Формирование нравственной культуры у учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья знакомит с принципами и подходами педагога в формировании нравственной культуры учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства в художественной студии в учреждении дополнительного образования, о том, как декоративно-прикладная направленность развивает нравственную культуру детей. Каждый принцип поясняется народными пословицами.

Ключевые слова

УЧАЩИЕСЯ, ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА, ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Текст научной работы

Основным профилем работы в художественной студии является обучение детей декоративной композиции и народному прикладному творчеству. Благодаря занятиям декоративно-прикладного искусства, дети лучше понимают основные законы композиции и цветоведения, графики и живописи, учатся любить и понимать народное творчество, культуру и обычаи родного края. Личный опыт моей педагогической работы показывает, что декоративно-прикладная направленность формирует и развивает нравственную культуру детей. Обучаясь в нашей студии, воспитанники получают знания, которые им пригодятся в будущем, в том числе и при выборе профессии.

Народное искусство очень близко для меня, поэтому свои принципы и подходы к формированию нравственной культуры учащихся я объясню народными пословицами.

«Учитель без любви к детям, что колодец без воды». Особенность системы дополнительного образования обуславливает то, что к нам приходят дети разного уровня подготовки и разного социального статуса. Поэтому большое значение имеет психологическая обстановка в студии: можно поговорить, творчески пообщаться, обсудить понравившиеся работы и получить помощь или полезный совет от педагога или других ребят. Попадая в творческую атмосферу, дети забывают о своих домашних проблемах. Атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи являются главным и определяющим в моей работе.

«Родители создают тело, учителя – душу». Как известно – у общества есть будущее, если оно помнит о своих корнях. Изучая историю народных промыслов, культуру и традиции родного края, дети начинают ценить умение народных мастеров изображать все очень просто, но удивительно красиво. Учатся способности умельцев видеть кругом только красоту и умение это изобразить так, «чтобы все любовались». Воспитывая в детях чувство любви и гордости за свой народ, его творчество мы воспитываем духовную личность, гражданина своей родины.

«Выучишь народ, если выучишься у народа». Изучение народного творчества способствует формированию художественной культуры учащихся. Дети начинают понимать, что народное искусство – это часть культуры любого народа, его истории, которое складывалось под влиянием многих факторов: религия, климат, исторические события. Поэтому на занятиях декоративного искусства большое внимание уделяется знакомству не только с народными художественными промыслами, но и фольклором. На наших занятиях зрительные образы сочетаются со словесными. Объяснение любого материала начинается со знакомства с народной мудростью, обличённой в пословицы, поговорки, частушки, песни, мифы и сказки. Народное слово дает почву для размышления, будит воображение и фантазию, помогает создать выразительный образ.

«Без старанья нет и знания». Изготавливая красивые и полезные в быту вещи, украшая их, дети не только развиваются эстетически, но и приобретают определенные трудовые навыки, у них формируется добросовестность, аккуратность, умение доводить начатое до конца. Учащиеся учатся не только понимать народное искусство, но и уважать труд свой и чужой. Обучая детей техническим приемам промыслов, я всегда говорю детям, что знание только технических навыков еще не гарантирует успех. Радость от выполненной работы придет только тогда, когда в ней присутствуют элементы творчества. Важно, что ученики приучаются к мысли, что педагог делает работу не за ребенка, а вместе с ним, что только в сотрудничестве и взаимопонимании рождается творческий успех.

«Жизнь дана на добрые дела». Ежегодно в нашем городе проводятся благотворительные акции «Выздоравливай!», «Вместе теплее!», «Подарок ветерану». Наши воспитанники принимают в них активное участие. Работы выполняются с энтузиазмом, с большой заботой и теплотой о посторонних людях. Объясняя суть таких мероприятий, педагог всегда может найти положительный отзыв в душе ребенка. Так мы развиваем в детях такие качества как доброта и милосердие, сочувствие и сопереживание.

«Ученику удача – учителю радость». Сколько творческой радости доставляет удачно выполненная работа детям! Каждая работа индивидуальна и неповторима. Лучшие работы моих воспитанников – неоднократные дипломанты и лауреаты конкурсов и выставок различного уровня, от городского до международного. Участие в выставках стимулируют детей к дальнейшей работе и дают выход творческому воображению. Безусловно, успех не дается сразу и у каждого ученика он свой. То, что легко одному, тяжело другому, поэтому нужно для каждого ребенка я стараюсь подобрать «свою планку», хвалить и отмечать даже самый маленький шаг к мастерству.

«Чтобы других учить надо свой разум наточить». Повышать самообразование необходимо всем. Чтобы «шагать в ногу со временем», необходимо развиваться самому, стремиться к знаниям. Повышение мастерства необходимо и наставнику и ученикам. Конечно, не всегда все может идти гладко, но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Таким образом, давно услышанная фраза, которая стала моим педагогическим девизом: «На занятии ребенку должно быть интересно и познавательно, чтобы придя домой, он хотел продолжить обучение самостоятельно». Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, невозможно научить творить, если сам не повышаешь свое мастерство, не ищешь новые творческие пути. Только в сотрудничестве рождается творческий успех, духовное единение, формируется нравственные качества личности. Только тогда придет радость от выполненной работы, когда ты вложил в неё душу. Только тогда у человека есть будущее, когда он помнит о своих корнях и истории своего народа.

Читайте также

Список литературы

  1. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1979. – с. 224.
  2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования. - Ростов\Д. 2000. – с.122.
  3. Волков Б.С. Психология подростка: Учебное особие. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. – с. 208.
  4. Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики \\ Педагогическая диагностика. – 2005. - №3. – с. 56-79.
  5. Гринберг Л.Г. Сущность и специфика нравственной культуры. // Вопросы нравственной культуры / Под. ред. В. Жямайтиса. – В., 1981. – с.58-59.
  6. Гусейнов А.А. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987. – с.589.
  7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. – Т 2. – М.: ЭКСМО - Пресс, 2001.
  8. Зеленкова И.Л. Этика: Учебно – методическое пособие. – Мн.: Университет, 1994.- с.159.
  9. Зеленов Л.А. Становление личности. – Горький, 1989. – с. 166.
  10. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: Пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. – Мн.: Универс-е, 2001.- с. 184.
  11. Курзова Н.А. В.А. Сухомлинский о формировании нравственной культуры личности: Автореф. дис. … - Л., 1987. – с. 18.
  12. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2002. – с. 180.
  13. .Левитас Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Воронеж, 1998. – с.10.
  14. Нравственно воспитание личности: Учебно – методические рекомендации. / сост. Левчук 3.[ и др.] – Брест: Бел ГУ, 2002. – с. 43.

Цитировать

Окишева, Л.И. Формирование нравственной культуры у учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства / Л.И. Окишева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3352 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться