Личностный рост: сравнительный анализ теорий личности

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 57

Аннотация

В статье описывается сравнительный анализ теорий развития личности зарубежных авторов, рассматривается понятие «личностный рост».

Ключевые слова

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ, ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ, ПОМЕХИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА

Текст научной работы

Понятие личности, ее структура и динамика (личностный рост) интересовали многих отечественных и зарубежных ученых на Востоке, Западе и в Европе. Над вопросом происхождения данного термина спорят до сих пор. Однако нас интересует тема динамики, развития личности, а точнее личностного роста. Ведь человек не статическая система, ему нужен рост: физический, социальный, психологический.

В целом до Фрейда не существовало реальных теорий личности, а психические расстройства и гениальность считали «потусторонней одержимостью» и «личными духами человека». Затем последовали теории Юнга, Адлера, Хорни, Джеймса, Келли, Роджерс и других. Каждая концепция опирается на свою терминологию, но мы постарались выявить и проанализировать личностный рост в самых известных теориях.

Так, например, Зигмунд Фрейд не рассматривал понятие здоровой зрелой личности, а делал акцент на решающей роли раннего детства, где компоненты стабильны, а конфликт между сознательным и бессознательным вызывает тревогу. Показателем роста было уменьшение тревоги и достижение баланса в конфликте между инстинктами и общественными нормами. А вот Карл Густав Юнг считал, что человек обладает тенденцией к индивидуализации, то есть «становления собой». В соответствии с этим личностный рост – получение знаний о себе и мире, а индивидуализация - осознанный мотив роста [1].

Что касается Альфреда Адлера, то, по его мнению, у человека в поведении существует два мотива: стремление к превосходству и чувство общности, которые должны находиться в гармонии для личностного роста. Помимо этого у каждого индивидуума есть три главные жизненные задачи: работа, дружба и любовь. Успех в одном, ведет к успеху в другом. Препятствием росту может послужить органическая неполноценность, заброшенность и избалованность.

Для Эрика Эриксона личностный рост – процесс формирования на определенных стадиях человеческой личности, где развитие происходит на протяжении всей жизни посредством психологических кризисов и задач развития [4].

В свою очередь Карен Хорни верила в потенциал психологического роста, где здоровые ценности жизни рождаются в процессе самореализации, а человек готов развивать заложенные в нем уникальные задатки [3].

Вильгельм Райх (основатель соматической психологии, ориентированной на телесность) под личностным ростом или психологическим совершенствованием понимал процесс разрушения психологического и физического защитного панциря. Только тогда человек становится открытым и способен наслаждаться в полной мере жизнью.

Представительницы женских теорий (Д.Б. Миллер, И.П. Стайвер, Д.В. Джордан, Д.Л. Суррей) исходили из того, что психологическое развитие женщины происходит в ее отношениях с другими людьми. Рост и развитие рождается только во взаимодействии, потому что женщины ориентированы на заботу и ответственность, а мужчины на уединение, отчужденность и самостоятельность. Основным моментом роста является опыт установления связи с людьми и отчуждение от них в процессе общения. Уильям Джеймс был почти солидарен с авторами женских теорий, то есть для личностного роста важен опыт - когда человек может найти в себе средства для самосовершенствования. Потому что у человека есть врожденная способность изменять свое поведение и соответственно отношение к происходящему. Но существуют и помехи для роста: взаимное непонимание, невысказанные или сильные эмоции [2].

Теория личностных конструктов Джорджа Келли видит в личности способность изменяться, расти путем преодоления себя и своих конструктов. Причем помехами могут служить именно ситуации изменения в конструкционной системе человека. То есть агрессивные и творческие силы заставляют исследовать свой внутренний мир, а угроза, тревога и страх являются помехами личностному росту.

Представители гуманистической психологии (Абраахам Маслоу, Карл Роджерс) в противовес Фрейду связывали в личностный рост с понятием гармоничной, целостной, здоровой личности. Так А. Маслоу, изучив некоторых самоактуализирующихся людей, определил их характеристики: принятие себя, других и природы, независимость, свежесть восприятия, глубокие межличностные отношения, общественный интерес, непосредственность, креативность, чувство юмора. В целом, все понятия и рассматриваемые проблемы базировались на пирамиде потребностей. В том числе и личностный рост, который возможен потому что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», из-за того, что удовлетворение «низшего» становится скучным. Для Карла Роджерса личность обладает большими ресурсами понимания себя, изменения своей Я-концепции, отношений и регулируемого я-поведения [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что единой точки зрения на понятие «личностный рост» на сегодняшний день не существует. Проанализировав некоторые теории и концепции, мы пришли к мнению, что личностный рост (развитие) зависит как от внешних факторов среды, так и от внутреннего (субъективного) мира человека.

Читайте также

Список литературы

  1. Бюндюгова Т.В. Психология личностного и профессионального роста. Учебно-методическое пособие - Таганрог: РГСУ. Изд-ль А.Н. Ступин, 2012. С. 8, 13-14.
  2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения - Спб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2002. - С. 300-304.
  3. Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самоосуществление // Перевод Замфир Е.И., СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. - С. 130-135.
  4. Савардунова В.Н. Психология познавательных процессов. Курс лекций. Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и управления. Рязань, 2011.

Цитировать

Лисник, Ю.С. Личностный рост: сравнительный анализ теорий личности / Ю.С. Лисник, И.Э. Чурикова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3324 (дата обращения: 08.06.2023).

Поделиться