1993 г., № 6, ст. 240)
  2. http: // mvd.gov.by/ru/main.aspx?guid=2491
  3. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  4. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 299-303.
  5. Воронин Р.М., Датий А.В. Социально значимые заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 211-215.
  6. Воронин Р.М., Ковачев О.В. Криминологическая характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 194-198.
  7. Датий А.В. Гигиеническая оценка состояния здоровья женщин, содержащихся в исправительно-трудовом учреждении. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Санкт-Петербург, 1995
  8. Датий А.В. Методологические проблемы оценки эффективности первичной профилактики заболеваний у осужденных // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 276-280.
  9. Датий А.В. Научно-методическое сопровождение эксперимента по совершенствованию медико-санитарного обеспечения осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2012. № 9. С. 16-21.
  10. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе // Прикладная юридическая психология. 2015. № 1. С. 143-145.
  11. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (общая часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 292-296.
  12. Датий А.В. Организация деятельности медицинской службы в уголовно-исполнительной системе (особенная часть) // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 31. С. 342-346.
  13. Датий А.В. Правовое регулирование медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 282-295.
  14. Датий А.В. Проблемы медицинского обеспечения осужденных // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 1 (4). С. 52-60.
  15. Датий А.В. Совершенствование медико-санитарного обеспечения в уголовно-исполнительной системе // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 31. С. 214-218.
  16. Датий А.В. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 230-235.
  17. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных женщин, обратившихся за психологической помощью // Медицина. 2013. Т. 1. № 4 (4). С. 74-85.
  18. Датий А.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных, осужденных к лишению свободы (по материалам специальной переписи 2009 г.) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 100-107.
  19. Датий А.В., Воронин Р.М., Ковачев О.В. Характеристика ВИЧ-инфицированных осужденных // Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 915-918.
  20. Датий А.В., Ковачев О.В. Характеристика больных наркоманией осужденных мужчин // Медицина. 2014. Т. 2. № 4 (8). С. 28-37.
  21. Датий А.В., Ковачев О.В., Кузнецова А.С. Характеристика больных наркоманией осужденных женщин, содержащихся в лечебных исправительных учреждениях // Вестник Пермского института ФСИН России. 2014. № 4 (15). С. 9-13.
  22. Датий А.В., Кузнецова А.С., Юсуфов Р.Ш., Трубецкой В.Ф., Ермолаева Т.В. Проблемы медико-социальной адаптации страдающих социально значимыми заболеваниями лиц, отбывающих наказания и освобождающихся из мест лишения свободы // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2010. № 2. С. 150-153.
  23. Датий А.В., Пестриков Д.В. Особенности ролевого поведения осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2015. № 2 (30). С. 67-70.
  24. Датий А.В., Селиванов С.Б., Панфилов Н.В. Опыт создания информационно-аналитической базы социально-гигиенического мониторинга в системе Минюста России // Гигиена и санитария. 2004. № 5. С. 23.
  25. Датий А.В., Юсуфов Р.Ш., Ермолаева Т.В. Роль клинико-диагностических лабораторных исследований в диагностике туберкулеза // Клиническая лабораторная диагностика. 2010. № 9. С. 35.
  26. Датий А.В., Федосеев А.А. Характеристика больных туберкулезом осужденных мужчин, обратившихся за психологической помощью // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. 2014. № 2. С. 35-45.
  27. Дмитриева Л.А. О международной научно-практической конференции (Москва, НИИ ФСИН России, 29-30 мая) // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 157-158.
  28. Калинин Р.Е. Вступительное слово главного редактора // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 3. С. 1-2.
  29. Калинин Р.Е., Котлярова М.Н. Имидж вуза в структуре имиджа региона // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 42-53.
  30. Калинин Р.Е., Лазутина Г.С., Овчинникова Н.В. Служение науке – не что иное, как служение истине // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. № 3 (6). С. 142-148.
  31. Мачкасов А.И. Деятельность страховых компаний по обеспечению социальной защиты сотрудников правоохранительных органов // Человек: преступление и наказание. 2008. № 2. С. 125-128.
  32. Медведева О.В., Ермолаева Т.В., Юсуфов Р.Ш. Актуальные вопросы организации медицинской помощи в исправительных колониях строгого режима // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2011. № 4. С. 54-57.
  33. Медведева О.В., Петрова Е.Н. Динамика и тенденции репродуктивных потерь в Рязанской области // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2013. № 2. С. 79-81.
  34. Огородников В.И. Управление персоналом в условиях реформирования УИС Минюста России. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Рязань, 2003
  35. Панарин Д.А. Организационно-правовые основы деятельности структурных подразделений уголовно-исполнительной системы по переводу осужденных из одного исправительного учреждение в другое того же вида. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Рязань, 2005
  36. Панфилова Т.Н., Медведева О.В. Семья как объект современной демографической политики // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П.Павлова. 2009. № 2. С. 67-70.
  37. Симакова Т.А. Актуальные проблемы современной акмеологии // Прикладная юридическая психология. 2008. № 2. С. 158-159.
  38. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  39. Тенета Е.Л., Датий А.В. Некоторые аспекты характеристики ВИЧ-инфицированных осужденных в учреждениях ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 2. С. 32-34.
  40. Федосеев А.А. О создании научно-практических секций ФСИН России // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 32. С. 140-144.
  41. Федосеев А.А. 25 лет в пенитенциарной медицине (к 50-летию доктора медицинских наук Алексея Васильевича Датия) // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 157-160.