Терминологический глоссарий профессионально-творческой педагогики

NovaInfo 32
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 7
CC BY-NC

Аннотация

Каждая наука имеет свой специфический язык. Овладеть тем или иным научным знанием невозможно без знания терминологических понятий, словаря ключевых дефиниций. Педагогика как наука обогатилась инновационным образованием, проективной, креативной педагогикой, педагогической эвристикой. Профессиональная педагогика в новом информационно-мобильном веке обогащается новым знанием профессионально-творческой педагогики.

Ключевые слова

ТВОРЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО, СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА, УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Педагогическая действительность – одна из сфер объективной реальности во всём многообразии её связей, во всей её конкретности и представляет собой бытие людей в его саморазвитии, являющаяся объектом и результатом человеческой деятельности, общественной практики. Как объективная реальность педагогическая действительность включает в себя явления воспитания и образования.

В педагогической действительности выделяют два органически взаимосвязанных уровня: а) материально-предметная реальность педагогического бытия людей; б) объективно-идеальное бытие или педагогическое сознание людей – его компонентами являются педагогические знания и педагогическое мышление людей: будучи также органически взаимосвязанными, они во многом предопределяют задачи, содержание, организацию и результаты воспитания и образования подрастающих поколений

В педагогическом сознании общества выделяют три уровня: житейская (или народная педагогика - педагогическое сознание народа, населения, его изучает этнопедагогика и этнопсихология; б) профессиональная педагогика – сознание педагогов, учительства, оно во многом предопределяется их профессиональной подготовкой и самообразованием; в) научное сознание учёных специалистов педагогики и психологии, оно также по своему уровню, своей характеристике может быть различным

Педагогический труд - способ преобразования действительности, основанный на целенаправленном приложении педагогом физических, интеллектуальных сил, энергии, времени к обучению, воспитанию, развитию, образованию учащихся.

По сути, труд - это совокупность действий, имеющих характер преодоления трудностей в целях удовлетворения чьих-то существенных потребностей.

Составляющими педагогического труда являются: личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение; обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся.

Признаками педагогического труда являются: целесообразность и осмысленность составляющих его видов активности, необходимость приложить усилия для получения определённого продукта, социально значимый результат.

Предметом труда в образовательном пространстве в равной степени становятся: система отношений "педагог - воспитанник", педагогическая ситуация, условия обучения (воспитания), деятельность учителя, его профессиональное поведение, организация жизнедеятельности.

Средствами педагогического труда являются: педагог как носитель предметной и общекультурной информации, жизненного опыта, определённых личностных качеств, энергии; педагогический инструментарий в виде методов, методик, технологий; внешние материальные, информационные, человеческие ресурсы

Профессионализм педагога - приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполнения задач.

По сути, профессионализм - это интегральная характеристика труда педагога, свидетельствующая о достаточно высоком уровне овладения профессией.

Критериями профессионализма педагога являются: эффективность педагогической деятельности и педагогического общения по показателям обученности, развитости и воспитанности учащихся; устойчивая педагогическая направленность личности (желание оставаться в профессии, позитивное отношение к себе как специалисту, удовлетворённость трудом); использование социально приемлемых, гуманистически ориентированных способов и технологий; достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом, формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в неизбежно меняющемся мире.

Профессионализм педагога обеспечивается гармоничным сочетанием основных сторон его труда: высоким уровнем педагогической деятельности, гуманистически ориентированным педагогическим общением и профессиональной зрелости личности.

Слагаемыми педагогического профессионализма являются разные виды компетентностей. В педагогической деятельности - предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской; в педагогическом общении - гуманистической, социально-перцептивной, эмпатийной, коммуникативной, конфликтной, управленческой; зрелость личности - субъективной, рефлексивной кризисной, акмеологической компетентностей.

Профессионализм конкретного педагога складывается из индивидуально-неповторимого сочетания преобладающих качеств личности, позиций и отношений, освоенных и предпочитаемых видов деятельности, а также имеющихся в наличии знаний, умений.

Профессионально-творческая компетентность педагога - это специфическая характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений и опыта творческой деятельности, обеспечивающих ему успешность деятельности в типовых и нестандартных ситуациях.

