Появление ВИЧ-инфицированных осужденных в исправительных учреждениях России добавило еще одну проблему к бесконечному перечню существующих там проблем [1, 2, 3, 27, 28]. Фактор ВИЧ в условиях повышенной психологической напряженности и конфликтности в местах лишения свободы приобретает дополнительную специфику, которая в настоящее время недостаточно изучена [5, 9, 11, 12, 13, 20, 21, 22].
Исследование психологических особенностей личности ВИЧ-инфицированных осужденных, прежде всего их смысловой сферы, в отечественной юридической психологии, по существу, только начинается [29, 30, 31, 34, 35]. Субъективная роль смысловой сферы определяется тем, что она обусловливает процесс саморегуляции личности, основанный на системе ценностей, значимых отношений, сформировавшихся в ходе жизненного пути [32, 33, 36]. Это становится наиболее актуальным в условиях заключения, где психологические проблемы, связанные с наличием неизлечимого заболевания, усугубляются условиями изоляции: тесная замкнутая общность, жесткий установленный порядок отбывания наказания, отсутствие полноценного калорийного питания, нехватка необходимых медикаментов, отсутствие трудовой занятости, невозможность реализации потребностей, имеющих важное смысловое значение (семья, дети, занятие избранной профессией), интолерантное отношение со стороны сотрудников и условно здоровых осужденных [6, 10, 17, 18, 19, 25, 26].
Представляем данные исследования, проведенного среди ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в колониях общего и строгого режимов, а так же в СИЗО УФСИН России по Рязанской области. Возрастной ценз испытуемых от 18 до 30 лет.
В процессе исследования были выявлены параметры, имеющие взаимосвязь с показателями смысложизненной ориентации. Одни из них (образование, религиозность, наличие семьи, толерантное отношение к окружающим) позитивно влияли на выработку целей будущей жизни, другие (количество судимостей, установление диагноза ВИЧ-инфекции в местах лишения свободы, акцентуированность личности, проявляющаяся в том числе в интолерантном отношении к осужденным и персоналу учреждения) – негативно.
Анализ методики ранжирования ценностей показал, что более половины осужденных на первое место по значимости ставили свободу, независимость в суждениях и действиях. Здоровье не являлось наиболее значимой ценностью, процессе послетестовой беседы установлено, что ценность такого фактора, как здоровье, снижена у ВИЧ-инфицированных осужденных из-за малой осведомленности о характере заболевания, как результат выраженной беспомощности перед неизлечимой болезнью или из-за приоритетности такого фактора, как отношение окружающих, особенно в среде ИУ.
При изучении мотивационной направленности испытуемых было выявлено, что у 56% выборки отмечалась направленность на удовлетворение сиюминутных потребностей, избежание неудач, на попытку установления толерантных отношений с окружающими ВИЧ-инфицированными осужденными. Полученные результаты можно интерпретировать, как потерю жизненного смысла ВИЧ-инфицированными осужденными, вследствие неизлечимого заболевания, а также стигматизацией отношений к данной категории лиц в обществе.
Частотный анализ показал, что большинство осужденных выбирают негативный способ реагирования в трудной жизненной ситуации. Причем для ВИЧ-инфицированных осужденных более характерно (более 30%) стремление к оказанию противодействия путем агрессивных действий, активного обвинения, что способствует формированию установок интолерантного отношения окружающих к осужденным, живущих с ВИЧ-инфекцией.
Для сдерживания негативных форм поведения ВИЧ-инфицированных, в том числе намеренного распространения ВИЧ, агрессии и аутоагрессии представляется особенно важным изучение смысловой сферы личности данной категории осужденных. В подтверждении актуальности исследования смысловой сферы можно привести положение, сформулированное группой отечественных психологов о том, что «смысловые образования являются психологическим объектом воспитания личности» [7, 8, 16, 23].
В рамках коррекционных программ негативного поведения ВИЧ-инфицированных осужденных представляется важным развитие и формирование толерантных отношений, как между ВИЧ-инфицированными и условно здоровыми осужденными, так и между сотрудниками пенитенциарных учреждений и ВИЧ-инфицированными [4, 14, 15, 24].