Факторы, влияющие на эффективность применения мер дисциплинарной ответственности в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 18
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты дисциплинарной практики и дисциплинарной ответственности осужденных, отбывающих уголовное наказание в исправительных учреждениях.

Ключевые слова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРАКТИКА, ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ МЕРЫ, ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ, ПРОФИЛАКТИКА

Текст научной работы

Изучение эффективности дисциплинарной практики ИУ и проблемы дисциплинарной ответственности - одно из направлений исследований деятельности исправительных учреждений. Дисциплинарное взыскание как элемент дисциплинарной ответственности является весьма острым инструментом в руках администрации ИУ. Оно играет огромную роль в повышении эффективности уголовно-исполнительного воздействия на осужденных, укреплении среди них дисциплины, служит одним из средств соблюдения осужденными установленного порядка отбывания наказания. Данные меры весьма эффективно воздействуют на нарушителей, помогают проводить профилактическую работу в целях предупреждения совершения ими и другими осужденными новых нарушений [5; 6; 7].

От правильного использования мер дисциплинарной ответственности в исправительных учреждениях и факторов, влияющих на воспитательный процесс, в значительной мере зависит решение главной задачи – исправление осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы.

Факторы, влияющие на эффективность воспитательного процесса, рассмотрим через правовую природу, то есть через исходное, коренное составляющую понятие. В русском языке «фактор» означает существенное обстоятельство в каком–нибудь явлении [13]. Эффективность – это показатель приведения чего-либо к нужным результатам, действиям [14]. Обобщающим следует назвать значимый критерий, влияющий непосредственно на какой-нибудь процесс и приведение его к нужным и полезным результатам. В нашем случае это те существенные обстоятельства, непосредственно влияющие на процесс исправления и предотвращения совершения новых дисциплинарных проступков осужденными во время исполнения и отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы.

Таким образом, эффективность применения мер дисциплинарной ответственности означает достижение наиболее высоких результатов исправления осужденных, отбывающих наказания в ИУ с помощью воспитательных средств, приемов и способов воздействия на данную категорию лиц, а также соблюдение ими законных требований администрации исправительного учреждения.

Эффективность характеризуется степенью исправления осужденного и формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, а также стимулированием правопослушного поведения, предупреждением совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами.

Меры дисциплинарной ответственности не должны являться только карой за совершение проступка. Целесообразно сочетать элементы дисциплинарных мер воздействия, а именно и меры убеждения. Только в их диалектическом единстве возможно достижение эффективных результатов в процессе исправления осужденных.

Статья 118 часть 1 Уголовно-исполнительного кодекса гласит, что «при применении мер взысканий к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения…».

Принцип справедливости зависит от многообразных факторов, обусловливающих эффективное воспитательное воздействие на осужденных. Одним из факторов, влияющим на процесс исправления осужденного, отбывающего наказание, является соразмерность взыскания совершенному дисциплинарному проступку.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что довольно часто на практике объявляются осужденным без учета тяжести и характера нарушения, степени его общественной опасности и злостности. Иногда не принимаются во внимание даже такие обстоятельства, характеризующие личность осужденного, как неоднократность нарушения режима, совершение дисциплинарного проступка одним лицом или группой. Наиболее суровые дисциплинарные взыскания, например, водворение осужденного в штрафной изолятор или перевод в помещения камерного типа довольно часто применяются без учета обстоятельств к лицам, совершившим различные малозначительные нарушения, начиная от курения в неположенном месте или неопрятного вида осужденного, и заканчивая злостными, а иногда даже преступлениями.

