Понятие экстремальных условий жизнедеятельности

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В статье дано понятие экстремальных условий жизнедеятельности, показаны некоторые особенности жизнедеятельности.

Ключевые слова

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЖИЗНЬ, УСЛОВИЯ, ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ

Текст научной работы

В этой статье мы будем исходить из предположения, что в любых условиях жизнедеятельности (УЖД) найдется достаточное количество факторов, которые способны сделать эти УЖД максимально экстремальными для любого наперед избранного индивида. Это хорошо прописано в некоторых рассказах А.П. Чехова. Так чиновник, живущий по всем правилам среднего достатка, умирает оттого, что нечаянно чихнул в театре, и возможно невольно обидел человека более высокого в табели о рангах. Другой персонаж опять же умирает, будучи склонным к многоядению и не выдержав длительной процедуры постановки блюд на стол. Если вспомнить широко известную установку практической психологии, что многоядение является формой невроза, то становится понятным, что для данного человека эта ситуация оказалась максимально экстремальной.

С другой стороны, не менее очевидным является тот факт, что существуют более сложные, более экстремальные УЖД и менее сложные, менее экстремальные. Традиционно в психологической науке под экстремальными условиями до сих пор принято понимать именно наиболее сложные, даже неестественные для человека условия. Так, например, в своей книге «Личность в экстремальных условиях» В.И. Лебедев указывает на то, что под экстремальными условиями следует понимать условия, которые могут оказывать на человека пагубное воздействие, представляя реальную угрозу его жизни или здоровью (психическому или физическому). Автор подчеркивает, что обычный стресс (в смысле Г.Селье) еще не является показателем экстремальности, но индикатором воздействия экстремальных условий на человека является уже психогенное заболевание. Такое понимание экстремальности можно обозначить как экстремальность в узком смысле. Выше предложенное нами понимание экстремальных условий жизнедеятельности опирается на понимание экстремальности УЖД в широком смысле и включает в себя более узкое понимание. Если рассматривать экстремальность как характеристическую энергетическую функцию психоида, то говорить об экстремальной ситуации и об экстремальных условиях жизнедеятельности можно также и в соответствии с уровнями организации психоида. Так об ЭУЖД речь идет тогда, когда мы имеем дело с высоким уровнем организации субстанционального деятеля, всей личностью человека, а об экстремальной ситуации тогда, когда речь идет о менее сложно организованном субстанциональном деятеле – молекулярная психоидная структура, или даже элементарный психоид как интуитивно-деятельностный элемент психики.

Основанием для расширения понятия экстремальности является, на наш взгляд, и тот факт, что все описанные В.И. Лебедевым отклонения в психики человека в ответ на экстремальные условия можно наблюдать и в «обычных» (кавычки объясняются тем, что мы считаем, что неэкстремальных условий жизнедеятельности не существует, подробнее об этом – ниже) условиях жизнедеятельности. Так, например, ряд ученых указывают на то, что для людей, живущих на крайнем севере, характерна большая вероятность появления психосоматических заболеваний на фоне большей депрессивности, тревожности и напряженности (до 42% жителей). Однако это, очевидно, не означает, что такие же заболевания не наблюдаются и в других или даже комфортных климатических условиях, хотя и реже. Мы проанализировали также и другие психические отклонения, возникающие в условиях повышенной экстремальности и убедились, что все они встречаются также и в самых различных «неэкстремальных» условиях жизнедеятельности. Так гипокинезия, характерная для космических полетов и пилотирования самолетов, встречается также не только у постельных больных, но и у здоровых людей по причинам сугубо индивидуально психологическим, связанным с образом жизни и работы. Сенсорный и информационный голод также имеет место не только в условиях одиночных путешествий и у исследователей пещер, но и людей, по тем или иным причинам выбравшим одиночество (монахов, затворников или просто одиноких). Также и эффекты групповой изоляции не являются специфичными для малых групп космонавтов, полярников, участников экспедиций, но и для обычных малых трудовых коллективов, члены которых в силу внутренних причин ограничивают сферу своих контактов. Наконец еще одна группа факторов экстремальности — непосредственная угроза для жизни — присутствует, как это было показано выше, практически в любой ситуации, конечно, в существенно различной степени. Таким образом, для узкого понимания экстремальности характерно наличие резко выраженных внешних ситуативных факторов, воздействующих на человека и ставящих под угрозу его жизнь или здоровье. При этом важно отметить, что интенсивность действия факторов предполагает и ситуативность экстремальных условий в узком смысле. Не случайно предпоследняя глава книги В.И. Лебедева посвящена возвращению в обычные условия.

Понимание экстремальности УЖД в широком смысле предполагает, следовательно, разный уровень действия внешних факторов и перенос внимания не на внешнюю, а на внутреннюю личностную составляющую экстремальных условий. Очевидно, что всякие экстремальные условия включают в себя как внешние, так и внутренние факторы, т.е. особенности человеческой (личностной) реакции на ситуацию. Эта внутренняя составляющая, как мы видели в рассказах А.П.Чехова, может приобретать такой вес, что даже при отсутствии или очень малой выраженности внешних факторов будет создавать для человека невыносимую экстремальную ситуацию с угрозой для жизни или здоровья. Очевидно также, что такой перенос исследовательского внимания на внутриличностные составляющие экстремальности УЖД предполагает уже не ситуативный, а биографический подход к изучению поведения человека в экстремальных условиях. Т.е. речь уже не идет о возможном выходе из ситуации, возвращения в некоторые иные «неэкстремальные» условия.

Таким образом, в более общем смысле ситуация рассматривается как совокупность элементов среды, либо как фрагмент среды на определенном этапе жизнедеятельности субъекта.

Итак, действительно, некоторые виды деятельности, сопряженные и с условиями проживания, потенциально содержат в себе большее число внешних факторов воздействия на психику человека, повышающих экстремальность УЖД. Но как было показано выше, в других ситуациях среди малого количества факторов экстремальности некоторые могут обладать очень высокой степенью вероятности приведения человека в неадекватное состояние восприятия окружающего мира, с последующим патологическим изменением поведения, что может вести к изменению образа жизни, например, на преступный, самоубийству, просто стрессу. Однако все эти факторы являются лишь внешними. Изучая только их нельзя получить ответа на вопрос, что произойдет с конкретным человеком в этой конкретной ситуации, здесь и теперь. Необходимо обратиться к изучению психоида на уровне его молекулярной организации субстанционального деятеля, который предполагает одномоментное совпадение трех рядов явлений: физического мира и окружения, внутреннего душевного устроения и психофизиологической организации человека.

В одинаковых внешних УЖД люди ведут себя по-разному, а, следовательно, экстремальность этих УЖД для каждого конкретного человека есть сложная многомерная индивидно-личностная функция экстремальности УЖД, определяющая его эмоциональное, волевое и когнитивное поведение. Внешние факторы определяют лишь «ячейку» УЖД, в которой находится индивид (например, бомж, неработающая золотая молодежь, студент, курсант, летчик, военный, милиционер, пенсионер, преступник, осужденный, др.). Если личностная функция экстремальности выходит за пределы, предусмотренные ячейкой, то человек рано или поздно попадает в какую-то другую ячейку. Он может уйти на пенсию, может не выдержать экстремальности и быть отчисленным из ВУЗа, уволенным со службы. Если же размах личностного непринятия ограничений оказывается слишком велик, то человек оказывается за гранью общественного бытия, где так или иначе проявляет свою асоциальность вплоть до того, что может превратиться в психически больного или в преступника. К этому случаю, конечно, не относятся профессиональные воры и органические больные.

Однако, для того, чтобы человек действительно оказался в экстремальных условиях жизнедеятельности, недостаточно только наличия внешних факторов экстремальности. Главным и определяющим является изменение функции экстремальности по многим внутри-личностным параметрам, или же по немногим, но с большим весом изменения. Уровневая организация психоида – субъекта этих изменений описана во второй колонке выше приведенной таблицы. В четвертой колонке представлены кризисные изменения личности, которые могут приводить как к психическим расстройствам, так и к асоциальному (защитному в психоаналитическом смысле) поведению. Эти кризисные изменения с психодинамических позиций могут быть объяснены как перегрев волевого двигателя, когда нарушается естественный процесс охлаждения нагретого внутреннего плана психоида внешним объективным холодом. Этот механизм, хотя и в совершенно других терминах, впервые был описан в психоанализе под названием защиты «отрицание», которое заключается в том, что человек перестает воспринимать внешний мир таким, как он есть, отрицая очевидно видимое и слышимое. Отрицание есть, по существу, отключение контакта мотора с холодильником, так как объективное (холодное) принятие случившегося (например, смерти очень близкого человека) приведет просто к поломке всего двигателя в результате резкого охлаждения внутреннего плана психоида, что может проявляться в ступоре, обмороке, кататонии, и даже мгновенной смерти. Если же такое отключение срабатывает, то волевой мотор еще продолжает работать, хотя и в холостую, то есть остаются шансы на выздоровление. Такая ситуация очень хорошо прописана в одном из рассказов Скотта Фитцджеральда. Молодая женщина, выписанная из больницы, наряжается, чтобы выйти навстречу встречающему ее мужу. Однако, тот неподалеку от больницы погибает в автокатастрофе. Когда она узнает, что муж задерживается, то поднимается в палату, чтобы встретиться с ним на следующий день. Ей сообщают о его гибели, но она отказывается верить и с тех пор каждый день спускается в холл на встречу с ним и через некоторое время возвращается обратно в палату, т.к. он опять задерживается на один день. Чтобы не менять место действия, Фитцджеральд помещает его непосредственно в психиатрическую больницу. В этом рассказе очень хорошо просматривается именно холостой ход волевого двигателя.

Итак, внутренняя психоидная экстремальность УЖД (усвоенная, воспринятая, переживаемая и т.п. экстремальность), не зависит непосредственно от внешней экстремальности, а зависит в первую очередь от эмоционального разогрева субстанцианального деятеля (психоида). По существу внутренняя экстремальность и есть та часть внутренней энергии психоида, которая измеряется ее страстной частью, то есть непосредственно разностью наличных и требуемых для удовлетворения страсти средств по формуле П.В.Симонова. Сбой происходит, когда эта разность становится слишком велика. Далее срабатывает защита – «отрицание» внешнего, разность минимизируется. Работы волевого двигателя хватает разве что на вялое поддержание жизненных процессов. Это случай минимизации разности внутреннего (имеющегося, знаемого) и внешнего (еще не знаемого) на некотором обычном уровне душевного тепла.

Однако, возможны случаи минимизации разности на уровне очень низком уровне душевного тепла – вблизи абсолютного ноля знания. О чем мы говорили выше при формулировании третьего начала психодинамики. В этом случае внутренний план психоида охлаждается за счет полной объективности принятия внешнего, очищенным от всяких душевных наслоений. Представим себе на месте любящей жены из рассказа Фитцджеральда мальчика из рассказа Сэллинджера, размышляющего о том, насколько частей расколется его голова при падении с верхней палубы теплохода на нижнюю. Очевидно, что сообщение о неожиданной смерти неподалеку его родственника только укрепило бы юного буддиста в оценке суетности всего сущего. Что же можно сказать о работе волевого двигателя в этом состоянии. Согласно автору сей мальчик отличается особой прозорливостью и способностью находить выход из самых сложных ситуаций, за чем по ходу рассказа к нему и обращаются многие участники плавания. Таким образом, «отрицание» как способ охлаждения волевого двигателя по существу является «недоотрицанием», т.к. отрицается только часть действительности, и потому представляет собой болезненную защиту, превращающую человека в волевой автомат. Это можно назвать типичной реакцией на экстремальность УЖД, которая есть, по нашему мнению, то, что лежит в основе утомления и эмоционального выгорания. Дальнейшее развитие отрицания как охлаждения, распространение его на всю действительность (понятие майи – иллюзии внешнего мира в буддизме) приводит к эффектам резкого повышения уровня интуитивного проникновения в объект субстанционального деятеля. В этом случае деятельностная активность психоида снижается не до некоторого теплого равновесного уровня, когда психическая жизнь ограничивается обслуживанием самой себя (не только так, как в рассказе Фитцджеральда, например, жизнь маститого ученого, писателя… может быть сведена к поддержанию своего достигнутого статуса), а до почти полного ее прекращения, связанного с отсутствием знания, которое можно было бы получить. Хорошим примером тому являются буддистские когнитивные упражнения. Вот одно из них, которое, в частности, любил Сэллинджер. «Все мы знаем, как звучит хлопок двух ладоней, а как звучит хлопок одной ладони?» Длительные медитативные размышления об этом предмете помещают психоид вблизи абсолютного ноля знания, так как ответ на этот вопрос невозможен в Этом мире.

