Инновационные образовательные методы

№33-1,

Педагогические науки

В этой статье обосновывается роль инноваций в образовании. Выявлены основные препятствия внедрения инновационных технологий в обучении и пути их устранения. Описаны примеры инновационных образовательных методов.

Похожие материалы

Роль системы образования в современном обществе трудно переоценить. В настоящее время российское образование находится на поворотном этапе своего развития. Полагаем, что очень важную роль в правильном выборе пути должны сыграть инновации. Как известно, под педагогическими инновациями понимаются нововведения в образовательной деятельности, какие-либо изменения в содержании и применяемых технологиях обучения и воспитания. Основным назначением педагогических инноваций является увеличение эффективности образования и воспитания, в том числе введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающихся.

Анализ научной литературы [3, 4, 6 и др.] показал, что к образовательным новациям можно отнести новый метод обучения, оригинальную технологию, программы и пр., а к инновациям – целенаправленные изменения, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое. Инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.

С нашей точки зрения, именно инновации важны в понимании многих изменений:

  • в настоящий момент обозначилась прагматизация образования, которая ориентирует обучающихся на различные варианты применения своих знаний;
  • развитие общества происходит настолько быстро, что обновлять образование требуется также непрерывно;
  • одним из приоритетных методов решения разнообразных педагогических задач в образовании во всем мире принято считать развитие личностного потенциала обучаемого;
  • основной характерной чертой в образовании современного мира является его универсализация.

Существуют следующие наиболее распространенные инновационные образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии в предметном обучении;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством обучения;
  • мониторинг интеллектуального развития;
  • воспитательные технологии, связанные с вовлечением обучаемых в дополнительные формы развития личности;
  • дидактические технологии;
  • психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в образовательный процесс.

Основными препятствиями для внедрения современных педагогических инноваций выступают:

  • учебные аудитории, как правило, полностью не укомплектованы компьютерной техникой;
  • во многих учебных заведениях отсутствует свободный, безлимитный выход в сеть Internet и другие международные информационные сети;
  • существует нехватка научно-методической базы, необходимой для реализации образовательного процесса и проведения учебных занятий, в результате библиотечные фонды малы и имеется недостаточная обеспеченность обучаемых учебной литературой;
  • нередко встречается недостаточная квалификация преподавателей. Эффективная образовательная деятельность предполагает постоянное повышение квалификации преподавателя, но сейчас очень мало преподавателей вкладывают в свое обучение достаточно сил, времени и финансовых ресурсов.

Преодолению вышеуказанных препятствий может способствовать:

  • повышение квалификации преподавателей (не реже одного раза в три года), а в некоторых случаях переквалификации;
  • поощрение разработки преподавателями новых учебников и учебно-методических пособий;
  • применение инновационных методов в образовательной деятельности;
  • проведение конференций, лекций, семинаров по сети Internet и другим информационным сетям, что поможет обмениваться опытом не только преподавателям одного учебного заведения, но и специалистам из разных регионов;
  • реализация мероприятий по развитию сети современных мультимедийных классов, научно-практических лабораторий и библиотек в высших учебных заведениях.

Считаем, что вышеуказанные направления позволят не только повысить уровень преподавания, но и охватят гораздо большее количество людей, желающих приобрести знания. Удачным решением инновационного развития образовательного процесса выступает дистанционный метод преподавания. Сдача экзаменов, тестирование и консультирование в онлайн режиме сейчас только начинает приобретать популярность, и требует новых подходов и технологий.

Также интересным представляется использование в образовательном процессе облачных технологий, предполагающих удаленное использование средств обработки и хранения данных, а также получения доступа к различным информационным ресурсам. На наш взгляд, основными преимуществами облачных технологий выступают:

  • возможность управления большими инфраструктурами;
  • обеспечение безопасности при работе на «облаке»;
  • отсутствие необходимости приобретения и установке программного обеспечения на своем компьютере.

При коллективной работе студентов с применением облачных технологий возможно учитывать интересы и индивидуальные особенности всех обучаемых, их способности к самостоятельной деятельности, а также склонности к эмпирическим методам познания [4, с. 93].

Считаем, что использование облачных технологий в обучении позволяет существенно улучшить и разнообразить образовательный процесс, а также проводить эффективный контроль получаемых знаний обучаемыми. Ключевыми достоинствами применения облачных технологий в обучении являются:

  • возможность повышения коммуникативности и интерактивности коллективной работы обучаемых;
  • предоставление выбора обучаемыми удобного времени, места обучения;
  • существование функции контроля знаний через глобальную сеть Internet;
  • развитие умения результативной работы в команде [4, с. 95].

Модернизация, происходившая последние несколько лет, была по сути одним непрерывным инновационным процессом, что особенно важно в свете нового государственного образовательного стандарта. К инновационным процессам можно отнести все, что связано с передовым опытом. Можно сказать, что в большинстве случаев современный образовательный процесс является инновационным, поскольку его целью является передача новых знаний обучаемым, овладение ими новыми умениями, формирование новых свойств их личности.

Таким образом, можно сказать, что современное развитие российского общества ставит перед преподавателями новые задачи и требует от них инновационного поведения, а именно активного и постоянного творчества в образовательной деятельности. С этой целью считаем важным обучать самих преподавателей по следующим направлениям:

  • понимание и внедрение в свою деятельность нового стиля управления учебным процессом;
  • формирование и развитие нового типа аналитического мышления;
  • внедрение инновационных технологий социальных взаимодействий, которые помогут проводить совместные программы и выполнять совместные проекты и т.д.

Кроме того, в современных условиях представляется крайне важным не только наличие новой технологии, но и разработка, а также применение адекватной и эффективной системы оценки этой технологии. Например, система оценки качества образования включает показатели качества содержания образования, технологий обучения, результатов образования [2, с. 80]. Одним из примеров оценки эффективности использования преподавателями современных образовательных технологий в образовательном процессе может являться применение таких критериев, как:

  • уровень владение современными образовательными технологиями и методиками;
  • эффективность применения современных образовательных технологий;
  • личный вклад в повышение качества образования на основе применения современных образовательных технологий.

Итак, внедрение инновационных образовательных методов продиктовано требованиями времени. Введение новых образовательных стандартов невозможно без роста качества образования, использования новых технологий обучения.

Список литературы

  1. Баулина О.А. Модель тройной спирали в развитии Волгоградской области // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы II международной научно-практической конференции. – Воронеж, 2014. – Т. 1. – С. 182-187.
  2. Киян И.В. Оценка качества педагогических технологий в системе дистанционного обучения // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 2 – С. 76-84.
  3. Мамадалиев К. Р. Инновационные технологии в обучении // Молодой ученый. – 2012. – №11. – С. 450-452.
  4. Соколова Н.Ф., Соколова С.А. Формирование компетенций, связанных с управлением инновациями на производстве у студентов экономических специальностей в процессе обучения на основе облачных технологий // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. – 2014. – Т. 3. – № 5. – С. 91-95.
  5. Соколова С.А., Горячева Е.В. Организационные изменения: классификация и политика изменений // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II Городской научно-практической конференции. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2013. – С. 131-133.
  6. Тожиев М., Зиемухаммадов Б. Внедрение национальных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс и ее роль в развитии интеллектуального потенциала молодежи: монография. – М.: «MUMTOZ SO’Z», 2010. – 271 с.