Центры исправления осужденных: что показал эксперимент

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье приведены результаты эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных в исправительных учреждениях. ФКУ НИИ ФСИН России обеспечивало проведение мониторинга результатов эксперимента и оценивало эффективность внедряемой модели Центра. Выявлены проблемы, возникающие в процессе организации и проведения воспитательной и социальной работы. Содержания, форм и методов проведения социальной и воспитательной работы с осужденными эксперимент не затрагивал. Они остались неизменными как во время эксперимента, так и до него.

Ключевые слова

ЭКСПЕРИМЕНТ, МОДЕЛЬ, МОНИТОРИНГ, АПРОБАЦИЯ, ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА, ЦЕНТР ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Текст научной работы

В соответствии с распоряжением ФСИН России «О проведении эксперимента по апробации модели Центра исправления осужденных исправительного учреждения» [1] на базе пяти исправительных колоний (ИК) осуществлялся пилотный проект. Эксперимент предусматривал за счет организационно-структурных изменений отрядного звена создание оптимальных условий процесса отбывания наказания осужденных и их исправления. Кроме того, модель Центра исправления осужденных (далее – Центр) позволила сформировать новую систему взаимодействия специалистов разных направлений исправительного учреждения (далее – ИУ).

Дополнительных штатов и средств на проведение эксперимента не понадобилось. В ИУ были перераспределены штаты, в результате чего сотрудников Центра, работающих непосредственно с осужденными, стало больше, чем в отряде осужденных.

Всего в ИК, участвующих в эксперименте, было организовано 24 Центра, в которых содержалось 4912 осужденных, из них 892 женщины.

ФКУ НИИ ФСИН России обеспечивало проведение мониторинга результатов эксперимента и оценивал эффективность внедряемой модели Центра.

С этой целью были разработаны критерии (показатели) для оценки хода эксперимента и эффективности деятельности Центров. В качестве основных критериев (показателей) предлагались, например, следующие:

  • уровень нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания;
  • уровень злостных нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания;
  • состояние социально-психологического климата в среде осужденных;
  • количественные показатели оказанной осужденным социальной помощи: восстановление социально-полезных связей, решение социально- бытовых проблем, оформление документов на получение пенсий т.д.
  • количество обращений осужденных за специализированной помощью к психологу и социальному работнику Центра;
  • количество осужденных, переведенных на облегченные условия отбывания наказания и, наоборот, в строгие условия отбывания наказания. И другие критерии.

В ходе служебных командировок сотрудникам Центров оказывалась методическая помощь, проводились социологические опросы, выявлялись проблемы, возникающие в процессе эксперимента, намечались пути их решения.

Сотрудники экспериментальных ИК следующим образом оценили модели Центров:

  • признали данную модель эффективной 100 % респондентов;
  • модель позволила создать широкие возможности в получении конкретной помощи осужденным в решении социальных и педагогических проблем (51,0 % опрошенных);
  • улучшилась адресная и индивидуальная работа с осужденными (48,1 % сотрудников);
  • улучшилась организация полезной занятости осужденных, увеличилось количество проводимых мероприятий (35,6 % респондентов);
  • модель позволила сконцентрировать имеющиеся в ИУ реабилитационные ресурсы, более эффективно их использовать начальникам Центров по сравнению с начальниками отрядов (32,7 % опрошенных);
  • ярче стала проявляться функциональная специализация сотрудников Центра, улучшилось профессиональное взаимодействие между ними (23,1 % опрошенных);
  • повысилось качество и эффективность работы советов воспитателей Центров (85,5 % сотрудников)[2].

Кроме того, сотрудники экспериментальных ИУ высказали мнение о целесообразности использования дифференцированного подхода к организации Центров в зависимости от условий отбывания наказания осужденными (86,5 %). Например, в ИК-17 и ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю были организованы Центры с обычными, облегченными и строгими условиями отбывания наказания. Подобная дифференциация оправдана не только с правовой точки зрения (ст. 87 УИК РФ), но и с педагогической. Осужденный должен понять истину: чем лучше его поведение, заметно стремление к исправлению, тем больше прав ему предоставляется в период отбывания наказания и, наоборот. То есть, налицо действие системы «социальных лифтов».