По сути, профессионально-творческая компетентность - это личностные возможности творческого характера, позволяющие педагогу эффективно решать различные педагогические задачи.

Структурными компонентами ПТК являются: креативная эрудиция, включающая систему знаний в области инновационной педагогики и способность к творческому педагогическому мышлению; психолого-педагогическая умелость и опыт творческой педагогической деятельности, общения и самореализации личности; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств.

Уровневыми характеристиками ПТК выступают: педагогическая зрелость и профессиональная продуктивность, педагогическая продуктивность и профессиональная результативность, педагогическая продуктивность и профессиональная эффективность.

Минимальный уровень предполагает при осуществлении профессиональной деятельности выполнение действий и операций в объёме функциональной грамотности с элементами комбинаторики изученных и освоенных алгоритмов решения типовых задач, способствующей созданию субъективно новых способов и приёмов педагогической работы.

Медиальный уровень предполагает наличие возможности педагогу адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации, используя при этом предметные, методические, воспитательные эвристики в рамках содержательного обобщения и нестандартного применения типовых, освоенных алгоритмов действий, обеспечивающих педагогу нахождение наиболее конструктивного решения и достижения конкретного результата.

Максимальный уровень обеспечивает новое видение педагогических проблем, нацеленность решения на позитивное положительное влияние на личность ученика с целью получения образовательного эффекта.

Профессионализация - педагогически регулируемый процесс становления личности, формирование педагога-профессионала в условиях профессионального образования.

По-сути, профессионализация - это ёмкое концентрированное выражения последовательности процесса общекультурной, общенаучной, психолого-педагогической, предметной и частно-методической подготовки и социально-личностного развития будущего учителя.

Уровневая характеристика критериев профессионализации:

  1. Профессиональная зрелость - возможности учителя адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации. Характеризуется правильностью, экономичностью, оперативностью, креативностью.
  2. Профессиональная продуктивность - количественные и качественные результаты профессионализации учителя, соответствующие профессиональным и социальным требованиям. Характеризуются новизной продукта, самостоятельностью, широтой переноса.
  3. Профессиональная результативность - нахождение учителем наиболее конструктивного решения, экономичного с достижением непосредственного результата. Характеризуется конструктивностью, позитивностью, рефлексивностью.
  4. Профессиональная эффективность - нацеленность решения на позитивное положительное воздействие на личность ученика с целью получения образовательного эффекта. Характеризуется спонтанностью, децентричностью, динамичностью.

Профессиональная подготовка - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной готовности. Это ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определённой работы. При этом. П.п. может быть получена в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.

По-сути, П.п. - это аналогия школьного учебно-воспитательного процесса, в отличие от которого доля самостоятельности обучаемых в овладении профессиональными знаниями, умениями, профессионально значимыми личностными качествами значительно увеличена. Превращение студента в субъект П.п. актуализирует все виды активности: интеллектуальную, перцептивную, трудовую; способствует самообучению, самовоспитанию, саморазвитию будущего учителя. При таком понимании П.п. не сводится лишь к узко трактуемому подготовительному этапу осуществления профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка к педагогическому труду структурно совпадает с профессионально-педагогическим образованием, предполагающим адаптацию, становление, развитие личности будущего учителя, его профессиональной направленности, компетентности, профессионально-педагогической культуры.

Профессиональная готовность - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой профессиональной деятельности и стремящийся её выполнять.

Готовность к выполнению профессиональных функций предполагает психологическую зрелость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими; общительность, инициативность, изобретательность, эмоционально-волевую устойчивость; педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление.

Творческая готовность - характеристика внутреннего потенциального состояния, устремлённость на самосозидание и созидание, диалог и сотрудничество, инновации и эффективность, позволяющая учителю состояться как мастеру своего дела и развиваться как профессионалу. Как личностно-творческий компонент ПТК, творческая готовность гармонизует объективно необходимые профессиональные возможности и внутриличностные качества учителя.

Структура творческой готовности учителя представляет собой комплекс базовых, ядерных и ведущих творчески значимых личностных качеств: эмпатийность, рефлексивность, проницательность, направленность на творчество, креативность, коммуникативность, импровизационность.

Креативная эрудиция (грамотность) - профессиональная осведомлённость о резервах психики человека, механизмах экстериоризации творческого потенциала личности в инновационную (продуктивную) деятельность, способах формирования и развития творческой компетенции в трудовой, учебной, профессиональной и жизнедеятельности.

Основой ПТК учителя является действенное знание закономерностей творческого развития человека. Систему креативных знаний образуют: познавательно-понятийные, организационно-технологические, авторефлексивные знания.

Психолого-педагогическая умелость - опыт творческой деятельности, обеспечивающий студенту-педагогу самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Умелость проявляется в обнаружении учителем новой проблемы в стандартной ситуации, установление целостной структуры объекта, выделении новой функции объекта, учёт альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. Критериями сформированности умелости является умение учителем самостоятельно, нестандартно и педагогически эффективно решать педагогические проблемы, способствующие творческому развитию и саморазвитию учащихся.

Формирование и развитие - это объективно закономерные подходы к профессионализации будущего учителя, обусловленные двумя источниками содержания педагогического образования: окружающей педагогической реальностью (природа, социум, учащиеся, школа, студенты, преподаватели, образовательное пространство); самим будущим учителем, творческим потенциалом его личностного развития и самосовершенствования.

Стратегия Формирования (интервенция - по А.К.Марковой) - вмешательство во внутреннее психологическое пространство личности, навязывание ей выработанных обществом способов, приёмов, деятельности, норм, оценок. Формирование - это развитие, детерминируемое извне.

Стратегия Развития - актуализация личностного потенциала учащегося в процессе обучения и воспитания, раскрытие заложенных в нём возможностей, самоактуализация личностью своего "Я", предупреждающая тупики развития. Развитие - это формирование, направляемое изнутри.

Непрерывное педагогическое образование - поэтапный и целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности будущего учителя, становление его профессиональной зрелости с учётом индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок, типологической предрасположенности к осуществлению педагогической деятельности.

По сути, непрерывное педагогическое образование (НПО) - это система образовательных учреждений, обеспечивающих начальное пропедевтическое, среднее профессионально-педагогическое и высшее педагогическое образование.

Основными признаками НПО являются: непрерывность, преемственность, системная целостность и научно обоснованная последовательность этапов профессионализации будущего педагога.

В отличие от допрофессионального и послевузовского педагогического образования НПО осуществляется в форме организованного педагогического образования и компетентной поддержки самообразования студента.

Творчески развивающее образовательное пространство - педагогическая реальность, возникающая на основе целенаправленно организованного педагогического процесса, порождающего факторы профессионально-творческого развития личности будущего учителя

ТРОП - это гуманно-насыщенная оболочка разнообразных образовательных систем. Только под такой оболочкой возникает атмосфера свободного поиска знаний и способов деятельности. В атмосфере делового сотрудничества у обучающегося приводятся в движение механизмы интеллектуального развития - потребностно-мотивационная установка и творческая активность познающей личности.

ТРОП насыщает субъектов процесса образования энергетикой интеллектуальной активности и инициативы (т.е. надситуативной активности), обусловливающих интенсивное расширение общего кругозора, творческий стиль мышления и инновационное поведение.

ТРОП следует рассматривать как атмосферу сотрудничества, создаваемую педагогически организованной системой, ориентирующей личность обучаемого на творческое саморазвитие.

Учебно-творческая деятельность - оптимально функционирующий процесс развития продуктивных способов мышления, специальных умений и навыков организации поиска и нахождения эффективных решений учебно-педагогических задач.

В процессе УТД студенты-педагоги развивают способности:

  • понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности;
  • систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы;
  • адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности;
  • планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
  • принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических способов и приёмов мышления и деятельности.

Педагог начального образования - компетентный специалист с профессиональной дифференциацией: преметно-методической (“учитель-предметник начальных классов); воспитательно-преобразующей (“воспитатель начальных классов”); развивающей (“этно-психолог начальных классов).

По-сути, педагог начального образования обеспечивает полноценное обучение, воспитание, личностное развитие младших школьников в опоре на профессионально-творческую компетентность и типологическую предрасположенность к эффективному осуществлению педагогической деятельности

Особенностью такой дифференциации является готовность и способность педагога начальной школы, как к относительно самостоятельному, так и к совместному педагогическому труду трёх специалистов в одном начальном классе.

