Основным профилем работы в художественной студии является обучение детей декоративной композиции и народному прикладному творчеству. Благодаря занятиям декоративно-прикладного искусства, дети лучше понимают основные законы композиции и цветоведения, графики и живописи, учатся любить и понимать народное творчество, культуру и обычаи родного края. Личный опыт моей педагогической работы показывает, что декоративно-прикладная направленность формирует и развивает нравственную культуру детей. Обучаясь в нашей студии, воспитанники получают знания, которые им пригодятся в будущем, в том числе и при выборе профессии.
Народное искусство очень близко для меня, поэтому свои принципы и подходы к формированию нравственной культуры учащихся я объясню народными пословицами.
«Учитель без любви к детям, что колодец без воды». Особенность системы дополнительного образования обуславливает то, что к нам приходят дети разного уровня подготовки и разного социального статуса. Поэтому большое значение имеет психологическая обстановка в студии: можно поговорить, творчески пообщаться, обсудить понравившиеся работы и получить помощь или полезный совет от педагога или других ребят. Попадая в творческую атмосферу, дети забывают о своих домашних проблемах. Атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи являются главным и определяющим в моей работе.
«Родители создают тело, учителя – душу». Как известно – у общества есть будущее, если оно помнит о своих корнях. Изучая историю народных промыслов, культуру и традиции родного края, дети начинают ценить умение народных мастеров изображать все очень просто, но удивительно красиво. Учатся способности умельцев видеть кругом только красоту и умение это изобразить так, «чтобы все любовались». Воспитывая в детях чувство любви и гордости за свой народ, его творчество мы воспитываем духовную личность, гражданина своей родины.
«Выучишь народ, если выучишься у народа». Изучение народного творчества способствует формированию художественной культуры учащихся. Дети начинают понимать, что народное искусство – это часть культуры любого народа, его истории, которое складывалось под влиянием многих факторов: религия, климат, исторические события. Поэтому на занятиях декоративного искусства большое внимание уделяется знакомству не только с народными художественными промыслами, но и фольклором. На наших занятиях зрительные образы сочетаются со словесными. Объяснение любого материала начинается со знакомства с народной мудростью, обличённой в пословицы, поговорки, частушки, песни, мифы и сказки. Народное слово дает почву для размышления, будит воображение и фантазию, помогает создать выразительный образ.
«Без старанья нет и знания». Изготавливая красивые и полезные в быту вещи, украшая их, дети не только развиваются эстетически, но и приобретают определенные трудовые навыки, у них формируется добросовестность, аккуратность, умение доводить начатое до конца. Учащиеся учатся не только понимать народное искусство, но и уважать труд свой и чужой. Обучая детей техническим приемам промыслов, я всегда говорю детям, что знание только технических навыков еще не гарантирует успех. Радость от выполненной работы придет только тогда, когда в ней присутствуют элементы творчества. Важно, что ученики приучаются к мысли, что педагог делает работу не за ребенка, а вместе с ним, что только в сотрудничестве и взаимопонимании рождается творческий успех.
«Жизнь дана на добрые дела». Ежегодно в нашем городе проводятся благотворительные акции «Выздоравливай!», «Вместе теплее!», «Подарок ветерану». Наши воспитанники принимают в них активное участие. Работы выполняются с энтузиазмом, с большой заботой и теплотой о посторонних людях. Объясняя суть таких мероприятий, педагог всегда может найти положительный отзыв в душе ребенка. Так мы развиваем в детях такие качества как доброта и милосердие, сочувствие и сопереживание.
«Ученику удача – учителю радость». Сколько творческой радости доставляет удачно выполненная работа детям! Каждая работа индивидуальна и неповторима. Лучшие работы моих воспитанников – неоднократные дипломанты и лауреаты конкурсов и выставок различного уровня, от городского до международного. Участие в выставках стимулируют детей к дальнейшей работе и дают выход творческому воображению. Безусловно, успех не дается сразу и у каждого ученика он свой. То, что легко одному, тяжело другому, поэтому нужно для каждого ребенка я стараюсь подобрать «свою планку», хвалить и отмечать даже самый маленький шаг к мастерству.
«Чтобы других учить надо свой разум наточить». Повышать самообразование необходимо всем. Чтобы «шагать в ногу со временем», необходимо развиваться самому, стремиться к знаниям. Повышение мастерства необходимо и наставнику и ученикам. Конечно, не всегда все может идти гладко, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Таким образом, давно услышанная фраза, которая стала моим педагогическим девизом: «На занятии ребенку должно быть интересно и познавательно, чтобы придя домой, он хотел продолжить обучение самостоятельно». Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, невозможно научить творить, если сам не повышаешь свое мастерство, не ищешь новые творческие пути. Только в сотрудничестве рождается творческий успех, духовное единение, формируется нравственные качества личности. Только тогда придет радость от выполненной работы, когда ты вложил в неё душу. Только тогда у человека есть будущее, когда он помнит о своих корнях и истории своего народа.