Квалиметрия: теория и практика прикладной науки о качестве

№33-1,

философские науки

В статье рассмотрены теоретические и практические границы применения квалиметрии на примере процесса проектирования.

Похожие материалы

Одним из самых важных процессов в организации является процесс проектирования, поэтому улучшение качества производства продукции целесообразно начинать именно с данного процесса. Рассмотрим улучшение качества процесса проектирования на примере Курского предприятия ЗАО «Техносфера».

В целях улучшения качества процесса проектирования ЗАО «Техносфера» была разработана и апробирована система контроля и управления на основе количественных критериев контроля.

Суть системы заключается в последовательном выполнении всех этапов процесса проектирования и по окончании каждого этапа расчета критериев контроля. В данной системе критерии контроля классифицируются следующим образом:

  • организационные критерии: организационная точность разработки задания на проектирование, организационная точность составления раздела; организационная точность внесения изменений и т.д.;
  • качественные критерии: доля рынка, доля привлеченных клиентов, доля заключенных договоров и т.д.;
  • стандартные критерии: шкала сложности, количество несоответствий (по видам).

Каждый критерий рассчитывается индивидуально и по факту выполненных работ. Все критерии рассчитываются за определенный промежуток времени. В случае пренебрежения этими правилами окончательный результат будет неверным.

При разработке системы контроля и управления процессом проектирования ЗАО «Техносфера» были выделены шесть обобщенных процессов, а в каждом обобщенном процессе – детализированные, каждому из которых соответствует один или несколько критериев контроля:

  1. заказ:
    1. поиск и привлечение новых клиентов;
    2. вывод на рынок новых модификаций установки Техносфера серии УЖ;
    3. получение конкретной заявки на производство установки и заключение договоры поставки;
  2. составление технико-коммерческого предложения:
    1. изучение нормативной документации;
    2. разработка задания на проектирование;
    3. составление коммерческого обоснования и эффективности применения установки в конкретных условиях заказчика;
  3. разработка проекта:
    1. оценка уровня сложности проекта;
    2. выполнение разделов:
      • теоретическая часть;
      • технологический раздел;
      • раздел по охране окружающей среды;
      • строительный раздел;
    3. согласование разделов проекта;
    4. создание единого проектного документа, его оформление и нормоконтроль согласно Постановлению Правительства РФ № 87;
    5. согласование проектной документации с заказчиком;
  4. разработка рабочей документации:
    1. адаптация базовой установки Техносфера серии УЖ к индивидуальным требованиям заказчика;
    2. согласование рабочей документации с начальником технологического отдела и главным инженером и передача рабочей документации/изменений в ОАО «Мехсервис»;
  5. направление проектной документации на государственную экспертизу:
    1. предоставление пакета документов в представительство ФАУ «Главгосэкспертиза России» и прохождение процедуры государственной экспертизы согласно Положению.об организации и проведении государственной экспертизы;
    2. получение утвержденной проектной документации;
  6. утверждение проектной документации заказчиком.

Система контроля и управления рассматривается как «дерево свойств» [1], где каждому уровню были установлены коэффициенты весомости (qi) и рассчитаны балльные оценки [2] с привлечением специалистов отдела качества ЗАО «Техносфера». Балльные оценки в данной системе – это комплексные критерии контроля, рассчитанные для детализированных процессов, а в случаях индивидуального расчета (производительность сотрудника, организационная точность составления раздела и др.) - обобщенные одной комплексной оценкой. Во избежание несоответствия размерности рассчитываемых критериев контроля все балльные оценки приводятся в долях или процентах.

Так, критерий контроля «Производительность сотрудника», рассчитываемый индивидуально для каждого сотрудника, был преобразован в комплексный критерий «Доля производительности сотрудников», который также рассчитывается индивидуально, в свою очередь комплексный критерий транспонировался в комплексную оценку «Доля производительности сотрудников», рассчитываемую для всех сотрудников, занятых в проекте. Данная схема расчета балльной оценки является наиболее оптимальной, т.к. есть возможность оценить работу не только всего отдела (качество детализированного процесса), но и дать оценку производительности каждому сотруднику ЗАО «Техносфера».

Для расчета комплексной оценки эффективности была разработана специализированная формула на основе квалиметрического подхода. Общая комплексная эффективность рассчитывается как сумма оценок экономической эффективности по каждому обобщенному процессу. В свою очередь экономическая эффективность обобщенного процесса складывается из суммы произведений коэф. весомости и балльных оценок детализированных процессов.

Для проведения оценки полученных данных разработана специализированная шкала (табл.1).

Таблица 1 – Шкала оценки эффективности процесса проектирования

Значение критериев «общая организационная эффективность» и «общая качественная эффективность»

Оценка эффективности

1

0-20%

Процесс неэффективен, требуется перепроектирование системы управления предприятием

2

21-40%

Процесс неэффективен, требуется перепроектирование процесса

3

41-60%

Процесс недостаточно эффективен, требуется локальное воздействие на обобщенные процессы

4

61-85%

Процесс достаточно эффективен, требуются точечные воздействия на детализированные процессы (оптимальное состояние процесса)

5

86-100%

Процесс эффективен, требуется постоянный контроль за текущим состоянием и «мягкие» нововведения

На основании расчетов критериев контроля и комплексной оценки эффективности можно сделать вывод, что процесс проектирования в ЗАО «Техносфера» достаточно эффективен (71%), что является вполне обоснованным. Предприятие успешно функционирует на протяжении уже более 10 лет, занимает постоянную долю рынка (35%) на территории г.Курска, является одним из немногих промышленных предприятий г.Курска и Курской области, которое не только производит продукцию, а также занимается проектной и научной деятельностью. Наряду с этим, открытие нового дочернего предприятия ООО «Универсалпроект» позволит существенно расширить рынок сбыта и привлечь новых клиентов. Однако останавливаться на достигнутом нельзя, следовательно, необходимы точечные воздействия на каждый из детализированных процессов для поддержания и улучшения нынешнего уровня качества процесса проектирования. Предварительная работа уже проведена: произведен сбор данных, выявлены и проанализированы причины возникновения несоответствий [3]. Однако применение локальных корректирующих мероприятий [4] не даст ожидаемого результата без постоянного контроля процесса, поэтому система контроля и управления должна использоваться постоянно. И только исходя из результатов комплексной оценки, должны назначаться корректирующие мероприятия, иначе система не будет результативной.

Список литературы

  1. Ходыревская С.В., Маякова А.В. Управление рисками в сфере услуг // Методы менеджмента качества. 2013. №2. С. 32-38
  2. Ходыревская С.В. Квалиметрия и нормирование показателей качества: учеб.-метод. пособие [Текст] /С.В.Ходыревская. - Курск: Юго-зап. гос. ун-т., 2010. - 246 с.
  3. Ходыревская С.В., Маякова А.В. Статистический анализ технологического процесса в ЗАО «Техносфера» // Материалы Международной молодежной научной конференции «Поколение будущего: взгляд молодых ученых» в 3-х томах. Том 3. Юго-Зап. гос. ун-т. Курск. 2012. С. 191-194
  4. Маякова А.В., Маяков А.С. Реализация требований стандартов ИСО серии 9000 // Дискуссия. 2012. №9 (27). С. 59-64