Начало XXI века ознаменовано фундаментальными изменениями в различных областях науки, в число которых входят теории качества и сложности, имеющие явный трансдисциплинарный характер. При этом глубокая философская сущность понятий «качество» и «сложность» играет немаловажную роль в образовании таких научно-исследовательских направлений, как философия качества и теория сложности. Рассмотрим последовательно каждое из направлений.
Философия качества неявно присутствует в метафизике явлений как некая теоретическая компонента мировоззрения. В отдельных философских учениях философия качества приобретает первостепенное, ключевое значение. Такие учения А.И. Субетто называет квалитативными (квалитология - учение о качестве) [1, с.14]. Современное общество имплицитно переживает так называемую Синтетическую Цивилизационную революцию [1, с.15], в рамках которой качество играет не последнюю роль. Теперь на первый план выходит трансдисциплинарность сущности категории «качество»: данная категория синтезирует и символизирует имманентные метаморфозы в основаниях человеческого Бытия. Качество перестает бать абстрактной категорией, в результате чего философия качества затрагивает все стороны жизни человека и общества: образование, технологии, информатизацию, экономику и, наконец, духовный мир.
Рассматривая современную философию качества, нельзя не отметить смену качеств оснований человеческого бытия в целом и индивида в частности, что говорит об изменениях основ и содержания качества жизни. Данное утверждение представляет онтологическую сторону философии качества. Одной из предпосылок современной онтологии философии качества можно считать сильнейший сдвиг в качестве Бытия человечества во второй половине ХХ века, в рамках которого было выдвинуто социальное требование в новом качестве жизни. Наука пытается удовлетворить данное требование посредством приспособления существующих на тот момент направлений: экономики, технологии, менеджмента, политики и т.д. Разрозненные попытки не дают стабильных результатов, тогда и возникает необходимость объединения научных направлений под «единым флагом». Так, в аспекте рефлексии в науке формируются новые трансдисциплинарные проблемно-ориентированные научные комплексы – философия качества, квалиметрия, наука об управлении качеством и т.д.
Как и любая ветвь философской науки, философия качества имеет объективную гносеологическую сторону. На мой взгляд, как нельзя более точно гносеологию отражает атрибутивная концепция Б.В. Ахлибинского. Данный подход определяет познание в аспекте «субъект-объектных» отношений, другими словами, процесс познания субъектом качества объекта начинается с фиксирования атрибутов объекта (особенностей, свойств, принадлежащих объекту). Качество определяется посредством атрибутивной системы объекта. Абсолютизация такого рода познания в рамках философии качества определяет гносеологию данной ветви философии.
Учитывая философское происхождение понятия «качества», нельзя оставить без внимания аксиологическую сторону данной категории. Ценностный аспект категории качества был отмечен еще Аристотелем [2, с.258]. Нынешняя аксиология категории качества синтезирует его теоретическую и прикладную стороны. На мой взгляд, аксиологический смысл качества выполняет важнейшую функцию – антропологизм философии качества. Другими словами, ценностная ориентация, ценностное освоение мира характерно исключительно онтологии человека в частности и общества в целом. Находясь в поле деятельности человека, качества тех или иных предметов, объектов, явлений, процессов приобретают некую ценность для жизни человека и общества. Аксиологизм качества обладает такой исключительно чертой, как оцениваемость, измеримость, что является философской сущностью абсолютно практической науки – квалиметрии.
Анализируя философию качества, нужно отметить ее праксиологию. Праксиология долгое время главенствовала в философии качества, и на первый план выходила «годная» продукция, качественный труд, высокая организация работы и т.д. На мой взгляд, сегодня праксиология представлена квалиметрией, менеджментом качества и метрологией, стандартизацией и сертификацией, взаимосвязь которых с теорией качества отображает трансдисциплинарность философии качества.
Рассматривая философию качества, нельзя обойти стороной тот факт, что качество – есть системная иерархичная категория с ярко выраженным многоаспектным характером. Системность и иерархичность качества представляется не только в философском, но и в прикладном значении категории. Данные особенности реализуются в двух направлениях. Во-первых, качество как система «качеств» составляющих целое (философская сущность); во-вторых, качество как система функций (прикладное значение) [3, с.75]. Прикладное значение качества абсолютно, а философское – относительно. Относительность философского значения аргументируется тем, что совокупность (система) «качеств» не обязательно будет тождественна целому [4, с.56]. Многоаспектность категории качества отражается, с одной стороны, в разнообразии прикладных трактовок качества, преуменьшая изначальное понимание категории (имеется в виду универсальность) в аспектах и моментах качества, а, с другой, – в противоречии между цельностью категории и ее внутренней дифференциацией.
Многоаспектность и системность являются характеристиками другого новейшего направления – теории сложности. Центральное понятие теории сложности – многоагентная система, которая представляет собой совокупность автономных компонентов и локальных взаимодействий, которые приводят к глобальному порядку [5, с.17]. Агенты, по сути, субъективны и неопределенны, однако им удается самоорганизовываться на стадии становления в адаптивную систему. Следовательно, в рамках теории сложности неопределенность и субъективность рассматриваются как факторы творчества, адаптации и эволюции. Учитывая, что теория сложности по своей сути холистична, то именно хаос в процессе самоорганизации порождает глобальный порядок, однако в критический момент относительно стабильная система дает сбой, что вновь приводит к хаосу. Таким образом, теория сложности отвечает на фундаментальный философский вопрос: в чем сущность происхождения порядка, организации и очевидно, мышления (интеллекта). Ответ – случайность, сбой, хаос.
Идеи теории сложности оказали существенное влияние на различные дисциплины за пределами «точных» наук, откуда они произошли, в частности, на социологию и организационные науки, влияние на основы философии не было столь значительным, как ожидалось. Поэтому неудивительно, что соответствующие домены когнитивной науки и эволюционной теории вдохновили множество философских исследований. Философия всегда занималась сложными вопросами, не используя при этом язык современной теории сложности. Так язык сложности может обогатить традиционные философские дискуссии, в свою очередь, идеи философии языка, культуры и общества – дискуссии о сложности, как таковой.
Проведенный философско-методологический анализ показал, что новейшие направления философии – качество и сложность – имеют схожее философское основание – системность, иерархичность, структурность, многоагентность (многоаспектность), трансдисциплинарность. Родоначальниками рассматриваемых теорий выступают абсолютно различные науки, что не говорит об отсутствии взаимосвязей между качеством и сложностью. Сама категория качества является, по сути, сложной, даже сложносистемной. Современная философия качества требует переосмысления с точки зрения теории сложности своих основополагающих принципов. Вполне возможно, что в ближайшем будущем одним из научных направлений современной философии качества станет сложносистемный подход, который даст начало новому научно-исследовательскому направлению – философия сложного качества.