Студент-педагог - обобщённое название будущего специалиста в области, дошкольного, школьного, дополнительного образования, осуществляющего профессионализацию на различных ступенях непрерывного педагогического образования: начальной и средней в системе СПО, высшей в системе ВПО.

Личностно-развивающий подход - стратегия профессионализации, в процессе которой организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.

Уровень активности субъекта деятельности определяет её личностно-развивающий характер. Содержание и технологии обучения, учебная мотивация, личностный смысл определяют развивающий потенциал деятельности.

Структура личностно-развивающего профессионального образования состоит из компоненты направленности, когнитивной компоненты, коммуникативной, регулятивной и профессионально-образовательной компоненты.

В зависимости от ориентации на те или иные компоненты выделяют следующие образовательные технологии:

  • социально-профессиональное воспитание (направленность);
  • контекстное обучение (профессионально-образовательная компонента);
  • когнитивное научение (когнитивная компонента);
  • корпоративное соучение (коммуникативная компонента);
  • саморегулируемое учение и самоуправляемое воспитание (регулятивная компонента).

Эвристическая образовательная технология - инновационная организация профессионально-образовательной деятельности студентов-педагогов, при которой активизируется мыслительная деятельность обучаемых.

По-сути, эвристико-логическая образовательная технология представляет собой оригинальную организацию целенаправленного обучения элементам эвристической педагогической деятельности.

Основными элементами технологии являются: креативная разминка: педагогические сканворды, кроссворды, максимы, загадки ( на скорость, мобильность, гибкость мышления); составление словаря парадоксальных определений: мудрые определения общеизвестных педагогических терминов (на глубину мысле-поиска, нестандартной точки зрения); мыслетехнические упражнения: этимологический поиск исходного значения (происхождения) педагогического термина, категории; коммуникативные этюды: разрешение учебных проблемно-конфликтных ситуаций (на интеллектуальную гибкость, импровизацию); рефлексивные упражнения: разнообразный анализ педагогических решений в художественной литературе, школьной жизни, на педагогической практике); тренинг педагогической проницательности: упражнении Яна экспресс-диагностику педагогической действительности (на зоркость, слух, предчувствие); составление условий педагогических задач с разнообразными вариантами педагогических решений (на интеллектуальную активность).

Контекстно-деятельностная технология развития ПТК БУ - совокупность информативных и информационных, проблемно-диалогических и исследовательских способов реализации программы профессионального образования, организационно и содержательно ориентированной на разнообразие функциональной структуры, типологии и закономерностей развития творческой личности студента-педагога.

Учебный материал структурируется по блокам:

  • информационно-дискуссионный (пед. класс), обеспечивающий нормотворчество учащихся;
  • практико-рефлексивный (пед. колледж), ориентированный на смыслотворчество;
  • поисково-преобразовательный (пед. вуз), нацеленный на жизне- и добро-творчество будущего учителя.

Особенностями технологии являются: а) достижение согласованности нормативно-заданного и личностно-избирательного компонентов учебно-творческой деятельности студентов-педагогов посредством реализации возможности выбора способов освоения ГОС и творческого саморазвития будущих учителей; б) наличие заданий на рефлексию своих состояний и их причин возникновения (задания на самоанализ, самооценку своих чувств, ощущений, удовлетворённость процессом учебно-творческой деятельности и её результатами); в) задания на осознание своей профессионально-творческой компетентности по теме занятия, осознание степени "приращения" ЗУН, обоснование их смыслотворческой значимости, объяснение личностных предпочтений в усвоении нового, анализ своих потенциальных возможностей и ориентация их на развитие ПТК.

Содержание технологии составляют:

  • лекции на темы: "Основы педагогической деятельности как средство творческого саморазвития будущего учителя", "Педагогическая проницательность в труде учителя", "Культура учебно-творческой деятельности студента-педагога" и др.
  • практикум и КИМы по "Введению в педагогическую деятельность", стимулирующий формирование ПТК студентов;
  • тренинг ПТК;
  • техника педагогического экспромта, обогащающая опыт творческой деятельности студента-педагога посредством накопления парадоксальных и эффективных педагогических решений типичных и неординарных ситуаций из школьной жизни;
  • диагностический комплекс на самоопределение и саморазвитие приоритетной педагогической компетенции;
  • задания на непрерывную педагогическую практику, побуждающие студентов-педагогов к направленному наблюдению, анализу уровня и степени компетентности учителя.

Обобщённая образовательная траектория педагогической профессионализации - линия продвижения студента-педагога в образовательном пространстве на всех этапах (степенях) профессионализации.

ООТ задаётся целями и задачами, согласующимися со стандартами педагогического образования (ГОС), через решение которых должны проходить все студенты-педагоги.

На пропедевтическом этапе целью обучения является осознанное вхождение в профессию через постижение ценностного смысла педагогической деятельности, возможностей образовательного пространства. Самопознание и открытие в себе самосозидающих факторов. Задачи: 1. осознание ценности профессионально-педагогической деятельности и образования; 2. самопознание как открытие или переосмысление себя в новом образовательном пространстве; 3. структурирование персонального образовательного пространства через разработку личностного профиля и программ самовоспитания. Предполагаемые результаты - становление профессионально-личностной позиции воспитателя по отношению к самому себе, мотивационная готовность к "погружению" в образовательное пространство в соответствии с личностным профилем освоения педагогической деятельности

На этапе систематики профессионального обучения целью является освоение педагогических знаний, умений через самовыражение и самореализацию в различных видах учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Задачи: 1. осознание себя в различных видах деятельности и общения по освоению теории педагогической деятельности. 2. осознание себя в различных видах деятельности и общения по освоению технологии педагогической деятельности. 3. осознание своего избирательного интереса к профессиональным функциям и способам их освоения. Предполагаемые результаты - становление профессионально-личностных позиций; дифференцированное отношение к имеющимся в образовательном пространстве возможностям дальнейшей профессионализации.

На исследовательском этапе целью профессионализации является синтезирование дифференцированных знаний о себе и о профессии и формирование на этой основе устойчивой ориентации на овладение профессиональными функциями в опоре на сильные стороны личности. Задачи: 1. ориентация на деятельность учителя и подготовка к ней. 2. овладение комплексом профессионально-педагогических функций с учётом сильных сторон своей личности. 3. ориентация на исследовательскую деятельность и подготовка к ней. Предполагаемые результаты - овладение комплексом профессионально-личностных позиций, обеспечивающих полноту самореализации в профессии.

Нормативно-заданный компонент учебно-познавательной деятельности студентов в ориентации на этапы профессионализации задаёт обобщённую образовательную траекторию в профессиональном становлении всех студентов-педагогов.

Индивидуальный образовательный маршрут развития ПТК студента-педагога - особенности движения конкретного студента по обобщённой образовательной траектории, обусловленные индивидуальным своеобразием субъектов и качеством образовательной среды.

В зависимости от профессионально-типологической принадлежности студентов-педагогов выделяются индивидуальные образовательные маршруты: предметников, воспитателей, организаторов, исследователей, психологов-диагностов, методистов, импровизаторов. Индивидуальные образовательные маршруты развития ПТК студентов-педагогов отличаются по доминирующей направленности в освоении профессионально-личностных позиций, по степени активности и самостоятельности студентов, по особенностям учебно-познавательной деятельности, имеющей сильные и слабые стороны.

Адресная поддержка студентам-педагогам в развитии ПТК и формировании ИОМ заключается: в стимулировании рефлексивной обращённости на себя («Всё начинается с учителя») - для предметников; в усилении гуманистической направленности - у воспитателей; в формировании компетенции педагогического менеджмента - для организаторов; в развитии диагностической и самодиагностической компетенций - у психологов; в вооружении технологией научного творчества - у исследователей; в корректировке профессиональной направленности - у импровизаторов.

Читайте также

Список литературы

  1. Тутолмин, А.В. Профессионально-творческая компетентность педагога начального образования: методологические аспекты [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2006. – 112 с.
  2. Тутолмин, А.В. Становление профессионально-творческой компетентности педагога начального образования национальной школы: теория и практика [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006. – 112 с.
  3. Тутолмин, А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: монография / А.В. Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2006. – 252 с.

Цитировать

Тутолмин, А.В. Терминологический глоссарий профессионально-творческой педагогики / А.В. Тутолмин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3298 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться