Педагогическая действительность – одна из сфер объективной реальности во всём многообразии её связей, во всей её конкретности и представляет собой бытие людей в его саморазвитии, являющаяся объектом и результатом человеческой деятельности, общественной практики. Как объективная реальность педагогическая действительность включает в себя явления воспитания и образования.
В педагогической действительности выделяют два органически взаимосвязанных уровня: а) материально-предметная реальность педагогического бытия людей; б) объективно-идеальное бытие или педагогическое сознание людей – его компонентами являются педагогические знания и педагогическое мышление людей: будучи также органически взаимосвязанными, они во многом предопределяют задачи, содержание, организацию и результаты воспитания и образования подрастающих поколений
В педагогическом сознании общества выделяют три уровня: житейская (или народная педагогика - педагогическое сознание народа, населения, его изучает этнопедагогика и этнопсихология; б) профессиональная педагогика – сознание педагогов, учительства, оно во многом предопределяется их профессиональной подготовкой и самообразованием; в) научное сознание учёных специалистов педагогики и психологии, оно также по своему уровню, своей характеристике может быть различным
Педагогический труд - способ преобразования действительности, основанный на целенаправленном приложении педагогом физических, интеллектуальных сил, энергии, времени к обучению, воспитанию, развитию, образованию учащихся.
По сути, труд - это совокупность действий, имеющих характер преодоления трудностей в целях удовлетворения чьих-то существенных потребностей.
Составляющими педагогического труда являются: личность педагога, педагогическая деятельность, педагогическое общение; обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость учащихся.
Признаками педагогического труда являются: целесообразность и осмысленность составляющих его видов активности, необходимость приложить усилия для получения определённого продукта, социально значимый результат.
Предметом труда в образовательном пространстве в равной степени становятся: система отношений "педагог - воспитанник", педагогическая ситуация, условия обучения (воспитания), деятельность учителя, его профессиональное поведение, организация жизнедеятельности.
Средствами педагогического труда являются: педагог как носитель предметной и общекультурной информации, жизненного опыта, определённых личностных качеств, энергии; педагогический инструментарий в виде методов, методик, технологий; внешние материальные, информационные, человеческие ресурсы
Профессионализм педагога - приобретённая в ходе учебной и практической деятельности способность к компетентному выполнению функциональных обязанностей; уровень мастерства и искусности в определённом виде занятий, соответствующий уровню сложности выполнения задач.
По сути, профессионализм - это интегральная характеристика труда педагога, свидетельствующая о достаточно высоком уровне овладения профессией.
Критериями профессионализма педагога являются: эффективность педагогической деятельности и педагогического общения по показателям обученности, развитости и воспитанности учащихся; устойчивая педагогическая направленность личности (желание оставаться в профессии, позитивное отношение к себе как специалисту, удовлетворённость трудом); использование социально приемлемых, гуманистически ориентированных способов и технологий; достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом, формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в неизбежно меняющемся мире.
Профессионализм педагога обеспечивается гармоничным сочетанием основных сторон его труда: высоким уровнем педагогической деятельности, гуманистически ориентированным педагогическим общением и профессиональной зрелости личности.
Слагаемыми педагогического профессионализма являются разные виды компетентностей. В педагогической деятельности - предметной, методической, диагностической, инновационной, исследовательской; в педагогическом общении - гуманистической, социально-перцептивной, эмпатийной, коммуникативной, конфликтной, управленческой; зрелость личности - субъективной, рефлексивной кризисной, акмеологической компетентностей.
Профессионализм конкретного педагога складывается из индивидуально-неповторимого сочетания преобладающих качеств личности, позиций и отношений, освоенных и предпочитаемых видов деятельности, а также имеющихся в наличии знаний, умений.
Профессионально-творческая компетентность педагога - это специфическая характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая уровень знаний, умений и опыта творческой деятельности, обеспечивающих ему успешность деятельности в типовых и нестандартных ситуациях.
По сути, профессионально-творческая компетентность - это личностные возможности творческого характера, позволяющие педагогу эффективно решать различные педагогические задачи.
Структурными компонентами ПТК являются: креативная эрудиция, включающая систему знаний в области инновационной педагогики и способность к творческому педагогическому мышлению; психолого-педагогическая умелость и опыт творческой педагогической деятельности, общения и самореализации личности; творческая готовность, образуемая комплексом творчески значимых личностных качеств.
Уровневыми характеристиками ПТК выступают: педагогическая зрелость и профессиональная продуктивность, педагогическая продуктивность и профессиональная результативность, педагогическая продуктивность и профессиональная эффективность.
Минимальный уровень предполагает при осуществлении профессиональной деятельности выполнение действий и операций в объёме функциональной грамотности с элементами комбинаторики изученных и освоенных алгоритмов решения типовых задач, способствующей созданию субъективно новых способов и приёмов педагогической работы.
Медиальный уровень предполагает наличие возможности педагогу адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации, используя при этом предметные, методические, воспитательные эвристики в рамках содержательного обобщения и нестандартного применения типовых, освоенных алгоритмов действий, обеспечивающих педагогу нахождение наиболее конструктивного решения и достижения конкретного результата.
Максимальный уровень обеспечивает новое видение педагогических проблем, нацеленность решения на позитивное положительное влияние на личность ученика с целью получения образовательного эффекта.
Профессионализация - педагогически регулируемый процесс становления личности, формирование педагога-профессионала в условиях профессионального образования.
По-сути, профессионализация - это ёмкое концентрированное выражения последовательности процесса общекультурной, общенаучной, психолого-педагогической, предметной и частно-методической подготовки и социально-личностного развития будущего учителя.
Уровневая характеристика критериев профессионализации:
- Профессиональная зрелость - возможности учителя адекватно познавать и оптимально разрешать педагогические проблемные ситуации. Характеризуется правильностью, экономичностью, оперативностью, креативностью.
- Профессиональная продуктивность - количественные и качественные результаты профессионализации учителя, соответствующие профессиональным и социальным требованиям. Характеризуются новизной продукта, самостоятельностью, широтой переноса.
- Профессиональная результативность - нахождение учителем наиболее конструктивного решения, экономичного с достижением непосредственного результата. Характеризуется конструктивностью, позитивностью, рефлексивностью.
- Профессиональная эффективность - нацеленность решения на позитивное положительное воздействие на личность ученика с целью получения образовательного эффекта. Характеризуется спонтанностью, децентричностью, динамичностью.
Профессиональная подготовка - система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающих формирование профессиональной направленности, профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной готовности. Это ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определённой работы. При этом. П.п. может быть получена в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
По-сути, П.п. - это аналогия школьного учебно-воспитательного процесса, в отличие от которого доля самостоятельности обучаемых в овладении профессиональными знаниями, умениями, профессионально значимыми личностными качествами значительно увеличена. Превращение студента в субъект П.п. актуализирует все виды активности: интеллектуальную, перцептивную, трудовую; способствует самообучению, самовоспитанию, саморазвитию будущего учителя. При таком понимании П.п. не сводится лишь к узко трактуемому подготовительному этапу осуществления профессиональной деятельности. Профессиональная подготовка к педагогическому труду структурно совпадает с профессионально-педагогическим образованием, предполагающим адаптацию, становление, развитие личности будущего учителя, его профессиональной направленности, компетентности, профессионально-педагогической культуры.
Профессиональная готовность - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определённой профессиональной деятельности и стремящийся её выполнять.
Готовность к выполнению профессиональных функций предполагает психологическую зрелость и наблюдательность, способность к идентификации себя с другими; общительность, инициативность, изобретательность, эмоционально-волевую устойчивость; педагогический такт, выдержку, самообладание, профессионально-педагогическое мышление.
Творческая готовность - характеристика внутреннего потенциального состояния, устремлённость на самосозидание и созидание, диалог и сотрудничество, инновации и эффективность, позволяющая учителю состояться как мастеру своего дела и развиваться как профессионалу. Как личностно-творческий компонент ПТК, творческая готовность гармонизует объективно необходимые профессиональные возможности и внутриличностные качества учителя.
Структура творческой готовности учителя представляет собой комплекс базовых, ядерных и ведущих творчески значимых личностных качеств: эмпатийность, рефлексивность, проницательность, направленность на творчество, креативность, коммуникативность, импровизационность.
Креативная эрудиция (грамотность) - профессиональная осведомлённость о резервах психики человека, механизмах экстериоризации творческого потенциала личности в инновационную (продуктивную) деятельность, способах формирования и развития творческой компетенции в трудовой, учебной, профессиональной и жизнедеятельности.
Основой ПТК учителя является действенное знание закономерностей творческого развития человека. Систему креативных знаний образуют: познавательно-понятийные, организационно-технологические, авторефлексивные знания.
Психолого-педагогическая умелость - опыт творческой деятельности, обеспечивающий студенту-педагогу самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Умелость проявляется в обнаружении учителем новой проблемы в стандартной ситуации, установление целостной структуры объекта, выделении новой функции объекта, учёт альтернатив при решении проблемы, комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы. Критериями сформированности умелости является умение учителем самостоятельно, нестандартно и педагогически эффективно решать педагогические проблемы, способствующие творческому развитию и саморазвитию учащихся.
Формирование и развитие - это объективно закономерные подходы к профессионализации будущего учителя, обусловленные двумя источниками содержания педагогического образования: окружающей педагогической реальностью (природа, социум, учащиеся, школа, студенты, преподаватели, образовательное пространство); самим будущим учителем, творческим потенциалом его личностного развития и самосовершенствования.
Стратегия Формирования (интервенция - по А.К.Марковой) - вмешательство во внутреннее психологическое пространство личности, навязывание ей выработанных обществом способов, приёмов, деятельности, норм, оценок. Формирование - это развитие, детерминируемое извне.
Стратегия Развития - актуализация личностного потенциала учащегося в процессе обучения и воспитания, раскрытие заложенных в нём возможностей, самоактуализация личностью своего "Я", предупреждающая тупики развития. Развитие - это формирование, направляемое изнутри.
Непрерывное педагогическое образование - поэтапный и целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности будущего учителя, становление его профессиональной зрелости с учётом индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок, типологической предрасположенности к осуществлению педагогической деятельности.
По сути, непрерывное педагогическое образование (НПО) - это система образовательных учреждений, обеспечивающих начальное пропедевтическое, среднее профессионально-педагогическое и высшее педагогическое образование.
Основными признаками НПО являются: непрерывность, преемственность, системная целостность и научно обоснованная последовательность этапов профессионализации будущего педагога.
В отличие от допрофессионального и послевузовского педагогического образования НПО осуществляется в форме организованного педагогического образования и компетентной поддержки самообразования студента.
Творчески развивающее образовательное пространство - педагогическая реальность, возникающая на основе целенаправленно организованного педагогического процесса, порождающего факторы профессионально-творческого развития личности будущего учителя
ТРОП - это гуманно-насыщенная оболочка разнообразных образовательных систем. Только под такой оболочкой возникает атмосфера свободного поиска знаний и способов деятельности. В атмосфере делового сотрудничества у обучающегося приводятся в движение механизмы интеллектуального развития - потребностно-мотивационная установка и творческая активность познающей личности.
ТРОП насыщает субъектов процесса образования энергетикой интеллектуальной активности и инициативы (т.е. надситуативной активности), обусловливающих интенсивное расширение общего кругозора, творческий стиль мышления и инновационное поведение.
ТРОП следует рассматривать как атмосферу сотрудничества, создаваемую педагогически организованной системой, ориентирующей личность обучаемого на творческое саморазвитие.
Учебно-творческая деятельность - оптимально функционирующий процесс развития продуктивных способов мышления, специальных умений и навыков организации поиска и нахождения эффективных решений учебно-педагогических задач.
В процессе УТД студенты-педагоги развивают способности:
- понимать пути и методы продуктивной учебно-познавательной деятельности;
- систематизировать учебную информацию в межпредметные комплексы;
- адаптироваться к изменяющимся видам учебной деятельности;
- планировать и прогнозировать интеллектуальную деятельность на основе эвристических и логических операций и стратегий;
- принимать решения по организации сложных видов учебной деятельности на основе правдоподобных рассуждений, эвристических способов и приёмов мышления и деятельности.
Педагог начального образования - компетентный специалист с профессиональной дифференциацией: преметно-методической (“учитель-предметник начальных классов); воспитательно-преобразующей (“воспитатель начальных классов”); развивающей (“этно-психолог начальных классов).
По-сути, педагог начального образования обеспечивает полноценное обучение, воспитание, личностное развитие младших школьников в опоре на профессионально-творческую компетентность и типологическую предрасположенность к эффективному осуществлению педагогической деятельности
Особенностью такой дифференциации является готовность и способность педагога начальной школы, как к относительно самостоятельному, так и к совместному педагогическому труду трёх специалистов в одном начальном классе.
Студент-педагог - обобщённое название будущего специалиста в области, дошкольного, школьного, дополнительного образования, осуществляющего профессионализацию на различных ступенях непрерывного педагогического образования: начальной и средней в системе СПО, высшей в системе ВПО.
Личностно-развивающий подход - стратегия профессионализации, в процессе которой организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности.
Уровень активности субъекта деятельности определяет её личностно-развивающий характер. Содержание и технологии обучения, учебная мотивация, личностный смысл определяют развивающий потенциал деятельности.
Структура личностно-развивающего профессионального образования состоит из компоненты направленности, когнитивной компоненты, коммуникативной, регулятивной и профессионально-образовательной компоненты.
В зависимости от ориентации на те или иные компоненты выделяют следующие образовательные технологии:
- социально-профессиональное воспитание (направленность);
- контекстное обучение (профессионально-образовательная компонента);
- когнитивное научение (когнитивная компонента);
- корпоративное соучение (коммуникативная компонента);
- саморегулируемое учение и самоуправляемое воспитание (регулятивная компонента).
Эвристическая образовательная технология - инновационная организация профессионально-образовательной деятельности студентов-педагогов, при которой активизируется мыслительная деятельность обучаемых.
По-сути, эвристико-логическая образовательная технология представляет собой оригинальную организацию целенаправленного обучения элементам эвристической педагогической деятельности.
Основными элементами технологии являются: креативная разминка: педагогические сканворды, кроссворды, максимы, загадки ( на скорость, мобильность, гибкость мышления); составление словаря парадоксальных определений: мудрые определения общеизвестных педагогических терминов (на глубину мысле-поиска, нестандартной точки зрения); мыслетехнические упражнения: этимологический поиск исходного значения (происхождения) педагогического термина, категории; коммуникативные этюды: разрешение учебных проблемно-конфликтных ситуаций (на интеллектуальную гибкость, импровизацию); рефлексивные упражнения: разнообразный анализ педагогических решений в художественной литературе, школьной жизни, на педагогической практике); тренинг педагогической проницательности: упражнении Яна экспресс-диагностику педагогической действительности (на зоркость, слух, предчувствие); составление условий педагогических задач с разнообразными вариантами педагогических решений (на интеллектуальную активность).
Контекстно-деятельностная технология развития ПТК БУ - совокупность информативных и информационных, проблемно-диалогических и исследовательских способов реализации программы профессионального образования, организационно и содержательно ориентированной на разнообразие функциональной структуры, типологии и закономерностей развития творческой личности студента-педагога.
Учебный материал структурируется по блокам:
- информационно-дискуссионный (пед. класс), обеспечивающий нормотворчество учащихся;
- практико-рефлексивный (пед. колледж), ориентированный на смыслотворчество;
- поисково-преобразовательный (пед. вуз), нацеленный на жизне- и добро-творчество будущего учителя.
Особенностями технологии являются: а) достижение согласованности нормативно-заданного и личностно-избирательного компонентов учебно-творческой деятельности студентов-педагогов посредством реализации возможности выбора способов освоения ГОС и творческого саморазвития будущих учителей; б) наличие заданий на рефлексию своих состояний и их причин возникновения (задания на самоанализ, самооценку своих чувств, ощущений, удовлетворённость процессом учебно-творческой деятельности и её результатами); в) задания на осознание своей профессионально-творческой компетентности по теме занятия, осознание степени "приращения" ЗУН, обоснование их смыслотворческой значимости, объяснение личностных предпочтений в усвоении нового, анализ своих потенциальных возможностей и ориентация их на развитие ПТК.
Содержание технологии составляют:
- лекции на темы: "Основы педагогической деятельности как средство творческого саморазвития будущего учителя", "Педагогическая проницательность в труде учителя", "Культура учебно-творческой деятельности студента-педагога" и др.
- практикум и КИМы по "Введению в педагогическую деятельность", стимулирующий формирование ПТК студентов;
- тренинг ПТК;
- техника педагогического экспромта, обогащающая опыт творческой деятельности студента-педагога посредством накопления парадоксальных и эффективных педагогических решений типичных и неординарных ситуаций из школьной жизни;
- диагностический комплекс на самоопределение и саморазвитие приоритетной педагогической компетенции;
- задания на непрерывную педагогическую практику, побуждающие студентов-педагогов к направленному наблюдению, анализу уровня и степени компетентности учителя.
Обобщённая образовательная траектория педагогической профессионализации - линия продвижения студента-педагога в образовательном пространстве на всех этапах (степенях) профессионализации.
ООТ задаётся целями и задачами, согласующимися со стандартами педагогического образования (ГОС), через решение которых должны проходить все студенты-педагоги.
На пропедевтическом этапе целью обучения является осознанное вхождение в профессию через постижение ценностного смысла педагогической деятельности, возможностей образовательного пространства. Самопознание и открытие в себе самосозидающих факторов. Задачи: 1. осознание ценности профессионально-педагогической деятельности и образования; 2. самопознание как открытие или переосмысление себя в новом образовательном пространстве; 3. структурирование персонального образовательного пространства через разработку личностного профиля и программ самовоспитания. Предполагаемые результаты - становление профессионально-личностной позиции воспитателя по отношению к самому себе, мотивационная готовность к "погружению" в образовательное пространство в соответствии с личностным профилем освоения педагогической деятельности
На этапе систематики профессионального обучения целью является освоение педагогических знаний, умений через самовыражение и самореализацию в различных видах учебно-познавательной и исследовательской деятельности. Задачи: 1. осознание себя в различных видах деятельности и общения по освоению теории педагогической деятельности. 2. осознание себя в различных видах деятельности и общения по освоению технологии педагогической деятельности. 3. осознание своего избирательного интереса к профессиональным функциям и способам их освоения. Предполагаемые результаты - становление профессионально-личностных позиций; дифференцированное отношение к имеющимся в образовательном пространстве возможностям дальнейшей профессионализации.
На исследовательском этапе целью профессионализации является синтезирование дифференцированных знаний о себе и о профессии и формирование на этой основе устойчивой ориентации на овладение профессиональными функциями в опоре на сильные стороны личности. Задачи: 1. ориентация на деятельность учителя и подготовка к ней. 2. овладение комплексом профессионально-педагогических функций с учётом сильных сторон своей личности. 3. ориентация на исследовательскую деятельность и подготовка к ней. Предполагаемые результаты - овладение комплексом профессионально-личностных позиций, обеспечивающих полноту самореализации в профессии.
Нормативно-заданный компонент учебно-познавательной деятельности студентов в ориентации на этапы профессионализации задаёт обобщённую образовательную траекторию в профессиональном становлении всех студентов-педагогов.
Индивидуальный образовательный маршрут развития ПТК студента-педагога - особенности движения конкретного студента по обобщённой образовательной траектории, обусловленные индивидуальным своеобразием субъектов и качеством образовательной среды.
В зависимости от профессионально-типологической принадлежности студентов-педагогов выделяются индивидуальные образовательные маршруты: предметников, воспитателей, организаторов, исследователей, психологов-диагностов, методистов, импровизаторов. Индивидуальные образовательные маршруты развития ПТК студентов-педагогов отличаются по доминирующей направленности в освоении профессионально-личностных позиций, по степени активности и самостоятельности студентов, по особенностям учебно-познавательной деятельности, имеющей сильные и слабые стороны.
Адресная поддержка студентам-педагогам в развитии ПТК и формировании ИОМ заключается: в стимулировании рефлексивной обращённости на себя («Всё начинается с учителя») - для предметников; в усилении гуманистической направленности - у воспитателей; в формировании компетенции педагогического менеджмента - для организаторов; в развитии диагностической и самодиагностической компетенций - у психологов; в вооружении технологией научного творчества - у исследователей; в корректировке профессиональной направленности - у импровизаторов.