Исследование психодинамики самоотношений и субъективного качества жизни у сотрудников пенитенциарной системы

NovaInfo 31, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1

Аннотация

В статье разобрана психодинамика самоотношения, как эффекта и регулятора жизнедеятельности и качества жизни в организованном коллективе сотрудников пенитенциарной системы России.

Ключевые слова

ОБРАЗОВАНИЕ, СОТРУДНИК, ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СЛУШАТЕЛЬ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА

Текст научной работы

В ходе эмпирического исследования были обследованы несколько групп сотрудников уголовно-исполнительной системы: курсанты первого (44 чел.) и четвертого (54 чел.) курсов Академии ФСИН России, эти же курсанты второго (42 чел.) и пятого (52 чел.) курса через год, в качестве контрольной группы выступили практические работники (65 чел.) уголовно-исполнительной системы, обучающиеся в ведомственных образовательных заведениях ФСИН России по заочной форме обучения.

Целью психодиагностики, анкетных опросов и бесед было изучение особенностей психодинамики самоотношений и субъективного качества жизни у сотрудников уголовно-исполнительной системы [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. В интерпретации результатов мы исходили из обозначенной выше концепции современной психодинамики, представляющей самотношения и качество жизни и их особенности как энергетические силы в субъективном пространстве личности, определенное сочетание которых, а также оптимальная их выраженность создает психодинамику[11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21].

Исследование поставленной проблемы проводилось в несколько этапов:

  1. Анализ научных источников, в результате чего были определены объект, предмет, цели и задачи, обобщение материалов по проблеме исследования психодинамики самоотношений и качества жизни у сотрудников уголовно-исполнительной системы, представленных в отечественной и зарубежной психологической литературе.
  2. Подбор и обоснование комплекса методов для эмпирического исследования психодинамики самоотношений и качества жизни у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
  3. Диагностика различных группы испытуемых с целью изучения психодинамических изменений личностных особенностей сотрудников уголовно-исполнительной системы.
  4. Обработка полученных эмпирических данных методами математической статистики (STATISTICA, 6.0), многомерного анализа данных (факторного, кластерного).
  5. Определение направлений психокоррекционной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы.

Исследование было спланировано и проведено в три основных этапа:

  1. обзорно-аналитический;
  2. эмпирико-исследовательский;
  3. обобщающе-внедренческий.

На первом этапе был осуществлен выбор основных направлений теоретического анализа самоотношений и качества жизни у курсантов Академии ФСИН России и практических работников уголовно-исполнительной системы, проведено их теоретико-эмпирическое обоснование. С теоретической точки зрения были выбраны именно те представления о теории самоотношения и субъективного качества жизни, которые наиболее часто фигурируют в литературе и на основе которых создано учение о самоотношениях и качестве жизни личности.

На втором этапе исследования был:

  • осуществлен подбор психодиагностических методик и разработана психодиагностическая батарея методов исследования самоотношения и качества жизни личности сотрудников уголовно-исполнительной системы;
  • проведено комплексное обследование самоотношений и качества жизни личности курсантов Академии ФСИН России 1, 4 курсов различных факультетов и спустя год были обследованы те же курсанты, обучающиеся на втором и пятом курсе, а также практические работники уголовно-исполнительной системы, обучающиеся в Академии ФСИН России по заочной форме обучения;
  • проведена обработка полученных эмпирических данных с помощью математико-статистических компьютерных программ и проведен сравнительный анализ результатов исследования;
  • проинтерпретированы полученные эмпирические результаты исследования, проанализированы психодинамические особенности самоотношений и качества жизни личности курсантов Академии ФСИН России и практических работников уголовно-исполнительной системы, обучающиеся в ведомственных образовательных заведениях ФСИН России по заочной форме обучения.

На третьем этапе исследования были проанализированы и обобщены полученные результаты, а также разработаны комплексные рекомендации по психокоррекции личности сотрудников уголовно-исполнительной системы. Результаты исследования были внедрены в учебный процесс вузов ФСИН России и используются в психокоррекционной работе с курсантами, обучающимися в образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, что подтверждено актами о внедрении.

Для решения поставленных задач исследования использовался следующий методический инструментарий: анкета, направленная на получение социально-демографических сведений о личности курсанта, и слушателя, методика «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Р. Конта), позволяющая выявить особенности психологических защит личности сотрудника, методика «Направленность личности в общении», методика исследования самоотношений Р.С. Пантелеева (МИС), методика изучения субъективного качества жизни (Т.Н. Савченко, Г.Н. Головина), метод расчета психодинамических коэффициентов Д.В. Сочивко (по тесту цветовых предпочтений М. Люшера), стандартизированная беседа [8, 9, 10].

Читайте также

Список литературы

  1. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 299-303.
  2. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и направлению «Юриспруденция» / А. В. Датий. Москва, 2007. Сер. Высшее образование
  3. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  4. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  5. Лапкин М.М., Казберов П.Н., Датий А.В. Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 158-163.
  6. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  7. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
  8. Сочивко Д.В. Проблема культурных и субкультурных ориентаций современного молодого человека в условиях упадка образовательной системы // Психолого-педагогический поиск. 2009. № 12. С. 89-96.
  9. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология.2011. № 2. С. 8-18.
  10. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология.2013. № 3. С. 35-41.
  11. Сочивко Д.В. Психодинамика духовности и религиозности осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2012. № 4. С. 116-126.
  12. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  13. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
  14. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  15. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности – толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
  16. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности – толерантности курсантов // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
  17. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Криминальные идеологемы современных молодежных субкультур // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 62-70.
  18. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  19. Сочивко Д.В., Полянин Н.А., Голышева Ю.Н. Религиозность, духовно-нравственное развитие и личностный рост осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. 2011. № 4. С. 133-146.
  20. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  21. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 59-68.

Цитировать

Сочивко, Д.В. Исследование психодинамики самоотношений и субъективного качества жизни у сотрудников пенитенциарной системы / Д.В. Сочивко, В.Э. Чубич. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 31. — URL: https://novainfo.ru/article/3135 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться