Роль физической культуры в формировании адаптационных способностей школьников к образовательному процессу

NovaInfo 55, с.325-329, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены особенности адаптации школьников к образовательному процессу. Показана роль физической культуры в формировании адаптационных способностей учащихся. Представлены основные виды деятельности педагога, направленные на формирование адаптационных способностей детей.

Ключевые слова

АДАПТАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ, АДАПТАЦИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, УЧАЩИЕСЯ

Текст научной работы

Уроки физической культуры в школе - это одно из основных средств воспитания движений, совершенствования их координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но кроме этого, на уроках физической культуры формируются качества личности, необходимые для успешной адаптации как к изменениям в учебном процессе, так и ко всем изменениям образовательной и профессиональной деятельности.

Физическая культура - часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Систематические занятия физической культурой формируют волю, развивают выносливость и настойчивость, закаливают характер, совершенствуют умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения.

Правильно организованные занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье, повышают активность человека. Влияние физических упражнений на формирование личности – фактор общественной значимости. В связи с этим, уроки физической культуры – это определенная форма учебной деятельности, которая содержит в себе элементы прямого воздействия на становление личности учащихся [2].

Специфической особенностью уроков физической культуры является то, что они стимулируют процессы самопознания и самосовершенствования школьников. Учащиеся учатся управлять настроением, справляться с чрезмерным волнением, овладевают умением самоуправления, саморегуляцией эмоций.

Возможность использования средств физической культуры для самосовершенствования учащихся, подготовки их к настоящей и будущей образовательной и профессиональной деятельности заключается в самой специфике физических упражнений как вида деятельности. Развитие у школьников жизненно важных физических и двигательных качеств, совершенствование психических процессов, начиная от относительно простых, на уровне психомоторики, и заканчивая наиболее сложными, интеллектуальными, на уровне мышления и воображения.

Регулярные физические нагрузки создают возможность для развития и совершенствования воли учащихся. Совершенствование воли учащихся обусловлено в значительной степени второй специфической особенностью уроков физической культуры - обязательностью нагрузок и напряжений. Воля человека отчетливо проявляется и развивается в сознательных действиях, направленных на достижение определенных целей и связанных с преодолением препятствий.

Препятствия, с которыми сталкиваются учащиеся на уроках, очень разнообразны. Но их разнообразие в различных видах деятельности на уроках физической культурой многократно увеличивается. Установлено, что для преодоления разных препятствий требуются различные проявления воли. Например, чтобы выполнить упражнение, связанное с риском, а значит, с преодолением чувства страха (упражнения на бревне или подтягивание на канате), необходимо проявить смелость. А чтобы длительно выполнять однообразную работу, связанную с нарастанием утомления, а значит, с чувством усталости и нежеланием действовать (бег на длинные дистанции, тренажеры), необходимо проявлять настойчивость.

Конкретные проявления воли, обусловленные особенностями препятствий, которые приходится преодолевать, называют волевыми качествами.

Каждое волевое качество служит человеку при столкновении с препятствиями определенного характера и является необходимым для успешной адаптации личности к любому роду деятельности, в любой среде.

Адаптация – процесс приспособления организма к изменяющимся условиям среды.

В ряду волевых качеств, необходимых для оптимальной адаптации школьников к учебному процессу особое положение целеустремленность.

Целеустремленность — проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств при непреклонном движении к поставленной цели. Развитие целеустремленности связано с осознанием перспективных целей деятельности [3].

На уроках физической культуры, легче, чем на других уроках определять и дозировать степень трудности, чем в других видах деятельности. Поэтому физкультурная деятельность на уроках наилучшим образом способствует развитию волевых качеств и формированию характера школьника, легко адаптирующегося к происходящим изменениям в деятельности и общении.

Эта особенность уроков физической культуры оказывает определенное влияние на формирование тех черт характера человека и особенностей личности, которые необходимы ей для успешной адаптации к образовательной деятельности.

Основным средством формирования волевых качеств является преодоление трудных и все усложняющихся препятствий на пути к поставленной цели. Умение генерировать необходимое волевое усилие следует формировать с самого начала занятий [4].

Таким образом, физические нагрузки могут формировать у школьников необходимые качества для успешной адаптации в дальнейшей жизни.

Основная задача каждого педагога по физической культуре — это гармоническое развитие личности, то есть совершенствование не только физических способностей, но и моральных качеств учеников.

Основными видами деятельности педагога по физической культуре, направленными на формирование адаптационных способностей учащихся являются:

  • образовательно-воспитательная - осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами; создание гуманистическо-педагогического подхода в работе со школьниками на основе изучения учащихся, анализа их физического состояния, обученности и воспитанности; организация внеучебной воспитательной работы как способа развития интересов, склонностей, удовлетворения запросов и потребностей учащихся для их социальной интеграции;
  • оздоровительно-реабилитационная - разработка и проведение спортивных игр, состязаний на уроках, внеклассных, внешкольных мероприятиях, направленных на улучшение здоровья и физического развития школьников; подготовка, организация и проведение адаптивных уроков с учащимися, имеющими отклонения в состоянии здоровья; формирование культуры здорового образа жизни школьников;
  • коррекционно-развивающая - коррекция недостатков социального, познавательного опыта учащихся, препятствующих оптимальной адаптации школьников к образовательному процессу; развитие активности и самостоятельности в познавательной деятельности; формирование социально-нравственных качеств, общеучебных умений и навыков; реализация групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих программ в различных формах и видах учебной и внеучебной деятельности учащихся средствами адаптивной физической культуры;
  • социально-педагогическая - пристальное внимание к социальной ситуации развития школьника, к его положению в семье; помощь родителям в повышении их педагогической компетентности, в реализации их воспитательных функций; включение родителей в качестве полноправных партнеров в воспитательную, развивающую и коррекционно-развивающую работу;
  • учебно-методическая - планирование уроков, внеклассных мероприятий, системы контроля знаний, умений и навыков школьников на основе изучения и анализа образовательных программ, учебных пособий, дидактических материалов, учебно-методической литературы; отбор содержания и выбор технологии обучения и воспитания с учетом анализа достигнутых результатов [1].

Таким образом, уроки физической культуры способствуют формированию правильного поведения и способов общения в коллективе, укреплению воли, развитию способности к самопознанию, саморегуляции, формированию адекватного уровня притязаний и верной самооценки, которые так необходимы для оптимальной адаптации учащихся к образовательному процессу.

Правильно организованная система физических занятий, индивидуально адаптируемых для каждого ученика нагрузок, приводит, с одной стороны, к развитию и совершенствованию воли, формированию целеустремленности, решительности, смелости, уверенности в себе и в своих силах. С другой стороны, на уроках физической культуры развиваются необходимые школьникам двигательные физические качества, совершенствуется их координация, развивается физическая выносливость, формируется умение самоуправления и саморегуляции эмоций.

Читайте также

Список литературы

  1. Бараковских К. Н. Уровень профессионального здоровья тренеров детско-юношеских спортивных школ Свердловской области // Сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 мая 2016 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. Екатеринбург, 2016. С. 18-24.
  2. Кетриш Е. В. Исследование мотивации к занятиям физической культурой у старшеклассников // Сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 мая 2016 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. Екатеринбург, 2016. С. 61-66.
  3. Пермяков О. М. Ориентация студентов физкультурного направления подготовки на здоровый стиль жизни // Сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 мая 2016 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н. В. Третьяковой. Екатеринбург, 2016. С. 103-107.
  4. Третьякова Н. В. Методы формирования у обучающихся ценностных ориентаций и сознательного негативного отношения к факторам риска для здоровья // Сборник материалов IV международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 72-75.

Цитировать

Бараковских, К.Н. Роль физической культуры в формировании адаптационных способностей школьников к образовательному процессу / К.Н. Бараковских, О.М. Пермяков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 55. — С. 325-329. — URL: https://novainfo.ru/article/8981 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться