Развитие литературно-творческого потенциала личности будущего учителя в процессе изучения поэзии

NovaInfo 32, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются актуальные вопросы развития литературно-творческого потенциала личности будущего учителя в процессе изучения поэзии зарубежных и отечественных поэтов в учебно-творческой деятельности студентов гуманитарных вузов.

Ключевые слова

РАЗВИТИЕ, ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ, ЛИЧНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ, УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ИЗУЧЕНИЕ ПОЭЗИИ

Текст научной работы

Поэзия - одна из основных сфер универсального развития личности, способствующая обогащению ее интеллекта и чувств, творческих возможностей. Она - «и колоссальный ускоритель сознания и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых и не подозревали. Это уникальный инструмент познания» (Иосиф Бродский).

Материал поэзии открывает богатые возможности для раскрытия и развития творческого потенциала будущих учителей. Обучение не сводится к рациональной стороне, к тому, что можно выразить словесными формулами и графическими рисунками. Не менее важна эмоционально-образная, эстетическая партитура проводимого занятия. Не всегда сознаваемое, эмоциональное подспудное обращение педагога к глубинам личности студента, к ее творческим началам оказывается значимым фактором овладения знаниями. Необходимо в учебном процессе активнее вводить гуманитарные дисциплины и не просто читать лекции, но и вовлекать студентов непосредственно в творческую практику. Известные психологи Р. М. Граковская, Ю. С. Крижанская не без оснований приводят красноречивый пример: «В одном американском университете провели такой эксперимент. Студентов физического факультета разделили на две группы: в контрольной учили традиционно, а в экспериментальной наряду с обычными дисциплинами широко преподавали историю искусств и другие гуманитарные предметы. Причем, студенты не только пассивно слушали музыку или рассматривали картины, но и сами учились играть на одном из музыкальных инструментов, занимались живописью, лепили и т. д. Затем обе группы получили одинаковые задания по физике. Студенты экспериментальной группы успешнее справились с ним, и что особенно ценно, их решения были более нестандартными, оригинальными». [1, c. 124.]

Современный уровень изучения и преподавания литературы требует точного, научного и одновременно живого, эмоционального анализа художественного произведения. Учитель должен обладать способностью создавать литературно-творческую атмосферу в классе, уметь связывать читательскую и литературно-творческую деятельность учащихся. Такое обучение предполагает высокий интеллектуальный и творческий уровень современного учителя, наличие у него высокой общей культуры чувств.

Психологи Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская подчеркивают: «Нам недостает инициативных, духовно свободных людей со свежими подходами к актуальным проблемам. Мы остро нуждаемся в их творческих идеях, смелых проектах и новых представлениях о жизни. Мы повсюду наталкиваемся на стереотипы в мышлении, поведении, общественной жизни - и не умеем их преодолевать». [1, с.4]

Творчески организованное занятие, вызывающее у студентов интеллектуальную и эмоциональную отзывчивость, активизирует процесс более углубленного восприятия поэтического произведения, формирует эстетический вкус, способствует развитию и обогащению культуры личности будущего педагога.

Нельзя не согласиться с емким замечанием доктора педагогических наук А. В. Тутолмина: «Положительный опыт творческой деятельности отечественных педагогов-исследователей базируется на «педагогике сотрудничества». Суть эффективности педагогической технологии сотрудничества состоит в создании атмосферы партнерства, со-творчества педагога и учащегося. При этом внешний фактор - образовательное пространство - становится не менее важным, чем инновационные технологии обучения и воспитания, условием разностороннего, свободного и творческого развития обучающегося». [2]

Важно, насколько преподавателю в процессе диалога с учащимися удается вызвать в них жажду со-творчества, со-переживания с поэтом, с миром его образов, ритмов, интонаций, смысловых и эмоционально-образных лейтмотивов. Нередко студенты и сами начинают писать стихи, подражая известным мастерам поэтического слова, увлекаются литературным творчеством, приходят в поэтический клуб «Грани творчества» (ГГПИ), вырабатывают в процессе работы в нем свой собственный речевой рисунок, заметно обогащают свою речь, развивают образное мышление. Практика показывает, что ответы на экзаменах студентов, склонных к поэтическому и шире - литературному творчеству, как правило, интереснее, оригинальнее, содержательнее ответов других студентов.

Способствует активизации, пробуждению литературно-творческих способностей будущих учителей и раскрытие преподавателем личности и творчества известных поэтов, связанных с Глазовом, с Удмуртией (Н. Старшинов, С. Щипачев, Р. Казакова, В. Семакин, Л. Смелков и др.). Студенты с увлечением изучают творчество поэтов, известных выпускников Глазовского пединститута: Флора Васильева, Олега Поскребышева, Владимира Парамонов, участвуют в подготовке и проведении встреч с поэтами города и гостями: Л. Смелковым, М. Московкиной, С. Стасенко и др. Лучшие стихотворения студентов печатаются в институтских газетах, альманахах, авторских сборниках.

Преподаватель должен обладать умением создавать литературно-творческую атмосферу, способствующую развитию и раскрытию творческого потенциала будущего учителя. В итоге совместной с преподавателем творческой деятельности в личности студента формируется будущий учитель-художник, учитель-артист, учитель-поэт, способный сам создавать в классе «поле» со-творчества с учениками, тонко чувствующий специфику поэтической речи в ее взаимосвязи с другими видами искусств.

Читайте также

Список литературы

  1. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Грановская Р. М, Крижанская Ю. С. - Санкт-Петербург, 1994. - 192 с.
  2. Тутолмин, А. В. Формирование и развитие креативной компетентности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки в системе непрерывного педагогического образования / А. В. Тутолмин // Вестник удмуртского университета. - 2012. - Вып.2. - С. 55.

Цитировать

Захаров, В.В. Развитие литературно-творческого потенциала личности будущего учителя в процессе изучения поэзии / В.В. Захаров. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 32. — URL: https://novainfo.ru/article/3382 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться