Трансфертное ценообразование в коммерческом банке

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 33
CC BY-NC

Аннотация

Определяющее место в системе банковского маркетинга занимаетценовая политика, основным содержанием которой является установление нужного уровня цен на банковские продукты разного рода и их изменение согласно конкретной рыночной ситуации.

Ключевые слова

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ, ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА, КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ, ЛИКВИДНОСТЬ

Текст научной работы

Актуальность исследования политики ценообразования определяется тем фактом, что в условиях ужесточения требований к ликвидности банков, ожидаемых в связи с внедрением положений Базеля III, банки стремятся оптимизировать процесс управления ликвидностью, максимально используя доступные для этого инструменты. Одним из таких инструментов является ценообразование.

Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях. Она включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, определение ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Для обоснования уровня цен, каждое предприятие выбирает свою ценовую политику, исходя из сложившихся обстоятельств, обусловленных действиями внешних и внутренних факторов. Поскольку эти факторы постоянно меняются, на практике используется различная политика цен. Наиболее распространенными из них являются.

  • поощрительная;
  • основанная на делении рынков;
  • ориентированная на конкуренцию;
  • премиальная, а также политика проникающих и снижающихся цен.

Рассмотрим процесс ценообразования в Банках.

Эффективность деятельности Банка зависит от разных факторов: управления активами и пассивами; системы риск-менеджмента; выбранной стратегии развития банка, отражающей развитие экономики, как на национальном, так и на мировом уровне; эффективного использования финансовых ресурсов. Эти задачи решает менеджмент Банка. Один из важнейших участников менеджмента Банка - казначейство.

В настоящее время одной из основных задач топ-менеджмента Банка является разработка и реализация проектов по развитию бизнеса. Пытаясь привлечь в рамках таких проектов как можно больше ресурсов для осуществления своей деятельности, Банк старается занять большую долю на рынке посредством продвижения своих банковских продуктов и программ в регионы. Такая территориальная экспансия заключается в создании региональных банковских филиалов.

Безусловно, приток дополнительных денежных средств от привлечения новых клиентов является положительным результатом развития бизнеса, дает новый толчок в направлении повышения прибыльности в целом. Однако увеличивается и общий объем выполняемых операций, а вместе с ним увеличивается нагрузка на систему управления Банка и, в частности, на ее основу – систему бюджетирования.

Привлекаемые Банком ресурсы продолжают свое движение, перераспределяясь между подразделениями банка. Таким образом, стоимость привлекаемых и перераспределяемых ресурсов для Банка неодинакова. С учетом этого положения залогом эффективного управления Банком является оптимальное распределение между ними всех получаемых ресурсов. Инструментом такого распределения является механизм внутреннего трансфертного ценообразования, который позволяет определять реальные цены, по которым подразделения получают финансовые ресурсы, что, безусловно, важно в процессе бюджетирования как на стадии формирования бюджетов, так и на стадии контроля и анализа их исполнения и определения эффективности деятельности каждого подразделения. Кроме того, механизм трансфертного ценообразования позволяет распределять и риски между подразделениями (кредитный риск – в подразделение, занятое размещением ресурсов, процентный риск и риск ликвидности – в управление ликвидностью).

Как отмечает М.Ю. Кулаев, «достоинством модели бюджетирования с трансферным ценообразованием являются высокая точность в оценке финансовых результатов, что стимулирует все подразделения на увеличение рентабельности и развитие бизнес-направления, относительная простота и практическая апробация».

Казначейство Банках выполняет важнейшую функцию - распределение внутренней ликвидности. Система внутреннего бюджетирования призвана обеспечить контроль за распределением ликвидности, а также оценить эффективность деятельности бизнес-подраздений, входящих в структуру Банка. В процессе своей деятельности структурные подразделения Банка продают свои нетто-пассивы и покупают нетто-активы у Казначейства для фондирования активных операций по трансфертным ценам. Казначейство регулирует финансовые потоки в рамках Банка и определяет трансфертные цены, реализуя функцию централизованного управления ресурсами Банка.

Как отмечает А.С. Наместников, «перераспределение финансовых ресурсов внутри банка с использованием трансфертных цен является инструментом управленческой отчетности и не приводит реальному перемещению средств. Соответствующие финансовые результаты самостоятельных подразделений рассчитываются аналитическими подразделениями банка в процессе формирования управленческой отчетности».

Основные задачи, на решение которых направлено использование трансфертного ценообразования в коммерческом банке, можно разделить на четыре группы:

  1. централизованное управление рисками. Использование трансфертного ценообразования позволяет освободить бизнес-подразделения от следующих рисков путем передачи их в Казначейство: риск ликвидности, процентный и валютный риски;
  2. оценка результатов деятельности отдельных бизнес-подразделений банка. Данная оценка позволяет анализировать эффективность подразделений, формировать систему мотивации сотрудников, а также помогает менеджменту принимать стратегические решения о направлении развития кредитной организации;
  3. ценообразование клиентских продуктов. Трансфертные цены являются ориентиром при ценообразовании процентных клиентских продуктов (например, кредитов и депозитов);
  4. процесс бюджетного планирования. Планирование процентных доходов и расходов в разрезе направлений бизнеса, а также обеспечение контроля над использованием ресурсов и финансовой дисциплиной, рентабельностью и самоокупаемостью структурных подразделений банка.

Механизм трансфертного ценообразования начинает работать на стадии определения цен в процессе формирования бюджета доходов и расходов. Это, в частности, и характеризует важность указанного инструмента в управлении. Точность и правильность установления трансфертных цен есть основа выполнения разработанных банком общих нормативов деятельности, таких как текущая ликвидность, рентабельность отдельных активов, достаточность капитала и т. д., которые являются одними из основных критериев ценообразования. Трансфертные цены должны быть определены заранее, так как от их уровня центры прибыли будут планировать объемы активных и пассивных операций.

Сущность трансфертной цены заключается в специфике банковской деятельности, а именно наличии привлекающего и размещающего подразделения. Специалисты по управленческому учету называют такие подразделения центрами финансовой ответственности. Под термином «центр ответственности» понимается структурное подразделение, менеджеры которого большую часть управленческих решений в отношении финансовой деятельности принимают на местах и которое подотчетно вышестоящему органу управления за результаты своей деятельности. Это форма организации управленческого контроля в децентрализованных компаниях.

В.Ю. Селезнёва подчёркивает, что «если какой-либо центр финансовой ответственности работает только на привлечение (размещение) ресурсов и не проводит активных (пассивных) операций, то он изначально не может иметь прибыль, и его бюджет доходов и расходов состоит только из расходной (доходной) части».

Оценить эффективность деятельности такого центра финансовой ответственности не представляется возможным. А ведь одной из задач бюджетирования как инструмента управления является как раз анализ и определение эффективности деятельности всех подразделений. Решить эту проблему призвано введение трансфертных цен. Трансфертная цена – это цена на финансовые ресурсы, перераспределяемые между центрами финансовой ответственности. Именно введение такого ценообразования позволяет показать их трансфертные доходы или расходы, т. е. внутренние доходы (расходы) центра финансовой ответственности Банка от продажи (покупки) ресурсов на внутрибанковском рынке. По мнению М.В. Панова, расчёт трансфертной цены должен учитывать следующее:.

1. Рассчитываются предельные затраты головного Банка на привлечение собственных пассивов:

ПЗгб=(ППЗ+ПОЗ)/(1-Нро), (1)

где ППЗ – предельные процентные затраты головного банка на привлечение собственных пассивов;

ПОЗ – предельные операционные затраты по обслуживанию пассивов,

Нро – норматив отчислений в фонды обязательных резервов.

Такой расчет проводится потому, что предельные затраты ориентируются на рыночные процентные ставки и резервные требования, в результате чего они являются обоснованными.

2. Рассчитывается трансфертная цена Цпр по привлечению Казначейством ресурсов у тех ЦФО, которые занимаются привлечением средств в филиальной сети, как альтернативные затраты по привлечению аналогичных ресурсов у головного банка:

Цпр=ПЗгб (2)

Исходя из рассчитанных предельных затрат Банка, филиалы получают своеобразный маяк – сколько денежных средств нужно привлечь от пассивной деятельности, а сам головной Банк получает маяк – сколько средств нужно привлечь от активной деятельности.

Филиалы Банка (где привлекаются основные кредитные ресурсы) получают прибыль Пфил, если их предельные затраты меньше предельных затрат головного Банка (т. е. если трансфертная цена по депозитам, привлеченным у филиалов будет выше процентных расходов по привлечению и фактических затрат филиала):

ПЗгб>ПЗфил, или Пфил=Цпр – ПЗфил. (3)

Головной Банк получает прибыль если его доходы (как центра, выполняющего наибольший объем активных операций) превышают рассчитанные предельные затраты по привлечению пассивов (т. е. трансфертная цена по финансированию кредитов и фактические расходы центра ниже дохода от активных операций центра). Пересмотр уровня трансфертных цен в Банке осуществляется ежемесячно.

Такой механизм ценообразования способствует более эффективному управлению – это упрощает анализ эффективности деятельности центров финансовой ответственности. Такой способ ценообразования позволяет оптимально распределять ресурсы между подразделениями Банка, а также служит инструментом внешнего ценообразования. Кроме того, такой механизм ценообразования направлен на снижение расходов филиалов и головного Банка. Что в свою очередь даёт возможность снижать процентные ставки по кредитованию и повышать конкурентоспособность Банка.

Кроме всего сказанного выше, в части формирования цены на банковский процент и услугу Банка, можно предствить формулы ценообразования в следующем виде:

БП = Пцб + Иб*Кр*Кндс + НС, (4)

где БП — банковский процент;

Пцб — ключевая ставка ЦБ, в %;

Иб — издержки банка, в %;

Кр — коэф-т рентабельности,

Кндс — коэффициент НДС,

НС — наценка, скидка, в %.

На услуги Банка цену единицы услуги можно рассчитать по зависимости:

Уб = С*Кр*Кндс+НС, (5)

где Уб — услуги банка, в руб.

С — себестоимость услуги, в руб

Кр — коэффициент рентабельности,

Кндс — коэффициент НДС,

НС -наценка, скидка в руб.

Резюме. Правильное ценообразование является одним из ключевых компонентов организации бюджетирования в банке и его филиалах основой их эффективности и стабильности в рыночных условиях.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 1.12.2014) «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. – 1996. – 10 февраля.
  2. Кожин В.А., Иванова О.С., Шагалова Т.В., Совершенствование современных методов экспресс-диагностики и аналитических возможностей бюджетирования для предприятий в условиях финансово-экономического кризиса. // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 1.
  3. Кулаев М.Ю. Управление активами и пассивами кредитной организации, процентным риском и риском ликвидности на основе трансфертных ставок. // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - № 1.
  4. Наместников А.С. Преимущества использования трансфертного ценообразования в коммерческом банке. // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 5.
  5. Панов М.В. Трансфертное ценообразование в процессе бюджетирования деятельности коммерческого банка. // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 3.
  6. Селезнева В.Ю. Механизм трансфертного ценообразования в многофилиальном коммерческом банке.// Экономический журнал ВШЭ. - 2002. - № 1.
  7. Скляренко В.К., Кожин В.А., Поздняков В.Я. Экономика организаций. – Н. Новгород: НИМБ. 2006.
  8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь // Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  9. Шаляпин А.П. Методы статистической оценки эффективности бизнес-подразделений банка в рамках концепции трансфертного ценообразования. // Экономические науки. – 2013. - № 6.

Цитировать

Кожин, В.А. Трансфертное ценообразование в коммерческом банке / В.А. Кожин, Е.В. Курзина, Т.В. Шагалова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3362 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться