Методы управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 27
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта. Уделено внимание системе премирования и особенностям ее применения. Рассмотрено практическое применение социальных методов управления персоналом в отрасли.

Ключевые слова

ЖИЛИЩНАЯ ПРОГРАММА, НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

Текст научной работы

Система управления персоналом, принятая в организации напрямую влияет на уровень благосостояния работников. На предприятиях железнодорожного транспорта управление персоналом осуществляется несколькими методами. Они представлены на рисунке 1.

Для каждого метода управления персоналом разработаны и внедрены элементы управления. Одни из них являются универсальными, которые используются во всех отраслях реального сектора экономики, другие — специфические, применение которых имеет экономический эффект только на предприятиях железнодорожного транспорта.

Методы управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта</strong>
Рисунок 1. Методы управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта
  1. Административные: распоряжение о соблюдении трудового распорядка;
  2. Экономические: положение о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; корпоративная система премирования работников на основе трехуровневого подхода; положение о вознаграждении работников ведущих должностей и профессий железных дорог за обеспечение безопасности движения поездов; положение о выплате работникам ОАО «РЖД» единовременного вознаграждения за преданность компании;
  3. Социальные: положение о молодом специалисте открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; социальные гарантии не работающим пенсионерам; пенсионный фонд «Благосостояние».

В современных экономических условиях наибольшую значимость для сотрудников любого сектора экономики приобретают экономические методы управления. Специфическим элементом донного метода управления является, внедренная на предприятиях железнодорожного транспорта, трехуровневая система премирования, основанная на основе трехуровневом принципе оценки деятельности персонала.

Трехуровневая система премирования позволяет:

  1. Повысить стимулирование работников за повышение безопасности движения поездов и обеспечение охраны труда;
  2. Повысить материальную заинтересованность в выполнении задач, поставленных как перед конкретным работником (участком, околотком, сменой), так и за результаты работы всего структурного подразделения, филиала.

Первый уровень — это условия, определяющие право работников на получение премии, отражающие степень обеспечения безопасности движения поездов, техники безопасности и охраны труда.

Такими условиями являются:

  1. Отсутствие случаев крушения поездов и аварий;
  2. Отсутствие событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
  3. Отсутствие тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом с работником по вине работодателя.
Уровни системы премирования</strong>
Рисунок 2. Уровни системы премирования

При выполнении условия премия начисляется в зависимости от выполнения показателей премирования второго и третьего уровней.

При невыполнении одного или нескольких условий, право на премию не возникает только у работников, по вине которых не выполнено условие премирования и их руководителей.

Работникам органа управления структурного подразделения премия не начисляется при невыполнении условия 1. При увеличении количества событий и несчастных случаев, премия будет начислена только по показателям третьего уровня.

Второй уровень — это показатели премирования, характеризующие ключевые задачи, позволяющие оценивать результативность производственно-хозяйственной деятельности всего филиала или структурного подразделения.

Третий уровень — индивидуальные показатели премирования, характеризующие деятельность работника или группы.

Показатели премирования этого уровня устанавливаются исходя из задач, поставленных перед конкретным работником, производственным участком. Доля премии по III уровню, зависящая от результатов индивидуальной деятельности, у рабочих значительно выше, чем у работников

Первый и второй уровни зависят от коллективных результатов работы подразделения. Причем первый — это условие получения премии, которое определяется состоянием безопасности движения поездов и охраны труда. Второй — характеризует экономические результаты деятельности. Третий уровень — оценивает производственные показатели работы каждого работника, бригады, участка (цеха), предприятия. В основном это объемные и качественные показатели работы или технология.

При установлении показателей премирования работников должны соблюдаться следующие требования: индивидуальные показатели устанавливаются в соответствии с функциональными обязанностями работника (группы работников); показателей премирования для каждого уровня должно быть не более трёх (их количество может быть снижено, если расчётный размер премии работника менее 10%). Премия работнику рассчитывается за выполнение каждого показателя премирования в отдельности. При невыполнении одного из показателей премирования соответствующая часть премии не начисляется.

В целях обеспечения материальной заинтересованности работников ОАО «РЖД» в повышении деятельности и качества работы, стимулирования непрерывной трудовой деятельности работников, закрепления профессионального кадрового состава было принято решение о выплате единовременного вознаграждения за преданность компании. «Положение о выплате работникам ОАО «РЖД» единовременного вознаграждения за преданность компании» было утверждено распоряжением ОАО «РЖД» № 1310р от 20.06.2008 г.

Согласно п. 2 указанного Положения вознаграждение за преданность компании выплачивается за продолжительную эффективную и качественную работу работникам ОАО «РЖД»:

  • работающих с полной трудовой отдачей;
  • обладающих необходимой профессиональной компетенцией и навыками;
  • стремящимся к овладению новыми знаниями, профессиональному и карьерному росту;
  • проявляющими инициативу в работе, организационные и творческие способности в профессиональной деятельности;
  • соблюдающими трудовую дисциплину, нормы корпоративной культуры и этики;
  • пользующимся доверием и уважением в коллективе.

Единовременное вознаграждение за преданность компании выплачивается единовременно работникам проработавшим в ОАО «РЖД» 3 года, 5лет, 10 лет, 15 лет и далее через каждые 5 лет.

Стаж работы, дающий право на получение единовременного вознаграждения за преданность компании, не прерывается, но время перерывов в этот стаж не включается в следующих случаях:

  • при поступлении на работу в течение месяца после прекращения инвалидности или болезни, вызвавших увольнение из ОАО «РЖД» в соответствие с медицинским заключением, если работник вернулся на прежнее место работы либо поступил в другой филиал (структурное подразделение филиала) или другое структурное подразделение ОАО «РЖД»;
  • при поступлении на работу в филиал (структурное подразделение филиала) или другое структурное подразделение ОАО «РЖД» после увольнения из ОАО «РЖД» в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, если перерыв в работе не превышал трех месяцев;
  • при поступлении на работу в филиал (структурное подразделение филиала) или другое структурное подразделение ОАО «РЖД» после увольнения из ОАО «РЖД» в связи с переводом мужа (жены) на работу в другую местность, если перерыв в работе не превышал трех месяцев, не считая времени переезда к новому месту жительства;
  • при нахождении в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом женщинам до достижения ребенком возраста трех лет;
  • при прохождении военной службы, если работник призывался из филиала (структурного подразделения филиала) или другого структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» и возвратился на работу в ОАО «РЖД» в течение трех месяцев после увольнения с военной службы по призыву.

В целях совершенствования системы стимулирования работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» на повышение уровня безопасности движения поездов с учетом реформирования хозяйственного комплекса ОАО «РЖД» было утверждено распоряжением ОАО « РЖД» № 1857р от 24.11.2005 г. «Положение о вознаграждении работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» за обеспечение безопасности движения».

Вознаграждение выплачивается по результатам работы за годУровень обеспечения безопасности движения структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД» оценивается по балльной системе дифференцированной оценки транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, допущенных структурными подразделениями филиалов ОАО «РЖД».

Лучшие работники структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» определяются по наибольшему количеству баллов в соответствии с критериями оценки деятельности работников, характеризующими личный вклад работника в обеспечение безопасности движения.

Средства на выплату работникам вознаграждения выделяются филиалам ОАО «РЖД» из средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ОАО «РЖД», и распределяются согласно сумме тарифных ставок и должностных окладов работников, имеющих право на получение вознаграждения, с учетом оценки уровня обеспечения безопасности движения филиалами ОАО «РЖД».

Минимальный размер вознаграждения должен составлять не менее двух месячных тарифных ставок (должностных окладов). Месячная тарифная ставка рассчитывается исходя из часовой тарифной ставки рабочего, установленной на 1 декабря, и среднемесячной нормы рабочего времени года, по результатам которого производится выплата вознаграждения, должностной оклад также определяется на указанную дату.

Согласно п. 17 указанного выше Положения при отборе работников оценивается их личный вклад в улучшение показателей безопасности движения, учитывается стаж добросовестного труда на железнодорожном транспорте, посещение занятий технической учебы, повышение квалификации, участие в наставничестве и в работе общественных инспекторов по безопасности движения и другие критерии оценки.

Согласно п. 19 данного Положения, работникам структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», оказавшим влияние на улучшение состояния безопасности движения, уволившимся до окончания отчетного года по уважительным причинам, в том числе в связи с выходом на пенсию, вознаграждение может быть выплачено с учетом времени, фактически отработанного данным работником в отчетном году, по решению комиссии по выплате вознаграждения.

Читайте также

Цитировать

Пшениснов, Н.В. Методы управления персоналом на предприятиях железнодорожного транспорта / Н.В. Пшениснов, Н.В. Яшкова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3253 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться