Проблема личности в отечественной психологии

№33-2,

юридические науки

В статье анализируются различные подходы к исследованию личности в отечественной психологической науке.

Похожие материалы

Проблема личности относится, как пишет В.Н. Мясищев [3, с. 39], к компетенции многих наук. К таковым относятся философский, общественно-исторический, психологический и медицинский циклы.

Каждая из этих наук подходит к проблеме личности с позиций решения своих основных задач, для психологии же, как науки, изучающей процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности [5, с. 409], личность является центральным понятием, поскольку, как писал Л.С. Рубинштейн, при объяснении «любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» [6, с. 308].

Системный подход к исследованию позволяет определить личность как «сверхсрочную систему, обладающую не одной, а множественностью структур. Каждая из них «просвечивается» лишь в определенной проекции» [5, с. 3]. Этим обусловлены сложность исследований личности, и множественность подходов, и обилие концептуальных построений. Универсальными методологическими принципами являются «социальность и активность личности, принцип детерминизма, принцип историзма и развития личности, понимание личности как целостности, изучение личности в единстве ее сознания и деятельности» [5, с. 3].

Целостное представление о личности требует выделения основного системообразующего признака, детерминирующего подход к проблеме личности и анализ ее структуры. В различных концепциях исходными позициями выступают: отношения личности (В.Н. Мясищев), внутренняя позиция (Л.И. Божович), личностный смысл (А.Н. Леонтьев), установки личности (Д.Н. Узнадзе), ценностные ориентации (А.В. Петровский), направленность личности (К.К. Платонов), диспозиция личности (В.А. Ядов), динамическая тенденция (С.Л. Рубинштейн), основная жизненная направленность (Б.Г. Ананьев), динамическая организация сущностных сил человека (А.С. Прангишвили) и т.д.

Одной из базовых в отечественной психологии является иерархическая структура личности, предложенная Б.Г. Ананьевым [1, с. 210]. Исходным моментом структурно-динамических свойств личности является ее статус в обществе, а также статус общности, в которой формировалась данная личность. Статус является основой для общественных функций и ролей, а также ценностей и ценностных ориентаций. По Б.Г. Ананьеву, статус, роли и ценностные ориентации являются первичными свойствами личности, определяющими особенности мотивации поведения, структуру общественного поведения, т.е. вторичные личностные свойства.

Высшим интегрированным эффектом взаимодействия первичных и вторичных личностных свойств является, с одной стороны, характер человека и склонности - с другой.

Как указывает Б.Г.Ананьев [1, с. 208-209], структура личности «имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию... В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития», выступающего в трех аспектах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций; становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; как жизненный путь человека - история личности.

Структура личности, являющаяся продуктом индивидуального развития человека, как отмечает Б.Г.Ананьев, сама «детерминирует направления, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития» [1, с. 209].

Большим достоинством динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова является то, что она позволяет глубже раскрыть сущность личности как структурного феномена, развивающегося во времени, имеющего переменный состав компонентов и связей между ними при сохранении функций.

Концепция динамической функциональной структуры личности К.К.Платонова [4, с.137-141] включает четыре основные рядоположенные подструктуры личности. Первая подструктура может быть обозначена как «направленность» личности. Эта подструктура содержит несколько подструктур: убеждения, мировоззрения, идеалы, стремления, интересы, желания. Вторая подструктура обозначается как «опыт» и включает привычки, умения, навыки, знания. Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, «понимаемых как формы психического отражения»: воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память. Четвертая подструктура объединяет биопсихические свойства: темперамент, половые, возрастные свойства.

Подструктурами личности более высокого уровня, наложенными на вышеперечисленные четыре рядоположенные подсистемы, являются характер человека и его способности.

На тесное взаимодействие способностей и характера и отличие их от других свойств и качеств личности уже давно указывали авторитетные психологи. Поскольку личность, как отмечает К.К.Платонов [4, с. 270], это «человек как носитель сознания, все ее свойства - это проявления различных форм и свойств психического отражения. И способности, и характер, как два общих качества личности, каждое по-своему, интегрируют эти формы и свойства психического отражения в зависимости от того, что каждое из них отражает. Способности – это отражение личностью требований только той или иной, но всегда определенной деятельности; характер – это отражение личностью всего ее общественного бытия».

Еще одной из основополагающих в отечественной психологии является концепция личности Б.Ф.Ломова. Как и Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов считает объективным основанием свойств личности систему общественных отношений. Отношения «индивид – общество» не являются в этом смысле отношениями типа «организм-среда», а суть отношения порождения, формирования личности обществом, являющиеся «составляющей» развития самого общества. «Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть ... ее движение в системе общественных отношений. Эти отношения выражаются ... в том, в какие общности в силу каких объективных причин включается в процессе жизни тот или иной конкретный индивид...

Включенность индивида в те или иные общности определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, его образ жизни» [2, с. 297- 298).

В качестве системообразующего свойства личности Б.Ф. Ломов называет направленность: «Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности...» [2, с. 311]. «Составляющими» направленности личности, по Б.Ф. Ломову, являются мотивационная сфера личности, ее потребности, жизненные цели, способности.

Вектор «мотив-цель», характеризуя деятельность, раскрывает свойство субъекта деятельности – личности, выражая ее направленность. Мотивационная сфера личности является субъективным отражением потребностей, опосредованным положением личности в обществе. Потребности в материальных условиях и средствах жизни, в общении, в познании, деятельности и отдыхе Б.Ф. Ломов относит к базовым потребностям индивида. На основе базовых формируются потребности производные (второго порядка), например, эстетическая потребность и потребность в общении. Потребность в творческом труде - это, по Ломову, потребность высшего порядка.

Таким образом, Б.Ф. Ломов выделяет несколько важнейших измерений потребностно-мотивационной сферы личности:

  • измерение, определяемое соотношениями между собственными (индивидуальными) потребностями личности, потребностями тех общностей людей, которым она принадлежит, и потребностями общества в целом;
  • измерение, определяемое соотношением потребностей в средствах существования и средствах развития;
  • измерение, определяемое соотношением потребностей разных порядков (базовых и производных);
  • измерение, определяемое соотношениями мотивов, ориентированных на производство и потребление [2, с. 320-321].

На основании потребностно-мотивационной сферы личности формируются жизненные цели личности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

Проблема направленности личности (потребностей, мотивов, целей) неразрывно связана с проблемой ее способностей (более широко - потенциала личности). Когда речь идет о способностях, подразумеваются некоторые психологические свойства индивида, имеющие отношение к успешности выполнения определенных видов деятельности. Одаренность рассматривается и как предпосылка специальных способностей и как качественно своеобразное их сочетание, а талант - как высший уровень развития одаренности [2, с. 324]. Специальные способности, общая одаренность и талант развиваются в деятельности [7, с. 535].

Дальнейшая разработка психологической теории личности связана с изучением всей системы ее свойств не только в процессе индивидуальной деятельности, но и ее взаимодействия с другими людьми в контексте совместной деятельности и общения. Анализируя психологический склад личности, невозможно обойтись без рассмотрения ее ценностных ориентаций, привязанностей, симпатий, антипатий, интересов и ряда других характеристик, которые можно определить, по Ломову, единым понятием «субъективные отношения личности», понимаемым как одна из форм направленности как системообразующего свойства личности.

Б.Ф. Ломов выделяет следующие измерения субъективных отношений: модальность (положительное, отрицательное, нейтральное или амбивалентное отношение), интенсивность, широта (богатство или узость), степень устойчивости субъективных отношений личности. Перечисленные измерения субъективных отношений личности являются базовыми и представляют собой первый их уровень.

Следующий уровень, производный от первого, дает еще целый ряд качественных характеристик субъективно личностных отношений. Здесь в первую очередь нужно отметить доминантность (доминирующими становятся отношения, связанные с жизненными целями личности и ее ведущими мотивами). Важным свойством второго уровня является когерентность (внутренняя связанность всей системы субъективных отношений, определяющая гармоничность, цельность личности или ее раздвоенность). Следующее измерение - эмоциональность отношений. Интеллектуализация отношений проявляется в таком их измерении, как степень их обобщенности. С обобщенностью тесно связана принципиальность отношений (возникают ли отношения под поверхностным эмоциональным влиянием случайных событий, или их развитие опирается на систему моральных, эстетических и иных принципов, принятых личностью). Важнейшее место в системе измерений второго уровня занимает степень активности отношений (точнее, степень влияния отношений на активность личности и проявления их в этой активности).

Основным измерением высшего уровня интеграции субъективных отношений является степень их сознательности.

«Специфическое сочетание перечисленных измерений определяет особенности психологического склада конкретной личности и меру ее общественной активности» [2, с. 335], - писал Б.Ф. Ломов.

Плодотворность указанных подходов, раскрывающих значительные аспекты проблемы, позволяет интегрировать их с тем, чтобы использовать достоинства каждого подхода в изучении личности человека.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 г.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984 г.
  3. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. Под ред. А.А. Бодалева. Москва - Воронеж. 1995 г.
  4. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, “Наука”, 1986 г.
  5. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход //Личность преступника как объект психологического исследования. Сборник научных трудов. - М.: Изд-во Всесоюзного ин-та по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1979. - С. 3-33.
  6. Рубинштейн C.Л. Бытие и сознание. М., 1975 г.
  7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961 г.