Развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности в технической мастерской

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье сущность и основные положения формирования и развития интеллектуально-творческих способностей у младших школьников во внеучебной проектной деятельности рассмотрены автором в контексте философских, психологических и педагогических теорий. Обоснованы педагогические условия развития интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности в мастерской.

Ключевые слова

РАЗВИТИЕ, ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ТЕХНИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Текст научной работы

Вслед за Б.Г. Ананьевым и В.Д. Шадриковым мы рассматриваем структуру творческой способности как сложное психологическое образование, состоящее из трех компонентов: функционального, операционного и мотивационного (личностного). Функциональные механизмы способности определяют возрастные и индивидуально-психологические особенности творческого мышления, операционные – содержание и структуру творческой деятельности, мотивационные – характер ведущих мотивов творчества. [2].

Нами были выделены операционные действия, являющиеся формой осуществления творческой деятельности. Чтобы учащийся мог проявиться как субъект творческой деятельности, он должен владеть следующими универсальными действиями:

  • принятие от педагога или самостоятельная постановка проектной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения существенных свойств изучаемого объекта;
  • моделирование выделенных свойств в предметной, графической и буквенной формах;
  • преобразование модели для изучения свойств объекта в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения данной задачи. [41].

Таким образом, формирование и развитие интеллектуально-творческих способностей личности обеспечивается выработкой определённого алгоритма мыследеятельности: от освоения логических приёмов мышления – к усвоению эвристических способов размышления и затем – к эвриологическому типу сознания.

Ребенок младшего школьного возраста обладает чувственным (интуитивным) или «житейским» мышлением, т.е. у младшего школьника на основе предметно-действенного предметно-образного стиля мышления развита, так называемая, первая природа человека. С началом обучения ему необходимо осваивать различные абстрактно-логические мыслительные операции, причем на основе прошлого приобретенного опыта мыследеятельности. Так, у младшего школьника постепенно развивается логическое (рациональное) мышление - вторая природа человека [6].

Однако, чтобы не потерять у младших школьников их «природную креативность», вследствие перевода детей с предметно-образного стиля мышления на абстрактно-логический в процессе обучения в школе второй природе человека - абстракции, необходимо также учить их способам и приёмам эвристического мышления. И уже на стыке этих двух видов мышления в интеллектуальной сфере личности младшего школьника формируется «эврологическое» мышление. Оно характеризуется быстротой протекания мыслительных процессов, имеет четко выраженные этапы и в значительной степени представлено в сознании ребенка. Очень важна последовательность этапов формирования данных видов мышления, так как только в этом случае логика мышления младшего школьника превращается из формализации обыденного сознания - в продуктивную мыследеятельность. [37].

Эврологичность мышления является основным критериальным показателем сформированности интеллектуально-творческих способностей учащихся.

Интеллектуально-творческие способности формируются на основе опыта мышления детей (в данном случае эврологического), который приобретается в учебной и внеучебной деятельности. Анализируя социальный опыт, который школа передает подрастающим поколениям, можно выделить в нем среди других общих элементов опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем. Это значит, что в каждый учебный предмет стоит включать задания, при выполнении которых учащиеся усваивают опыт творческой деятельности людей.

Младшие школьники, выполняя множество заданий общелогического характера на развитие творческого мышления и управляемого воображения, усваивают то генетически исходное, что есть в той или иной мыслительной деятельности. Как приобретается детьми во время обучения опыт письма, счета, чтения и так далее, так необходимо прививать учащимся систематично и целенаправленно и опыт мышления, который используется для формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников в учебной деятельности. Для формирования интеллектуально-творческих способностей большое значение имеет учебно-воспитательная среда образовательного учреждения. В этой ситуации особое внимание уделяется особенностям развивающего обучения, в частности форме обогащающего обучения, когда, помимо дополнительных занятий, меняются форма организации учебного процесса и содержание учебного материала.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.

Для развития интеллектуально-творческих способностей необходима высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Второе условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно педагог должен с поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Но создание благоприятных условий, не достаточно для воспитания ребёнка с высокоразвитыми творческими способностями [4].

В своей практической деятельности педагоги дополнительного образования стремятся реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Ими активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. В мастерских педагоги совместно с детьми ставят эксперименты, проводят опытную работу, учатся анализировать и правильно оформлять результаты.

Анализ педагогической деятельности в мастерских позволяет сделать выводы о том, проектная деятельность так же является эффективным методом обучения и развития детей.

  1. Рефлексивно – деятельностный подход проявляется в следующих правилах организации педагогической среды: создания рефлексивной среды, создания эвристической среды, свободы выбора и психологической безопасности, развивающего дискомфорта.
  2. Интеллектуальное творчество возникает в ситуации рефлексивного выбора личностью одной из двух возможных стратегий: рискованной (творческой) или более безопасной (алгоритмической). В ряде случаев внешние обстоятельства (лимит времени, возможность наказания за ошибку) или внутренние психологические причины (перцептивная или мыслительная установка) могут препятствовать интеллектуальному творчеству. Однако усиление субъективной ценности творчества, овладение методами и приемами мыслительного творчества и социальное подкрепление творческих результатов позволяют преодолеть эти препятствия. Осознанный выбор творческих ценностей способствует формированию устойчивой творческой мотивации личности.
  3. Творческая способность развивается в онтогенезе и включает несколько стадий. Были выделены три уровня развития творческой способности, определяемых разными механизмами переработки информации: наглядно-образный, словесно-логический и эвристический. Наглядно-образный уровень базируется на механизмах мыслительной работы с образами восприятия и представления. Этот уровень также можно назвать уровнем фантазии и воображения. Словесно-логический уровень базируется на механизмах вербального мышления, осознании причинно–следственных связей, которые не имеют наглядного характера. Эвристический уровень связан с осознанием сложных вероятностных отношений и выработкой эвристик – интеллектуальных правил, сокращающих зону поиска для оптимального решения проблемы.
  4. Формирование операционной структуры творческой способности должно осуществляться в контексте формирования основных учебных действий, важнейшим из которых для учащихся начальной школы является самоконтроль, причем на наглядно-действенном этапе развития творческих способностей развитый самоконтроль может препятствовать творческой продуктивности, а на причинно-следственном этапе, напротив, ей способствует.
  5. Важное значение для формирования способности к интеллектуальному творчеству имеет образовательная среда школы, которая должна стимулировать интеллектуальное творчество, создавать условия для адекватного личностного выбора учащимися уровня сложности и жанра творческой деятельности. Были выделены три организационные модели образовательной среды: модель дополнительного образования, модель обогащения, модель сопровождения, которые являются преемственными и представляют разные стадии становления организационной модели школы, нацеленной на формирование способности к интеллектуальному творчеству.
  6. Сложность управления творческой деятельностью младших школьников заставляет специально обратить внимание на подготовку педагогов. Способность к созданию обстановки творческого сотрудничества между педагогом и учащимися и собственный творческий потенциал педагога – вот непременное условие формирования творческого мышления детей в учебном процессе.

Читайте также

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ЛГУ, 2008.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М., 2009.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1985.
  4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
  5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М., 2003.
  6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
  7. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды. – 2-е изд., испр. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
  8. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1. стр. 17-19.
  9. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11. стр. 32-38.
  10. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
  11. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб: Союз, 1997. 92стр.
  12. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. – М: .Мир, 1992. С. 435-442.
  13. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
  14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

Цитировать

Бабинцев, А.Л. Развитие интеллектуально-творческих способностей младших школьников во внеучебной проектной деятельности в технической мастерской / А.Л. Бабинцев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3307 (дата обращения: 16.05.2022).

Поделиться