Развитие локального рынка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края на основе сетевого взаимодействия

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 4

Аннотация

В статье предлагается модель сетевого взаимодействия по типу альянса субъектов локального рынка нефтепродуктообеспечения Алтайского края, участниками которого являются ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт», как ключевой оператор рынка, и его стратегические партнеры – хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в различных сферах экономики на территории региона и приобретающие нефтепродукты в целях производственного потребления.

Ключевые слова

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, РЫНОК ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ, ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК

Текст научной работы

В настоящее время эмпирически оформляется не просто новая конфигурация организационно-экономических отношений субъектов локальных рынков, а формируется парадигма взаимосвязи уровня развития локальных рынков и состояния региональных воспроизводственных процессов на территории. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблемы совершенствования форм организационного взаимодействия между субъектами локального рынка.

С учетом того, что исследовательское поле настоящей работы ограничено территориально — регионом, мы можем, не прибегая к иным классификациям, ограничимся территориальным и товарным (разделяя взгляд Дж. Робинсон на содержательное понимание рынка) критериальными признаками, которые позволяют достаточно конкретно дефрагментировать локальный рынок.

Мы можем констатировать, что эмпирические исследования локального рынка, представленные в научных работах, проводятся как в границах региона, так и отдельных муниципальных образований (одного или нескольких). По этому поводу в литературе нет однозначного мнения. Так, например В.И. Беляев пишет, что «…если регион воспринимать как субъект Федерации, то при наличии в этом регионе предприятий, производящих продукцию, реализуемую, в том числе, и на территориях других близлежащих субъектов Федерации, как это часто и бывает, то границы региона и границы рынка товаров, производимых этими предприятиями, однозначно не совпадают. Таким образом, региональный и локальный рынки, если их оценивать (ограничивать) с пространственных (территориальных) позиций и с учетом распространения товаров, производимых на предприятиях данного региона, на рынки других регионов, действительно, не одно и то же» [1]. Обратимся к классификации рынков У. Изарда [2], обобщившего элементы различных теорий размещения Вебера, Леша, Лаунгардта, Тюнена. Согласно подходу исследователя выделяются национальный, региональный, субрегиональный и местные рынки. Национальный рынок, по мнению У. Изарда, — это необходимые для всей рыночной системы товары, производство и потребление которых балансируется внутри страны в целом; региональный рынок — товары, производство и потребление которых уравновешивается по стране в целом и в пределах метрополитенского ареала; субрегиональный рынок — товары, произ-водство и потребление которых уравновешивается внутри каждого субрегиона, входящего в состав метрополитенского ареала; местный рынок — товары, производство и потребление которых уравновешивается в пределах каждого микрорайона, а также в пределах любого другого субрегиона. Подход ученого в дальнейшем оказал существенное влияние на теорию рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия рынков.

Как видно, понятие локального рынка появилось значительно позже. Поэтому обратимся к этимологии слова «локальный». В толковом словаре русского языка слово «локальный» (от лат. localis — местный) имеет значение местного, не выходящего за определенные пределы. Если идти в этимологическом исследовании дальше, то «местный» означает относящийся только к определенной местности. В свою очередь, местность в толком словаре русского языка трактуется как территория, на которой расположено несколько населённых мест. В качестве таковой может считаться и отдельный населенный пункт, и муниципальное образование, и регион. Считаем, что обращение к классификации У. Изарда с опорой на результаты проведенного этимологического исследования может являться основанием для рассмотрения в качестве локального рынка и регионального, и субрегионального, и местного рынков (по классификации У. Изарда).

Таким образом, локальный рынок имеет подвижные «размытые» территориальные границы, имеющие ограниченную пространственно-временную фиксацию, которые определяются совокупностью материально-вещественно-информационных потоков между хозяйствующими субъектами в конкретный временной отрезок. Поэтому было бы ошибочным ограничиваться только территориальным признаком при идентификации локального рынка. Товарный признак классификации, который развивает идеи Дж. Робинсон, является дополнительным идентификационным признаком конкретного локального рынка среди других локальных рынков. В источниках можно встретить следующим образом дефрагментированные локальные рынки: локальный рынок недвижимости, локальный рынок труда, локальный рынок нефти и нефтепродуктов, агропродовольственный локальный рынок и т.п.

Ученый-регионалист А.С. Новоселов, рассматривая место рынков в экономическом пространстве регионов, отмечает, что оно «наполняется конкретным содержанием через реализацию интересов субъектов региональной экономики, развитие рыночных отношений, производственно-экономических и финансовых связей, функционирование региональных воспроизводственных циклов. Все это содержание экономического пространства приводится в движение механизмом региональных рынков, что обеспечивает динамичность развития региональной экономики» [3]. Рыночная система, в свою очередь, как дальше отмечает ученый, «представляет собой сложное пространственно-экономическое образование, состоящее из многочисленных элементов и связей между ними». Сказанное позволяет заключить, что локальный рынок по своей сути представляет собой пространственное взаимодействие хозяйствующих субъектов.