Эксперимент показал, что организуя Центры в зависимости от условий отбывания наказаний, нарушается лимит численности осужденных, заложенный в апробируемой модели Центра (200 человек). При этом необходимо учитывать тот факт, что большинство осужденных находится в обычных условиях отбывания наказания, меньшинство – в облегченных и строгих. Так что в одном Центре может находиться, например, 150 осужденных, в другом – 200 и более.

В ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю карантинное помещение было включено в состав Центра, в котором находились осужденные, отбывающие наказания в строгих условиях. Включать карантинное помещение в состав какого-либо Центра не целесообразно. Осужденные, пребывающие в карантинном помещении, должны находиться вне Центров. Это подтвердили результаты опроса данной категории осужденных. По их мнению, сотрудники Центров зачастую формально проводили работу с ними.

Моделью Центра предусматривалось введение должности начальника Центра и двух его заместителей. Один – по воспитательной работе с осужденными, другой – по режиму. Это новые, с точки зрения управления персоналом РТУ и осужденными, сотрудники. Несмотря на то, что функциональные обязанности начальника Центра близки тем, которые выполняет начальник отряда, они существенно различаются. У начальника Центра, в отличие от начальника отряда, расширились функции в плане управления сотрудниками, подчиняющимися ему. В Центре он выступает в качестве координатора и организатора взаимодействия сотрудников различных отделов и служб: воспитательной, режима, психологической, трудовой адаптации, группы социальной защиты осужденных. То есть, он в Центре организует комплексный подход в работе с осужденными, обеспечивает оперативное решение проблем, возникающих у них. И, если начальники Центров в ходе эксперимента не испытывали особых трудностей в работе с осужденными (эта работа им привычна), то в выполнении функций управления персоналом Центра возникали проблемы. Учитывая эти моменты, сотрудникам ФКУ НИИ ФСИН России в будущем следует разработать рекомендации для начальника Центра и его заместителей, которые будут направлены на совершенствование их работы.

Обсуждению промежуточных результатов эксперимента была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы правового регулирования в деятельности уголовно-исполнительной системы», проведенная ФКУ НИИ ФСИН России в октябре 2014 года.

Участниками конференции рассматривались проблемные вопросы функционирования Центров, как с теоретической, так и практической точек зрения, а также возможные пути их решения. Подготовлен сборник материалов конференции.

В продвижении идеи функционирования Центра, как в любом новом деле, важен первоначальный этап информирования людей, в нем участвующих, их целенаправленная подготовка. В данном случае работа должна быть направлена на решение задачи формирования у сотрудников экспериментальных ИУ и осужденных позитивного восприятия пилотного проекта, разъяснения его цели и задач. Данная работа была организована во всех территориальных органах, участвующих в эксперименте. Несмотря на это, первоначальный этап эксперимента выявил проблемы, связанные с ухудшением поведения осужденных. Об этом свидетельствуют полученные результаты, которые подтвердили аксиому: любые новшества, внедряемые в практическую деятельность, на начальном этапе, как правило, усложняют ситуацию (в данном случае – ухудшить поведение осужденных). Подобная ситуация продолжилась до момента, когда участники эксперимента начали положительно воспринимать внедряемые в практику новые элементы, адаптировались к жизни в новых условиях. Все это еще раз подтверждает значимость предварительной подготовки всех участников эксперимента, как сотрудников ИУ, так и осужденных к адекватному восприятию внедряемых в практику новых идей. На это следует обратить внимание руководителей территориальных органов УИС и тех ИУ, которые в 2015 году будут участвовать в эксперименте по апробации модели Центра.

Новая модель исправительного учреждения в виде Центров приблизила сотрудников учреждения к осужденным, позволила более профессионально организовать воспитательный процесс, контролировать состояние социально психологической обстановки в среде осужденных, своевременно оказывать адресную помощь и проводить эффективную индивидуальную работу.

Проведение эксперимента не предполагало абсолютно инновационного подхода к содержанию воспитательной и социальной работы с осужденными. Функциональные обязанности сотрудников Центра в этой части не отличались от тех функций, которые исполняли начальники отрядов, психологи и специалисты по социальной работе до начала эксперимента. Они решали те же задачи, которые им предстояло решать в ходе эксперимента. Изменились только организационно-управленческие связи в рамках имеющихся штатных должностей с учетом структуры Центра.

Данные, полученные в ходе анкетирования начальников Центров, их заместителей по воспитательной работе, а также социальных работников, свидетельствуют о том, что большинство респондентов положительно оценивают работу в рамках Центра. Они отмечают, что в целом в условиях эксперимента работать стало проще. Таково мнение 66,7 % начальников Центров, 41,2 % заместителей начальников Центров по воспитательной работе и 60,0 % социальных работников. Причинами подобного положения они называют: увеличение в Центре количества сотрудников различных отделов и служб, непосредственно работающих с осужденными; возможность взаимодействия и взаимозаменяемости сотрудников; выполнение только своих функциональных обязанностей; возможность оперативно решать возникающие проблемы[3,4].

По мнению начальников Центров, в результате проведенного эксперимента обстановка среди осужденных улучшилась (61,9 %), осталась без изменений (38,1 %), ухудшение обстановки не наблюдалось. Несколько иные результаты дал опрос заместителей начальников Центров по воспитательной работе. Из них, более половины (58,8 %) отметили, что обстановка среди осужденных осталась без изменений, об улучшении обстановки высказались 35,3 %, и, наоборот, о ее ухудшении – 5,9 % [3,4].

Кроме того, почти половина (47,0 %) опрошенных заместителей начальников Центров по воспитательной работе высказали мнение о том, что их деятельность в условиях эксперимента усложнилась. Основными причинами этого они считают: отсутствие четких функциональных обязанностей в условиях экспериментальной работы; отсутствие ясности в вопросах подчиненности; недостаточность обеспечения методическими рекомендациями, применение которых могло бы улучшить их деятельность, в частности, в процессе проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными.

Опрос социальных работников показал, что значительная их доля (60,0 %) высказали мнение о том, что содержание их деятельности в условиях эксперимента не изменилось. Вместе с тем, социальные работники высказали мнение о необходимости разрешения проблемы двойного подчинения. В модели Центра один социальный работник закреплен за двумя Центрами, и какому начальнику Центра подчиняться – не известно.

Завершившийся эксперимент, в первую очередь, был направлен на решение задач управления персоналом ИУ, совершенствование взаимодействия сотрудников различных отделов и служб, сосредоточение их совместных усилий на исправление осужденных.

Содержания, форм и методов проведения социальной и воспитательной работы с осужденными эксперимент не затрагивал, так же, как и задач, стоящих перед исправительным учреждением. Они оставались неизменными как во время эксперимента, так и до него.

Читайте также

Список литературы

  1. Распоряжение ФСИН России от 29.05.2014 № 105-р.
  2. Приказ Минюста РФ от 30.12.2005 № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний (в ред. приказов Минюста РФ от 06.06.2006 № 206 и от 23.08.2012 № 165).
  3. Голодов П.В. Центр исправления осужденных как новая форма организации работы с осужденными к лишению свободы / Проблемы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Всероссийской научн-практической конференции (г. Москва, 23 октября 2014 г.): /Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России.– Часть 1. – М.: НИИИТ ФСИН России. – 2014. – С 16-18.
  4. Казберов П.Н. Анализ промежуточных результатов психологической, воспитательной и социальной работы в Центре исправления осужденных исправительного учреждения./ Проблемы правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы: сборник материалов Всероссийской научн-практической конференции (г. Москва, 23 октября 2014 г.): /Под научной редакцией доктора юридических наук, профессора А.В. Быкова; ФКУ НИИ ФСИН России.– Часть 1. – М.: НИИИТ ФСИН России. – 2014. – С. – 53-55.

Цитировать

Давыдова, Н.В. Центры исправления осужденных: что показал эксперимент / Н.В. Давыдова, Е.М. Данилин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3435 (дата обращения: 05.12.2022).

Поделиться