Фотография стала неотъемлемой частью нашей жизни. Усовершенствование фототехники, а так же распространение компьютерных и цифровых технологий делает вопрос изучения повседневной фотографии особенно актуальным. На современном этапе развитие цифровой фотографии происходит, в основном, благодаря электронным и информационным технологиям.
В настоящее время существует огромное количество фотостудий, выполняющих различные виды фотосъемок, конкуренция среди них очень высока. Это напрямую связано с развитием цифровых технологий, т.к. заниматься фотографией стало намного проще. Отсутствуют потери в качестве при длительном хранении и копировании фотографий, существует неограниченная возможность в художественной обработке фотографий.
Несмотря на то, что российский рынок фотоуслуг в настоящее время занимает значительную долю бытового обслуживания населения, необходимо отметить несколько негативных тенденций, которые отрицательно сказываются на всем сервисе предоставления фотоуслуг. Государство до сих пор не принимает значение сферы фотоуслуг, здесь отсутствует методическое и методологическое обеспечение отрасли, в том числе и со стороны научно-исследовательских организаций и институтов. Если по другим отраслевым группам разрабатываются и принимаются программы стратегического развития, правила оказания услуг и другие нормативные документы, ведутся теоретические исследования, то по отрасли в сфере оказания фотоуслуг такая работа, в целом, не проводится.
Фотограф мирового уровня Джерри Гиоренс (Австралия) называет причинами успеха в фотобизнесе три «О»: отличный бизнесмен, отличный фотограф, отличный учитель.
По данным на 1.01.2015 года, в Санкт-Петербурге насчитывается 128 интерьерных фотостудий. В таблице 1 приведены данные о фотостудиях по районам города.
Таблица 1. Фотостудии Санкт-Петербурга
Район Санкт-Петербурга |
Население, тыс.чел. |
Количество интерьерных фотостудий |
Число студий на 10 тыс.чел. |
Адмиралтейский |
161 |
23 |
1,42 |
Василеостровский |
203 |
25 |
1,23 |
Выборгский |
447,7 |
3 |
0,067 |
Калининский |
504,6 |
3 |
0,059 |
Кировский |
334,7 |
4 |
0,12 |
Колпинский |
177 |
1 |
0,056 |
Красногвардейский |
337,6 |
5 |
0,148 |
Красносельский |
330,6 |
1 |
0,0302 |
Кронштадтский |
43 |
0 |
0 |
Курортный |
70,6 |
0 |
0 |
Московский |
288,7 |
10 |
0,346 |
Невский |
466 |
7 |
0,15 |
Петроградский |
130,4 |
19 |
1,46 |
Петродворцовый |
128,2 |
0 |
0 |
Приморский |
522,6 |
4 |
0,076 |
Пушкинский |
136 |
1 |
0,073 |
Фрунзенский |
401,8 |
8 |
0,19 |
Центральный |
214,6 |
14 |
0,65 |
Всего |
4898,1 |
128 |
0,26 |
Распределение фотостудий по районам города характеризуется неравномерностью. Наибольшее количество фотостудий в центральных районах города, в том числе и в Петроградском. Учитывая сложившиеся тенденции, что размещение фотостудий сосредоточено, в основном, в центральных районах, так как эта услуга не является повседневной и жители города считают возможным ее получить, потратив время на поездку. То же самое имеет место при посещении театров, концертных залов.
Обеспеченность Санкт-Петербурга интерьерными фотостудиями - 0,26 на 10 000 населения.
Обеспеченность фотостудиями в странах Европы, США, Канаде, Австралии - 1 фотостудия на 10 000 человек. Таким образом, обеспеченность населения интерьерными фотостудиями в Санкт-Петербурге примерно в 4 раза ниже, чем в передовых странах мира.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2030-е годы, численность населения города составит в 2025 году- 5,5 млн.чел., в 2030- 5,8-5,9 млн.чел. (инновационный сценарий развития). Следовательно, число туристов так же значительно возрастет (в 2012 году примерно 6 млн. человек, в том числе - 2,9 млн. иностранных и 3,1 млн. Россиян, в 2030 году - 10 млн. чел). Таким образом, если количество фотостудий сохранятся на достигнутом уровне, то обеспеченность ими населения составит 0,22 студий на 10 000 человек, т.е. примерно в 5 раз ниже, чем в других странах.
Все это свидетельствует о большом потенциале Санкт-Петербурга по развитию данного вида бизнеса.
Однако, современное состояние рынка фотоуслуг характеризуется все большем снижением качества услуг и формированием предприятий, сделавших ставку на низкие цены на свои услуги и, следовательно, на низкое качество. Из-за экономии, некоторые предприниматели привлекают к работе неквалифицированный персонал и используют фотоаппаратуру низкого качества. Причиной этой тенденции, на мой взгляд, является несовершенство нормативно-правовой базы, действующей в сфере фотоуслуг, а так же – тот аспект, что в сфере фотоуслуг не учитывается специфика взаимоотношений между клиентом и персоналом. Помимо данной проблемы, уровень текущего обеспечения рынка фотоуслуг теоретико-методическими материалами достаточно низкий, что ведет к существенным потерям отрасли и снижению доверия рядовых потребителей к отечественному бизнесу в данной отрасли.