Сравнительный анализ качества жизни курсантов младших и старших курсов

NovaInfo 30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны материалы сравнительного анализа качества жизни курсантов Академии.

Ключевые слова

КУРС, СЛУШАТЕЛЬ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ, ЛИЧНОСТЬ

Текст научной работы

Каждый человек имеет собственные критерии определения уровня и качества жизни населения [1, 24, 25, 27, 28]. Часто основными критериями являются показатели климата, страны проживания. Но, в то же время, в самой климатически благоприятной стране человек не будет счастлив без удовлетворения элементарных потребностей в пище, жилье, услугах здравоохранения, возможностей собственного образования и образования, духовных потребностях [2, 14, 15, 16, 17, 26]. Удовлетворенность человека уровнем и качеством жизни зависит от доступности комплекса благ, которые и дают ощущение благополучия [3, 18, 19, 20, 21]. А чем благополучнее чувствует себя человек, в частности сотрудник УИС, тем лучше он и будет работать, показывая осужденным пример, поэтому качество жизни курсантов, как будущих сотрудников УИС мы взяли за основу исследования.

Такое понятие как «качество жизни» используется во многих областях, но особенно в медицине, где оно непосредственно связано с физическим здоровьем, а также в психологии, где рассматривается психологическое здоровье [4, 11, 12, 13, 22, 23]. История изучения проблемы качества и уровня жизни начинается с XVIII. Этой проблемой занимались такие известные люди как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс и современные исследователи XX века Ф. Хайек, П. Таунсенд, Э.Толман, а также Л. Леви, Л. Андерсон. Первые исследования качества жизни разных социальных групп населения в России были проведены в 1909 году А.М. Стопани. В послевоенное время в СССР была опубликована единственная работа сотрудников Института труда Г.С. Саркисяна и Н.П. Кузнецовой. На данный момент в словарях есть множество определений и критериев качества жизни. Само же понятие было введено в научный оборот в середине 60-х гг. в контексте теорий постиндустриального или нового индустриального общества. Качество жизни такой категории как курсанты и военнослужащие рассматривалось в работах отечественных исследователей (Е.И. Буданова, Т.В. Зуева, Л.К. Тушнова, Н.В. Еркин, В.И Евдокимов, Н.Н Крюков.)

Целью исследования является эмпирическое исследование качества жизни курсантов 1 и 4 курсов психологического факультета Академии ФСИН России.

Объектом исследования является: качество жизни.

Предметом исследования является: качество жизни курсантов 1 и 4 курсов психологического факультета Академии ФСИН России.

Качество жизни населения определяется жизненным потенциалом общества, входящих в него социальных групп, отдельных граждан и соответствием характеристик процессов, средств, условий и результатов их жизнедеятельности социально позитивным потребностям, ценностям и целям [5, 6, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36]. Проявляется качество жизни в субъективной удовлетворенности людей самими собой и своей жизнью, а также в объективных характеристиках, свойственных человеческой жизни как биологическому, психическому (духовному) и социальному явлению [7, 8, 9, 10, 29].

Высокое качество жизни отдельного гражданина - это, когда у него:

  • имеется высокий жизненный потенциал (крепкое здоровье, чувство самоэффективности, стремление к активной осмысленной жизни, наличие способностей, хорошее образование);
  • сформирована система личностно значимых и, при этом, социально позитивных смысло-жизненных ориентаций, ценностей, интересов, целей и стилей поведения;
  • удовлетворены базовые физиологические и психологические потребности;
  • приоритетными являются вторичные потребности - личностного роста и созидательной деятельности, имеются условия для их реализации;
  • осуществляется осмысленная жизнедеятельность с этапными и конечными достижениями, преобладают положительные эмоции и чувства.

Можно выделить три подхода к оценке качества жизни:

  1. В общем смысле это оценка самых различных сторон жизни человека, связанные не только с состоянием его здоровья, но и с условиями жизни, профессиональными особенностями, работой, учебой, домашней обстановкой, окружением, социальными условиями.
  2. В медицинском смысле это те показатели, которые связаны с состоянием здоровья индивидуума (показатели временной нетрудоспособности, инвалидности и др.).
  3. Под термином "собственно качество жизни" подразумевается субъективная оценка своего благополучия в физическом, психологическом и социальном аспектам.

Таким образом, оценка качества жизни включает в себя как объективные, так и субъективные показатели.

Мы будем использовать в нашем исследовании третье.

В нашем исследовании учитывалась оценка человека, основанная в первую очередь на мнении самого человека, его субъективном восприятии качества жизни по тем или иным аспектам. Для сравнения качества жизни курсантов младших (1 курс – 40 человек) и старших курсов (4 курс – 40 человек) был использован опросник SF-36 (с англ. The Short Form-36). Он отражает общее благополучие и степень удовлетворенности теми сторонами жизнедеятельности человека, на которые влияют состояние здоровья. SF-36 состоит из 36 вопросов, сгруппированных в восемь шкал: физическое функционирование, ролевая деятельность, телесная боль, общее здоровье, жизнеспособность, социальное функционирование, эмоциональное состояние и психическое здоровье. Показатели каждой шкалы составлены таким образом, что чем выше значение показателя (от 0 до 100), тем лучше оценка по избранной шкале. Из них формируют два параметра: психологический и физический компоненты здоровья. В связи со сложностью обработки нами был рассмотрен только психологический компонент здоровья курсантов. На графике в процентах выражено здоровье курсантов, чем меньше процент, тем хуже соответственно психологическое здоровье курсанта.

Таким образом, результаты представляются следующие: количество курсантов, чувствующих себя совершенно убитыми и не здоровыми, как психологически, так и физически на старших и младших курсах почти одинаковое (3 и 4 человека). Можно заметить, что чувствующих себя полностью здоровыми курсантов больше на 4 курсе, чем на первом. И, конечно, больше всего выделяется выборка 60-70 % у 4 курса, это означает, что ¼ часть от всей выборки курсантов чувствует себя в целом удовлетворительно, в отличие от 1 курса, у которого есть все экземпляры всех возможных состояний психологического компонента здоровья и их приблизительно одинаковое количество.

Читайте также

Список литературы

  1. Актуальные проблемы современной пенитенциарной психологии. Тоболевич О.А., Сочивко Д.В., Пастушеня А.Н., Сухов А.Н., Серов В.И., Датий А.В., Щербаков Г.В., Поздняков В.М., Лаврентьева И.В., Щелкушкина Е.А., Савельева Т.И., Гаврина Е.Е., Смирнов А.М., Дикопольцев Д.Е., Адылин Д.М., Купцов И.И., Пивоварова Т.И. Монография / Под научной редакцией Д.В. Сочивко. Рязань, 2013. Том 1.
  2. Воронин Р.М., Датий А.В. Состояние здоровья сотрудников пенитенциарной системы // NovaInfo.Ru. 2015. № 30.
  3. Воронин Р.М., Ковачев О.В., Мачкасов И.А. Интернет-конференция «Пенитенциарная система: наука и практика» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 164-165.
  4. Воронин Р.М., Шатрова Н.В. Состояние и проблемы здоровья призывников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2009. Т. 11. № 1-5. С. 847-849.
  5. Гаврина Е.Е. Агрессивность сотрудника милиции: миф или реальность // Юридическая психология. 2008. № 3. С. 20-24.
  6. Гаврина Е.Е. Психодинамика формирования криминальной деструктивности личности сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 115-123.
  7. Гаврина Е.Е. Психологические особенности проявления деструктивных отклонений в поведении сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2009. № 4. С. 87-95.
  8. Гаврина Е.Е. Специфика проявления коррумпированного поведения сотрудников правоохранительных органов // Прикладная юридическая психология. 2010. № 3. С. 64-69.
  9. Датий А.В., Воронин Р.М. Проблемы организации медицинского обеспечения осужденных и сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 155-156.
  10. Датий А.В., Кожевникова Е.Н. Актуальные проблемы прикладной юридической психологии // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 165-166.
  11. Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 151-152.
  12. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Научно-педагогическая деятельность профессора-психологии В.Г. Деева // Прикладная юридическая психология. 2010. № 1. С. 143-148.
  13. Кузнецова А.С., Полянин Н.А. Медицинская психология в юридической деятельности // Прикладная юридическая психология. 2014. № 1. С. 111-112.
  14. Кузнецова А.С., Шаталов Ю.Н. Выпуск научного журнала «Медицина» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 149-151.
  15. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  16. Лафуткин А.М. Негативные социально-психологические явления в среде курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России и пути их преодоления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Рязань, 2006
  17. Лафуткин А.М. Пути преодоления негативных явлений в среде курсантов (слушателей) высших образовательных учреждений ФСИН России как условия оптимизации их профессионально-личностного развития // Человек: преступление и наказание. 2006. № 2-3. С. 115-117.
  18. Москвитина М.М., Дикопольцев Д.Е. О тех, кто стоял у истоков психологической службы ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 3. С. 7-9.
  19. Панарин Д.А., Рахмаев Э.С. Повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой, использование инновационных разработок и научного потенциала (научно-практический комментарий) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2011. № 11 (114). С. 11-20.
  20. Полянин Н.А., Пинтяшин Е.В., Майоров О.А. Научный журнал «Пенитенциарий» // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 151-152.
  21. Савардунова В.Н. Психология познавательных процессов. Курс лекций. Федеральная служба исполнения наказаний, Акад. права и управления. Рязань, 2011.
  22. Сочивко Д.В. Актуальные проблемы современной пенитенциарной системы и методологии ее изучения // Уровень жизни населения регионов России. 2011. № 1. С. 34-43.
  23. Сочивко Д.В. Духовные ориентиры в практике психологического консультирования (осужденных), постановка проблемы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 2. С. 23-31.
  24. Сочивко Д.В. Проблема дробности межпоколенческой социальной отчужденности молодежи в современном мире // Мир психологии. 2009. № 3. С. 185-194.
  25. Сочивко Д.В. Проблема методологии прикладной (юридической) психологии // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 8-18.
  26. Сочивко Д.В. Психодинамика гештальта открытой и скрытой агрессии в структуре личностного роста // Прикладная юридическая психология. 2013. № 3. С. 35-41.
  27. Сочивко Д.В. Психодинамика когнитивного устройства личности // Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 24-40.
  28. Сочивко Д.В. Психодинамика чувства юмора // Прикладная юридическая психология. 2009. № 3. С. 14-19.
  29. Сочивко Д.В. Субкуль психология молодежных субкультур, или «Хлеба и зрелищ» на современный лад // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 131-141.
  30. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика лояльности-толерантности: психодинамическая диагностика и эмпирическая типология // Прикладная юридическая психология. 2012. № 2. С. 28-36.
  31. Сочивко Д.В., Крымова Ю.В. Психодинамика семантических полей как фактор управления личностными смыслами поведения (на примере эмпирических исследований лояльности-толерантности курсантов) // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 16-25.
  32. Сочивко Д.В., Полянин Н.А. Молодежь России: образовательные системы, субкультуры, исправительные учреждения. Учебно-методическое пособие / Москва, 2009.
  33. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н. Восьмой научно-практический семинар «Прикладная юридическая психология» проблемы массового сознания: управление и манипулирование на границе правового поля // Прикладная юридическая психология. 2014. № 2. С. 145-149.
  34. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Блинникова И.В. Журнал «Прикладная юридическая психология»: ответы на вызовы психологической науки и практики // Прикладная юридическая психология. 2013. № 4. С. 8-20.
  35. Сочивко Д.В., Савченко Т.Н., Головина Г.М. Субъективное качество жизни в различных по характеру социальной закрытости социумах // Прикладная юридическая психология. 2010. № 4. С. 8-22.
  36. Сочивко Д.В., Чубич В.Э. Психодинамика удовлетворенностью жизнью и переживания счастья // Прикладная юридическая психология. – 2013. № 3. С. 59-68.

Цитировать

Лисник, Ю.С. Сравнительный анализ качества жизни курсантов младших и старших курсов / Ю.С. Лисник, В.Н. Савардунова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 30. — URL: https://novainfo.ru/article/2974 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться