В представленной статье мы продолжаем публикацию материалов по организации медико-санитарного обеспечения осужденных в Российской Федерации [3, 19, 20, 21, 36, 37, 38, 39]. Одним из разделов этой работы является использование передового зарубежного опыта [4, 22, 23, 24, 25, 34, 35]. В статье показан порядок организации санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в исправительных учреждениях Республики Беларусь.
В статье 4 закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении» определено, что граждане Республики Беларусь имеют право на доступное медицинское обслуживание, которое обеспечивается, в том числе и осуществлением мер по санитарно-эпидемическому благополучию населения [1]. В уголовно-исполнительную систему Республики Беларусь входит 17 исправительных колоний, 3 исправительные колонии-поселения, 2 воспитательные колонии, 6 следственных изоляторов, 3 тюрьмы, 6 лечебно-трудовых профилактория, 54 исправительных учреждения открытого типа [2].
К объектам уголовно-исполнительной системы, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся: учреждения, входящие в уголовно-исполнительнуюсистему независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений уголовно-исполнительной системы; организации независимо от их организационно-правовой формы, арендующие земли у учреждений уголовно-исполнительной системы, здания, сооружения, помещения, находящиеся на балансе этих учреждений. В Российской Федерации существует такой же порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора [5, 6, 16, 17, 18, 26, 27].
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в уголовно-исполнительной системе, обеспечивают федеральные государственные учреждения санитарно-гигиенического профиля и иные организации.
Должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеют право:
- беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- проводить отбор для исследования проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
- проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;
- проводить санитарно-эпидемиологические расследования;
- проводить отбор для исследования проб воздуха, воды и почвы;
- проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;
- составлять протоколы о нарушении санитарного законодательства;
- принимать обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- применять меры административного воздействия при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также направлять в правоохранительные органы материалы о нарушении санитарного законодательства для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
- вносить в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение, минимизацию и ликвидацию опасного и вредного влияния на здоровье человека условий среды обитания, труда и быта, неблагоприятных факторов окружающей природной среды, связанных с функционированием учреждений, и в частности:
- а) руководителям учреждений уголовно-исполнительной системы о приведении в соответствие с санитарным законодательством принятых ими решений, приказов, распоряжений и инструкций в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и устранения нарушений санитарных правил, применении дисциплинарных взысканий к сотрудникам и работникам, допустившим их;
- б) в органы по сертификации, в случаях установления несоответствия продукции, работ, услуг санитарным правилам, для принятия решения о приостановлении действия или об изъятии сертификатов соответствия продукции, работ и услуг;
- в) в лицензирующие органы, в случаях установления нарушения санитарных правил при осуществлении видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека и окружающей среды, для решения вопроса о приостановлении действия лицензий на отдельные виды деятельности или об изъятии указанных лицензий;
- осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических мероприятий в части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в учреждениях, в том числе:
- при размещении учреждений совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Республике Беларусь, при выборе земельных участков под строительство указанных объектов;
- при планировке и застройке населенных пунктов, относящихся к инфраструктуре уголовно-исполнительной системы;
- при проектировании, строительстве, реконструкции, модернизации предприятий, зданий и сооружений, инженерных сетей и транспортных средств, а также при вводе их в эксплуатацию;
- при промышленном выпуске, применении и использовании продукции, в том числе закупаемой за рубежом;
- при выборе водных источников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения населенных пунктов и учреждений уголовно-исполнительной системы, установлении зон санитарной охраны источников водопользования лиц, содержащихся в учреждениях, сотрудников и работников этих учреждений, осуществлении мероприятий по охране водоемов от загрязнения, обеспечении водой для питьевых, хозяйственных и производственных целей;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при выборе водных источников, используемых для купания, занятий спортом и отдыха, а также в лечебных целях;
- при осуществлении мероприятий по охране от загрязнения атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного и временного пребывания людей;
- совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при установлении санитарно-защитных зон промышленных предприятий;
- при сборе, переработке и обеззараживании производственных и бытовых отходов совместно с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при захоронении и утилизации указанных отходов;
- при эксплуатации зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств;
- при выполнении работ с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих и неионизирующих излучений;
- при воспитании, обучении и отдыхе детей и подростков;
- организуют и проводят социально-гигиенический мониторинг; ведут государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и статистическую отчетность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Российским законодательством определен такой же порядок проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий [10, 11, 12, 13, 14, 28, 29, 30].
Лица, совершившие санитарные правонарушения на объектах уголовно-исполнительной системы, привлекаются к ответственности должностными лицами, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Таковы основные положения проведения санитарно-противоэпидемического обеспечения осужденных в Республике Беларусь. Мы видим, что они практически полностью соответствуют законодательным и нормативным актам Российской Федерации, что и было нами освещено в предыдущих работах [7, 8, 9, 15, 31, 32, 33, 34, 41].