Современные тенденции рыночного взаимодействия связаны с сетевой межфирменной кооперацией, которая приобретает различные формы на разных рынках. Поэтому, рассматривая проблему совершенствования локального рынка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края, мы, безусловно, будем опираться на современные трансформационные процессы соорганизации интересов участников рынков.

Настоящая статья посвящен разработке предложений по развитию форм сетевой межфирменной кооперации на локальном рынке обеспечения нефтепродуктами Алтайского края на основе создания взаимодействия по типу альянса. В качестве участников кооперации выступают, с одной стороны, ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт», как основной продавец светлых нефтепродуктов в крае, и, с другой стороны, хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в различных сферах экономики на территории региона, приобретающие нефтепродукты для их потребления в производственной и иной деятельности.

На первом этапе выявим категории клиентов основного оператора рынка. В ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» выделяют два уровня клиентов: стратегические клиенты и обычные клиенты.

Отнесение клиента к определенному уровню зависит от его объема выборки и, как следствие, от прибыли, которую он приносит фирме (от 300 тыс. руб. в месяц и выше). По данным ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» была составлена структура клиентов компании, потребляющих светлые нефтепродукты с их разбивкой по отраслям экономики, сложившаяся по итогам 2014 году (таблица 1).

Стратегические клиенты приносят около 40% доходов от общей суммы потребления. В разбивке по отраслям ведущей сферой потребления нефтепродуктов для ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» выступает сельское хозяйство, что, безусловно, обусловлено аграрной спецификой региона. Около 30 % прибыли приносит клиенты из социальной сферы. Иными словами, большинство учреждений края в сфере здравоохранения, образования, транспорта, силовых структур и др. выбирают данную компанию в качестве поставщика светлых нефтепродуктов. Это объясняется возможностью заправки практически в любой точке Алтайского края, так как сеть АЗС/АЗК ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт», в отличие от других поставщиков, покрывает всю территорию региона.

Таблица 1. Структура потребления светлых нефтепродуктов по отраслям экономики ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» в 2014 году

Локальный рынок, потребляющий нефтепродукты

Количество обычных клиентов

Количество стратегических клиентов

Доля стратегических клиентов в общем объеме потребления, %

Добывающая и обрабатывающая промышленность

301

22

8

Транспорт

918

106

35

Сельское хозяйство

1923

117

41

Пищевая промышленность

318

35

8

Строительство

194

13

5

Прочие

216

16

3

Всего

3870

286

100

В 2012 году на автозаправочных станциях «Роснефть» была внедрена система безналичных расчетов Petrol Plus, целью которой являлось повышение эффективности розничной реализации топлива и увеличение оборотов розничной торговли в целом. Однако, в силу масштаба, структурных особенностей и политики компании, интеграция системы потребовала решения очень сложной и комплексной задачи — создания единой корпоративной системы безналичных расчетов (КСБР) и стандартов работы с клиентами практически на всей территории страны. Задача была решена путем организации единой федеральной сети, состоящей из 40 операционных центров, расположенных в каждом регионе присутствия НК «Роснефть». Каждый из операционных центров получает и обрабатывает данные, поступающие от всех точек обслуживания на приписанной ему территории. Операционные центры, в свою очередь, обмениваются информацией с центральным процессинговым центром, деятельность которого регулирует единый оператор безналичных расчетов компании «Роснефть» процессинговая компания ООО «РН-Карт».

ООО «РН-Карт» является управляющей компанией КСБР, она осуществляет контроль и централизованное управление безналичными финансовыми операциями по картам «Роснефти» на всех автозаправочных станциях собственной и партнерских сетей. На базе 40 операционных центров создано 32 региональных отделения КСБР, расположенных по всей территории России и в странах ближнего зарубежья. Благодаря модулю «многоэмитентности» количество регионов, в которых предоставляются услуги безналичной оплаты по картам «Роснефть» расширилось до 70 в России, Украине, Белоруссии и Польше. Для клиентов, с момента внедрения Petrol Plus «Роснефть» осуществила большое количество комплексных программ. Возможности системы позволяют дифференцировать их реализацию на общефедеральном уровне и в отдельных регионах.

Для определения уровня лояльности клиентов удобно использовать такой инструмент, как карта лояльности или карта ЛНР (т.е. лояльность за наличный расчет). Карта ЛНР предназначена для привлечения на АЗС частных клиентов с помощью предоставления скидок, постоянных или накопительных, а также начисления бонусов. Покупательская активность может, например, определять статус участника программы — серебряный, золотой или платиновый. Например, в компании Газпромнефть в Алтайском крае, всего за три недели с момента запуска программы лояльности «Нам по пути» число держателей карт достигло 6 тысяч человек.

В этой связи происходит некая дифференциация клиентов на основе способа приобретения светлых нефтепродуктов. Структура розничной реализации ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» за 12 месяцев 2014 года представлена на рис. 1 -4 .

На территории Алтайского края автор предлагает создание взаимодействия по типу альянса между ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» и его стратегическими клиентами.

– Структура розничной реализации бензина в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
Рисунок 1. Структура розничной реализации бензина в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
– Структура розничной реализации дизельного топлива в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
Рисунок 2. Структура розничной реализации дизельного топлива в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
– Структура розничной реализации бензина в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
Рисунок 3. Структура розничной реализации бензина в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
– Структура розничной реализации дизельного топлива в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)
Рисунок 4. Структура розничной реализации дизельного топлива в 2014 г. (по данным ОАО НК «Роснефть-Алтайнефтепродукт»)

Вовлеченные в сеть клиенты получают следующие преимущества на АЗК/АЗС компании:

  • более льготные условия по оплате (отсрочка платежа);
  • более льготные условия но цене (скидка предоставляться в зависимости от объема потребления);
  • возможность заправки практически в любом регионе Алтайского края;
  • отдельная автоматическая ТРК (топливораздаточная колонка), позволяющая клиенту самостоятельно произвести заправку транспортного средства, как следствие экономия временных затрат.

Следует отметить, что автоматические ТРК (топливораздаточная колонка), установленные для стратегических клиентов, представляют собой электронный блок с дисплеем и клавиатурой для набора кода и функций. Он необходим для сокращения временных затрат путем оперативного самообслуживания клиентов. Внедрение подобного аппарата на базе НК «Роснефть» позволит ускорить информационно-материально-ресурсные потоки. Для стратегических клиентов предлагается создание особых карт для обслуживания на автоматических ТРК, необходимых для идентификации пользователя, предотвращения хищения, обеспечения регистрации всех операций по отпуску ГСМ, проведения удаленного мониторинга работы оборудования, получения информации об остатках ГСМ в резервуарах, произведения оперативного изменения лимитов отпуска для потребителя и др. Установка автоматических ТРК, в свою очередь, отразиться на уровне использования производственных мощностей компании.

Экспертами ОАО НК «Роснефть — Алтайнефтепродукт» был проведен опрос по выявлению мест наиболее частого обслуживания стратегических клиентов. По его результатам установлено, что существует 11 точек максимального пролива светлых нефтепродуктов, расположенных в г. Барнауле (5 точек), г. Рубцовске (2 точки), г. Бийск (1 точка), г. Алейск (1 точка), с.Налобиха (1 точка), с. Тальменка (1 точка).

Установление автоматических ТРК на данных АЗС/АЗК позволит ускорить процесс использования ресурсов, увеличить использование производственных мощностей, которые выступают в качестве одного из индикаторов состояния хозяйственной конъюнктуры локального рынка нефтепродуктообеспечения. Все это позволит снизить себестоимость нефтепродуктов за счет сокращения удельной амортизации и определенных расходов, повысить прибыльность.

Рынок обеспечения нефтепродуктами влияет на показатели, характеризующие развитие оптовой и розничной торговли, ресурсного обеспечения других секторов экономики, занятости населения региона, участвует в формировании валового регионального продукта, насыщении регионального бюджета за счет налоговых отчислений. Данное заключение позволяет сделать вывод о том, что рынок обеспечения нефтепродуктами играет немаловажную роль в региональном воспроизводстве.

Читайте также

Список литературы

  1. Беляев В.И. Локальные рынки, их роль место и назначение в развитии воспроизводственных процессов в регионах // Известия Алтайского государственного университета. – 2012. – № 2-1. – С. 247-252.
  2. Изард У. Методы регионального анализа. Введение в науку о регионах. – М.: Прогресс, 1966. – 660 с.
  3. Новоселов А.С. Рыночная система региона: воспроизводственный аспект // Регион: Экономика и Социология. – 2007.– № 1. – С. 28-41.
  4. Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничном рынке автомобильных бензинов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31082.html
  5. Энергетическая стратегия Алтайского края на период до 2020 года. Одобрена Постановлением Администрации края от 10 ноября 2008 г. № 474. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2855860.html
  6. Энергетическая стратегия Алтайского края на период до 2020 года. Одобрена Постановлением Администрации края от 10 ноября 2008 г. № 474. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/look/2855860.html

Цитировать

Евтушенко, Н.В. Развитие локального рынка обеспечения нефтепродуктами Алтайского края на основе сетевого взаимодействия / Н.В. Евтушенко, С.В. Лобова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3295 (дата обращения: 11.06.2023).

Поделиться