Несколько детская искусственность такого рода буддийских упражнений не меняет существа дела. После первого пришествия на землю Бога (Христа) мыслящий и верующий человек уже не нуждается в такого рода упражнениях. Он имеет историческое свидетельство бытия Бога и Его непознаваемости. Состояние Веры, в котором тем же самым образом совпадает знание Его (верой) и незнания Его (опытом): «Блаженны не видевшие и уверовавшие», и есть состояние вблизи абсолютного ноля знания, дарованное нам Самим Господом. О чем и сказал Христос «даром получили, даром отдавайте». Существует в христианстве и соответствующая техника охлаждения деятельностно-волевого двигателя – «исихазм», молчание. Молчание не только слов, но и страстей и чувств…(подробнее см. Добротолюбие). В психологической практике существует, хотя и не очень распространен, тренинг молчания. В течение четырех-пяти часов, находясь в закрытом помещении, участники могут общаться только невербально. Результаты этой процедуры выражаются, прежде всего, в ясности, точности и глубине высказываемых мыслей по завершению тренинга.

Итак, в соответствии с функцией экстремальности можно описать три режима волевой работы интуитивно-деятельностного элемента – психоида, субстанционального деятеля (системы психоидов).

  1. Минимальная экстремальность: разность между знаемым и незнаемым очень мала, внутреннее и внешнее состояние холодное, т.е. близкое к абсолютному нолю знания. «Я знаю только то, что я ничего не знаю» – Сократ. Наблюдаются эффекты инсайта.
  2. Средний и самый широкий диапазон экстремальности УЖД: разность между знаемым и незнаемым существенна, внутреннее состояние от теплого до горячего. В этом диапазоне действует закон Йеркса-Додсона в разных его модификациях, например в такой: низкая экстремальность (теплое) ведет к низкой эффективности деятельности, также как высокая (горячее). К наибольшей эффективности ведет средняя экстремальность (средний разогрев волевого двигателя, когда разность между знаемым и незнаемым оптимальна). Примерами эффектов могут быть высокие достижения в любой деятельности: труде, науке, искусстве, спорте… (Сама оценка среднего высокого и низкого в данном случае зависит от наличной ситуации и психоидной функции экстремальности, о чем уже говорилось выше).
  3. Запредельно высокий уровень экстремальности: разность между знаемым и незнаемым очень высока. Внутреннее состояние психоида разогретое (так женщина в рассказе Фитцджеральда была разогрета ожиданием встречи с любимым мужем), причем настолько, что охлаждение его внешним миром грозит разрушением. Срабатывает защита по типу «отрицание», наблюдаются эффекты эмоционального выгорания. Волевой двигатель какое-то время может работать вхолостую. Затем останавливается. Это к вопросу, от чего умер Н.В.Гоголь.

Читайте также

Список литературы

  1. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии.2009.№ 3. С. 185-194.
  2. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология.2011. № 2. С. 8-18.
  3. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
  4. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
  5. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  6. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
  7. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  8. Сочивко Д.В., Бурцев А.О. Проблема психопатизации личности осужденных к лишению свободы // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 30-41.
  9. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  10. Сочивко Д.В., Щербаков Г.В., Молоствов А.В. Игровая зависимость личности: подходы к изучению и организации социально-психологической помощи (Опыт работы БФ ПСП «Держава») // Прикладная юридическая психология. 2011. № 1.С. 50-61.

Цитировать

Сочивко, Д.В. Понятие экстремальных условий жизнедеятельности / Д.В. Сочивко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3134 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться