Уголовное наказание гражданина в виде лишения свободы накладывает на государство дополнительные обязательства в части сохранения его психического и физического здоровья в этот период [2, 39]. В России предусматривается ответственность государства за обеспечение здоровья гражданина независимо от пола, расы, национальности, социального положения и других обстоятельств [1, 40].
В нашей стране медицинская служба Федеральной службы исполнения наказаний является структурным компонентом государственной системы здравоохранения, поэтому подследственным, обвиняемым, заключенным должна быть доступны бесплатная медицинская помощь в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий для граждан Российской Федерации [5, 6, 7, 20].
Пенитенциарная медицина в настоящее время не обладает мощной современной лечебно-диагностической базой, имеются трудности укомплектования медицинских ставок высококвалифицированными специалистами [3, 4, 21, 22]. Поэтому в случаях, когда заболевание представляет сложности для диагностики и лечения, больной может быть направлен на консультацию в любое лечебное учреждение муниципальной, государственной системы здравоохранения при условии обеспечения охраной [8, 9, 10, 37, 38]. Решением проблемы недостаточного финансирования пенитенциарных учреждений на медицинское обеспечение является право осужденного, подследственного, заключенного на дополнительные медицинские услуги за собственные средства [11, 12, 36].
К медицинской деятельности пенитенциарных учреждений предъявляются те же требования, что к другим государственным и частным медицинским учреждениям [11, 13, 18, 19]. Это относится к материально-техническому оснащению лечебно-диагностической базы и к квалификационным характеристикам медицинского персонала. Лицензионные требования определены Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Особое внимание уделяется оказанию медицинской помощи осужденным, подследственным, заключенным, страдающих психическими заболеваниями, туберкулезом, ВИЧ-инфицированным на основе принципов гуманности и соблюдения прав человека [14, 35]. С учетом значимости проблемы ВИЧ/СПИДа в нашей стране разработана соответствующая законодательная база. Так в статье 14 Закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» говорится о наличии у ВИЧ-инфицированных граждан всех прав и свобод, предусмотренных на территории Российской Федерации. В частности права на благоприятные условия труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, предоставления доступной медико-социальной помощи, право на защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием заболевания, а так же право на конфиденциальность информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений составляющих врачебную тайну [23, 32, 33].
Тестирование на ВИЧ-инфекцию в местах лишения свободы должно проводиться на основе добровольного осознанного согласия. Важным аспектом предотвращения дискриминации по отношению к ВИЧ-инфицированным осужденным, подследственным и заключенным является борьба со страхами и предубеждениями, существующими у персонала уголовно-исполнительной системы и условно-здоровых осужденных [31, 34].
Психическое заболевание так же не может служить причиной дискриминации гражданина в обществе, в том числе в пенитенциарной системе [29, 30]. Психиатрическая помощь должна оказываться квалифицированным врачом-психиатром в специализированном лечебно-профилактическом учреждении или психиатрическом отделении соматической больницы уголовно-исполнительной системы. Госпитализация больных осуществляется в острых случаях на основании комиссионного заключения, а в остальных случаях с согласия больного. Принцип добровольности лечения психических больных - важное достижение отечественной психиатрии. Он должен строго соблюдаться и пенитенциарной медициной. Обязательное лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, может проводиться только по медицинским показаниям в том случае, если больной представляет опасность для себя или окружающих и неоказание ему психиатрической помощи способно причинить существенный вред его здоровью [16, 24].
Важнейшим принципом деятельности медицинской службы уголовно-исполнительной системы является принцип преемственности между пенитенциарной и государственной медициной [15, 17, 25]. Он заключается в предоставлении в медицинские лечебные учреждения по месту регистрации освобождающегося лица выписки из его медицинской карты о проведенном лечении и его результатах не позже, чем за месяц до освобождения. Особенно важным это является при наличии у осужденного туберкулеза, ВИЧ-инфекции, инфекционного или психического заболевания [26, 27, 28].