Основная цель мер дисциплинарной ответственности состоит в том, чтобы осужденный осознал чувство неудовлетворенности собой. Но оно может возникнуть у него лишь тогда, когда взыскание является справедливым. Наказать же нарушителя справедливо в дисциплинарном порядке – значит правильно подобрать меру ответственности, которая соответствовала бы совершенному дисциплинарному проступку и личности нарушителя. Каждая мера отличается от другой и своим содержанием, и способом воздействия, и конкретной направленностью. При проведении опроса осужденных выяснилось, что в отношении их дисциплинарные меры налагались справедливо в 47,0 % случаях, несправедливо – в 16 %, не проводилось предварительного разбирательства – в 23 % случаях, меры налагались предвзято и слишком сурово – в 14 % случаях. Данные опроса осужденных свидетельствуют о том, что администрация ИК только около половины мер дисциплинарной ответственности налагает справедливо. А в остальных случаях меры налагаются несправедливо, без предварительного разбирательства или предвзято [8]. Это говорит о незнании сотрудниками уголовно-исполнительного законодательства в данной области или неумении применять меры ответственности к осужденным. Зачастую с осужденными, совершившими нарушения, не проводится профилактической работы, меры применяются заочно, а осужденному лишь объявляется об уже наложенном взыскании. В связи с этим, на наш взгляд, представляется правомерным внести дополнение в уголовно-исполнительное законодательство, в частности:

Дополнить статью 117 УИК РФ словами: «Осужденный не может быть подвергнут взысканию, не получив возможности высказаться и дать письменное объяснение в свое оправдание».

Нам представляется целесообразным разработать механизм наложения дисциплинарных взысканий (процедуру наложения дисциплинарных взысканий) в помощь практическим работникам с целью более профессионального и умелого использования мер взысканий в воспитательном процессе, который предполагает последовательное осуществление стадий разбирательства нарушения, совершаемых осужденными в местах лишения свободы. Следует обозначить группы и характер нарушений, какие признаки характеризуют нарушения, а какие злостные, наличие основания привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности с обязательным доказательством вины осужденного, характеристика нарушителя, наличие свидетелей и очевидцев как со стороны осужденных, так и со стороны сотрудников УИС, защита осужденного-нарушителя и т. д.

Немаловажную роль играет фактор последовательности наложения мер ответственности, следует отметить, что к каждому осужденному-нарушителю необходимо подходить дифференцированно, учитывая количество у осужденного дисциплинарных проступков. Принцип последовательного применения дисциплинарных мер ответственности к нарушителю заключается в поэтапности выбора мер и использования их от наименьшей к наибольшей в зависимости от их характера.

Например, эффективность мер ответственности в виде водворения в штрафной изолятор может быть различной, если она применена к осужденному-нарушителю за неоднократные проступки и к нарушителю, впервые допустившему нарушение, хотя за одно и то же по составу нарушение. По-другому встанет вопрос и о соразмерности, и о последовательности применения меры взыскания. Следует считать не правильным, если одна и та же мера будет применена в двух случаях одинаково.

Нарушение соразмерности и последовательности при наложении дисциплинарной меры ответственности ярко прослеживается в приведенном случае. К Круглову С.А., 1966 года рождения, осужденному по ст.146 УК РСФСР ч.2, п. «б», к 10 годам лишения свободы, были применены следующие меры взыскания:

07. 03. 1995 г. – курил в отряде – 15 суток ШИЗО;

13. 10.1995 г. – изъяты карты – выговор;

12.11. 1995 г. – не вышел на проверку - выговор;

05.12.1995г. – курил в отряде – 7 суток ШИЗО:

09. 11.1996г. – играл в карты – 10 суток ШИЗО и т. д.

В данном случае не прослеживается последовательность дисциплинарной ответственности и, как следствие, эффективность принятых дисциплинарных мер к осужденному. Первым видом взыскания, примененного к нему, было водворение в штрафной изолятор с максимальным количеством суток за курение в отряде. В данном случае выбран неправильный выбор меры взыскания, во-первых, законодатель не устанавливает жесткие рамки в сроках применения штрафного изолятора и, как следствие, этого можно было ограничиться минимальным сроком, во-вторых, нарушение не является злостным и совершено впервые, поэтому можно было не налагать столь серьезное дисциплинарное взыскание. Как правильно отмечает Ю. Яковлев, «не улучшается положение дел с соблюдением законности при водворении осужденных в штрафные помещения. Ежегодно прокурорами освобождается из таких помещений около 1000 человек в связи с допущенными в отношении этих лиц нарушениями со стороны должностных лиц исправительных учреждений» [18]. В связи с этими фактами целесообразно установить конкретный перечень нарушений установленного порядка отбывания наказания, за которые следует налагать дисциплинарное взыскание в виде водворения в штрафной изолятор. Далее, мы видим, что происходит уменьшение сроков водворения в штрафной изолятор, когда все должно было быть наоборот. Частое применение одного и того же вида взыскания снижает эффективность дисциплинарного воздействия на осужденного. Выговор после применения такого вида взыскания, как водворение в штрафной изолятор или перевод в помещение камерного типа, не будет оказывать положительного воздействия на дальнейшее поведение осужденного. Безусловно, такое отношение к применению мер взыскания негативно сказывается на эффективности воспитательного воздействия. Это один из примеров, когда практика идет в разрез с требованиями теории. Поэтому необходимо в зависимости от ситуации находить правильные подходы при решении данных вопросов.

Неотъемлемым фактором, влияющим на эффективность воспитательного воздействия, является гласность при наложении дисциплинарной ответственности. Огромную роль в воспитательном процессе играет фактор гласности. На практике соблюдение требований гласности достигается тем, что все меры дисциплинарной ответственности, как правило, объявляются перед строем осужденных отряда. Факты применения мер освещаются на общих собраниях, докладах, беседах с другими осужденными, в стенной печати и т. д.

Для изучения проблемы исправления осужденных различных категорий необходимо рассмотрение личности нарушителя [15], ее психологическое отношение к применяемой мере ответственности, что влияет на эффективность в выборе воспитательных средств и приемов. Изучение личности осужденных в ИУ представляет собой одно из основных направлений деятельности этих учреждений и выступает в качестве одного из важных условий обеспечения их эффективности [1]. Работа по исправлению осужденных должна строиться не на переделывании или разрушении сформировавшихся личностных свойств, а на детальном изучении этих свойств и, главное, на выявлении мотивов преступной деятельности и типологической принадлежности индивида [2].

Помимо рассматриваемых ранее характеристик (социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная) при организации исправительного воздействия необходимо учитывать обстоятельства, характеризующие прошлую преступную деятельность осужденного: тип совершенного преступления, срок наказания, назначенный судом, рецидив преступлений, то есть уголовно-правовую характеристику личности осужденного; из числа уголовно-исполнительных – степень исправления осужденного, его трудовую деятельность, отношение к учебе, участие в работе самодеятельных организаций, количество и характер взысканий и поощрений.

Все перечисленные характеристики раскрывают личность осужденного-нарушителя. Личность - понятие многогранное и сложное, в котором переплетены множество свойств и черт характера человека. Только при тесном и умелом взаимодействии всех характеристик личности возможно добиться исправления осужденного, поэтому каждый сотрудник должен умело оперировать средствами воспитательного воздействия.

Для изучения особенностей личности нарушителей отдельных (типичных) категорий важно определить наиболее характерные образующие ее признаки. На основе изучения каждого нарушителя мы попытались сгруппировать их для выявления методики работы с осужденными. В юридической литературе авторы выделяют основные категории преступников, в отношении которых необходим индивидуальный и дифференцированный подход. Например, Ю.М. Антонян выделяет, осужденных, страдающих наркоманией и алкоголизмом, осужденных, не адаптированных к условиям ИУ, осужденных, относящихся к «ворам в законе», осужденных с психическими аномалиями и т. д. [3]

Нам представляется правильным условно всех осужденных разделить на шесть групп: положительной, отрицательной, нейтральной направленности; особая, так называемые «приспособленцы»; осужденные, имеющие отклонения в психике; осужденные, страдающие различными инфекционными заболеваниями (СПИД, туберкулез, сифилис и др.).

К каждой из этих групп необходим индивидуальный и дифференцированный подход в выборе средств, приемов и способов воспитательной работы, а также различных дисциплинарных взысканий. От знания и умелого применения меры взыскания к шести различным категориям осужденных зависит успешное исправление осужденных. Рассмотрим более подробно каждую из этих групп осужденных.

Первая группа – осужденные положительной направленности, которые признали свою вину, раскаялись в совершенном преступлении, положительно себя зарекомендовали, проявили стремление добровольно отбывать наказание и, как правило, освободиться условно-досрочно из мест лишения свободы.

По результатам исследования, в основном это люди зрелого возраста, имеющие семью, совершившие преступления впервые, небольшой и средней тяжести, характер вины характеризуется как неумышленное совершение преступления по неосторожности, в состоянии аффекта. Наказание, примененное к ним, они считают справедливым, свою вину в совершенном преступлении признали полностью или частично. В ближайшие жизненные планы входит условно-досрочное освобождение, переход на улучшенные условия отбывания наказания. Если не имеют образования, стараются получить его в исправительном учреждении. Посещают школу, профессиональное училище, принимают участие в общественной жизни колонии. Постоянно поддерживают отношения с семьей и родственниками. Они достаточно хорошо развиты, по сравнению с другими, в морально-этическом, нравственном и культурном плане.

Осужденные данной категории в большей части не нарушают установленный порядок отбывания наказания, а если и нарушают, то взыскание воспринимают как должное, делают соответствующие выводы и далее стараются не совершать дисциплинарные проступки. Им достаточно сделать предупреждение или объявить устный выговор для того, чтобы они осознали свое неправомерное поведение. В среднем процент данной группы осужденных по отношению к другим группам составляет 5%.

В некоторых исправительных колониях создаются отряды законопослушных осужденных. Они оборудуют свое жилище согласно вкусу и уровню культуры. Как правило, дисциплина в этом случае поддерживается не администрацией колонии, а самими осужденными вполне осознанно. Каждый осужденный, попавший в этот отряд, заинтересован в том, чтобы остаться в нем и жить в более комфортных условиях.

Осужденные отрицательной направленности характеризуются негативным отношением к установленному порядку отбывания наказания. Они не реагируют или отрицательно реагируют на примененные в отношении их меры взыскания. В эту группу, как правило, входят осужденные молодежного возраста и зрелого возраста, совершившие преступление впервые, попав в колонию, стремятся завоевать «авторитет» среди осужденных неуважительным отношением к режиму отбывания наказания и требованиям администрации. Это лица, совершившие неоднократно преступления и не желающие вставать на путь исправления, придерживающиеся уголовных «традиций» [9; 10;].

Они, как правило, не являются членами самодеятельных организаций, не участвуют в общественной жизни колонии, школу и профессиональное училище не посещают, к труду относятся отрицательно. В дальнейшие планы не входит условно-досрочное освобождение, переход на улучшенные условия отбывания наказания. Моральный, нравственный, интеллектуальный и культурный уровень очень низкий. Эта группа осужденных приносит вред воспитательному процессу, так как вносят дезорганизацию в жизнь исправительной колонии [11].

Особая группа осужденных. К данной группе относятся так называемые «приспособленцы», которые в зависимости от внешних и внутренних причин и условий относят себя то к одной, то к другой из перечисленных выше групп. Сложность работы с особой группой осужденных является то, что довольно тяжело подобрать эффективные средства и методы воздействия. Приспособленчество - один из способов выживания осужденных в неблагоприятных условиях мест лишения свободы. Как известно, в среде осужденных существует микроклимат со своими уголовными традициями, устоями и субкультурой [12]. Определенная часть осужденных вынуждена придерживаться моральных устоев среды осужденных, а другая часть сознательно соблюдает и требует соблюдения от других осужденных уголовных «традиций», хотя при этом старается создать положительное впечатление у представителей администрации. Последняя группа осужденных представляет большую опасность для воспитательного процесса, они заражены «уголовной романтикой» [10], но при этом пытаются направить администрацию в воспитательном процессе по ложному пути.

Осужденные, страдающие психическими отклонениями. К числу психически аномальных осужденных-нарушителей можно относить всех тех, кто страдает психическими расстройствами, в том числе и болезнями, но является вменяемым и может отбывать наказание в местах лишения свободы. К числу указанных расстройств чаще всего относятся: алкоголизм, наркомания, психопатии, олигофрения в стадии дебильности, остаточные явления черепно-мозговых травм, органические заболевания центральной нервной системы, шизофрения в стадии стойкой ремиссии, эпилепсия [4].

Лица с психическими аномалиями, включая и хронических алкоголиков, составляют значительную часть тех, кто нарушает установленный порядок отбывания наказания в ИК. Особенно много осужденных с «аномальной» психикой среди злостных нарушителей. Психические аномалии плохо и выявляются и лечатся, а карательно-воспитательное воздействие часто осуществляется без учета особенностей данной категории осужденных. Эта группа осужденных требует своевременного выявления и пристального наблюдения со стороны всех отделов администрации ИК, обязательно включая медицинских работников, психиатров, психологов и социальных работников. Для них должен быть создан особый, «щадящий» режим, то есть чтобы их работа, быт, общение с другими осужденными и администрацией колонии не вызывали обострения аномалий, тем самым способствуя предотвращению дисциплинарных проступков.

Часто осужденные не осознают вину в совершенном дисциплинарном проступке, меры дисциплинарной ответственности зачастую не приносят положительных результатов, поэтому к данной категории требуется специальный подход с использованием методов профилактического характера (беседы, лекции и т. д.)

Осужденные с различными инфекционными заболеваниями. В настоящее время встала остро проблема перед уголовно-исполнительной системой о лицах, страдающих инфекционными заболеваниями, такими как СПИД, открытая форма туберкулеза и др. В ИУ с каждым годом возрастает количество больных СПИДом [16]. Эта категория осужденных отличается от всей массы осужденных чувством безысходности и обреченности. Нереально предсказать дальнейшее их поведение. В основном они, как и группа осужденных отрицательной направленности, совершают нарушения, выраженные в дерзкой форме. Данную категорию осужденных необходимо немедленно направлять, на основании статьи 101 УИК РФ, в лечебные исправительные учреждения, тем самым предотвращая заражения других осужденных.

Немаловажную роль играет при наложении дисциплинарного взыскания предыдущее поведение осужденного при отбытии уголовного наказания. Дисциплинарное наказание следует налагать с учетом поведения осужденного, а именно имеет ли он поощрения или взыскания, участвует ли в общественной жизни колонии, посещает школу или профессиональной училище, какой образ жизни вел до осуждения и т. д. На основании этого выбирать наиболее эффективные и целесообразные меры дисциплинарного воздействия. Если осужденный за весь период отбывания наказания характеризовался положительно и впервые совершает проступок, то не следует сразу прибегать к строгим видам дисциплинарной ответственности.

Процедура доказательства дисциплинарного проступка как неправомерного должна сопровождаться всесторонним и полным разбирательством и целесообразным выбором того или иного вида взыскания. Налицо должны быть все четыре состава дисциплинарного проступка: субъект, объект, объективная сторона и субъективная сторона, то есть основание привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности. Если отсутствует хотя бы один из признаков деяния - это означает то, что нет состава проступка, тем самым исключается возможность применения к нему санкций. Необходимо учитывать мотивы и причины, побудившие осужденного совершить нарушение.

Следующим фактором, влияющим на эффективность применения мер дисциплинарной ответственности к осужденным, следует назвать уровень профессиональной подготовки и педагогического мастерства должностных лиц, осуществляющих применение дисциплинарной практики в местах лишения свободы. Для целесообразного применения мер дисциплинарных взысканий необходимо уметь пользоваться, грамотно применять и сочетать все вышеперечисленные принципы и факторы, обусловливающие данное явление. Должностные лица, осуществляющие применение мер взыскания, обязаны иметь соответствующий уровень профессиональной теоретической и практической подготовки [5].

В. Хомлюк отмечает, «профессионалы знают, что начальник отряда несет основную нагрузку в воспитательном процессе, но достаточной помощи и поддержки от сотрудников других служб колонии, к сожалению, не получает. Более того, его отвлекают на решение других задач. Все это приводит к потере престижа и эффективности работы. В результате 2/3 начальников отрядов стаж работы в должности до трех лет, а каждый четвертый – до года. Только 47% из них имеют высшее образование, а юридическое и педагогическое – всего 17%» [17]. Отделы по воспитательной работе с осужденными испытывают нехватку квалифицированных кадров, особенно на периферии. Действительно, на практике нередки случаи, когда начальник отряда отвечает за 2-3 отряда с количеством осужденных 120-130 человек, иногда выполняя обязанности других отделов из-за нехватки специалистов. Известны случаи, когда характер дисциплинарных мер воздействия определяют иные лица, например, оперативные работники, режимная служба, преследуя при этом «свои» цели. В этом случае нарушается принцип справедливости и объективности налагаемого меры дисциплинарной ответственности. Сотрудники иных отделов при выборе меры основываются только на факте совершения проступка и «собственных» мотивах, при этом не учитывая личность нарушителя, его предыдущее поведение, факторы эффективности, причины и мотивы, побудившие совершить нарушение, и т. д. А начальник отряда лишь автоматически оформляет необходимую документацию.

Таким образом, факторами, влияющими на эффективность применения мер дисциплинарной ответственности на осужденных, правомерно назвать:

  • соразмерность взыскания совершенному дисциплинарному проступку;
  • учет характеристики личности осужденного, совершившего дисциплинарный проступок и его предыдущего поведения;
  • наличие подтверждающих оснований привлечения осужденного к дисциплинарной ответственности;
  • последовательность применения мер дисциплинарных взысканий;
  • гласность наложения взыскания;
  • уровень профессиональной подготовки и педагогического мастерства сотрудников, осуществляющих дисциплинарную практику;

Заканчивая исследование данного вопроса, мы приходим к выводу, что факторы, влияющие на воспитательную работу с осужденными, как объективная и субъективная реальность, имеющие место в деятельности исправительных учреждений, оказывают непосредственное влияние на эффективность применения мер дисциплинарной ответственности за нарушения установленного порядка отбывания наказания к осужденным, отбывающими наказания в местах лишения свободы. Поэтому сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны поддерживать высокий уровень воспитательной работы, атмосферу справедливости и доверия со стороны представителей администрации.

Читайте также

Список литературы

  1. Антонян Ю.М. Наказание и исправление преступников / Под ред. Ю.М. Антоняна: Пособие. 1992. С. 159; Антонян Ю.М., Канунник А., Кулинич В. Исправление и перевоспитание осужденных, неадаптированных к условиям ИТК. М., 1987. 118 с.
  2. Антонян Ю.М Указ. соч. С. 191-192.
  3. Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 191-192.
  4. Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 302.
  5. Гришин Д.А. Административная ответственность в механизме обеспечения правопорядка на режимных территориях учреждений, исполняющих уголовные наказания. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2014. № 2. С. 152-157.
  6. Гришин Д.А. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях, регламентирующего деятельность уголовно-исполнительной системы. Административное право и процесс. 2010. № 6. С. 18-20.
  7. Гришин Д.А., Кутякин С.А. Государственное регулирование противодействия проявлениям организованной преступности в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2013. С. 129 с.
  8. Кутякин С.А. Организация противодействия криминальной оппозиции в уголовно-исполнительной системе России. Рязань. 2012. С. 29-31.
  9. Кутякин С.А. Понятие, содержание и структура криминальной оппозиции в местах лишения свободы. Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2009. № 1. С. 11-15.
  10. Кутякин С.А. Криминальная оппозиция в исправительных учреждениях и следственных изоляторах: лидеры, структура, функции. Novainfo.RU. 2014. № 27. С. 177-187.
  11. Кутякин С.А. Криминологическая и структурно-функциональная характеристика деятельности «смотрящих» в ИУ-СИЗО. Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 4. С. 15-21.
  12. Кутякин С.А. Идеологические и правовые детерминанты возникновения криминальной оппозиции среди осужденных в исправительных учреждениях. Человек: преступление и наказание. 2007. № 3. С. 86-88.
  13. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 736.
  14. Современный словарь иностранных языков. М., 1992. С. 728.
  15. Первозванский В.Б., Стурова М.П. Проблемы исправления осужденных различных категорий: Лекция. 1990. 35с.
  16. Сажин В.Л., Юрьев В.К. Здоровье и болезни заключенных. СПб., 1999. 112 с.
  17. Хомлюк В. О ходе реализации концепции воспитательной работы с осужденными //Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 2. 2001. С. 9.
  18. Яковлев Ю. Законы надо выполнять // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2002. № 2. С. 26-27.

Цитировать

Курбатова, Г.В. Факторы, влияющие на эффективность применения мер дисциплинарной ответственности в отношении осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях / Г.В. Курбатова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3273 (дата обращения: 02.12.2022).

Поделиться