Определение наиболее перспективных направлений социально-экономического развития России

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматриваются условия, при которых будет происходить социально-экономическое развитие России в период с 2015 по 2017 годы, а также выявляются основные направления ее развития.

Ключевые слова

ЭКОНОМИКА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ВНУТРЕННИЕ УСЛОВИЯ, ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ

Текст научной работы

Определение наиболее перспективных направлений социально-экономического развития России представляется важной и актуальной задачей, особенно в условиях кризиса 2014-2015 годов. На сценарий дальнейшей эволюции экономики оказывают влияние внешние и внутренние условия.

Наиболее важными внешними условиями выступают [3]:

  • нестабильность в структуре мировой экономики, которая связана с некоторыми основополагающими проблемами, такими как различие в экономическом развитии разных регионов мира, раздутость нематериальных активов, спад цен на сырьевые энергоносители. Кроме того, изменяется соотношение между развитием экономики стран запада и востока. Совершенно очевидно, что некоторые восточные страны, такие как Китай, Япония, Южная Корея, совершившие огромные скачки в своем развитии за последние годы, станут в будущем лишь наращивать темпы своего производства, что может создать для России возможность увеличить свое торговое партнерство в восточном направлении.
  • нестабильное политическое положение между Россией и странами Европы, в результате которого наш «проход» на европейский рынок будет сильно затруднен в ближайшие годы или даже вовсе невозможен вплоть до разрешения ситуации.
  • новый этап технологического развития, связанный с тем, что прогресс науки и внедрение различных инноваций в производство, социальную и культурную среду стало повсеместно для развитых странах за последние годы. В рассматриваемый нами период ожидается бум технологических новшеств, то есть будут появляться и исчезать различные сегменты рынка, открываться новые ниши. Для нашей страны это может быть возможностью увеличить свое присутствие на международной экономической арене или же наоборот. В результате обострится также конкурентная борьба за ресурсы, необходимые для наращивания технологического развития, включая те же редкоземельные металлы, которые есть у России в достатке, что также даст нам новые возможности.

Таким образом, внешние условия, ожидающие нашу страну в период с 2015 по 2017 годы, не могут быть трактованы, как однозначно положительные или однозначно отрицательные. Все зависит от того, какие действия предпримет наше государство, обратит ли оно ситуацию себя на пользу или во вред.

Внутреннее социально-экономическое состояние страны в 2015-2017 годы можно описать несколькими новыми факторами [4], которые, возможно, окажут влияние на будущее России:

  • проблематика энергоносителей (не проблема их торговли, а проблема их роли во всей экономической составляющей страны). Если в прошлом торговля углеводородом приносила стране очевидную пользу в качестве прибыли и влияния, то в будущем такого рода торговля влечет туманные перспективы. Как это не парадоксально, по нашему мнению, снижение торговли углеводородом приведет к спаду в экономике страны, увеличение приведет к еще большому спаду, но не такому быстрому, а более медленному и глубокому. Так или иначе в последующие годы планируется сокращение торговли нефтью и газом.
  • уменьшение численности населения трудоспособного возраста (приблизительно на 1 млн. человек ежегодно), что, в свою очередь, вновь будет приводить к проблеме спада экономического роста. Однако, полагаем, что отрицательные демографические тенденции будут в некоторой мере уравновешенны ростом численности работающих лиц старше пенсионного возраста.
  • приостановление увеличения потребительского спроса у населения, что связано с необходимостью большей сбалансированности в росте заработной платы и производительности труда, чем в предыдущие годы. Если рассматривать ретроспективу, то быстрое увеличение как потребления населения, так и реальной заработной платы (в среднем, в 3 раза) опережало рост производительности труда, то в перспективе эти показатели сильно приблизятся друг к другу. Рост потребления населения станет сбалансированным, но в то же время и более медленным.

В связи с обозначенными выше внешними и внутренними условиями основными направлениями социально-экономического развития России будут являться:

  1. Повышение национальной конкурентоспособности и производительности труда. В рамках этого направления планируется развитие транспортной и энергетической структуры, включая использование пенсионных накоплений и прочих внебюджетных источников долгосрочных инвестиционных инструментов, будут создаваться все условия для того, чтобы привлечь частных инвесторов в сферы развития транспорта и энергетики, а также в строительную и инженерную инфраструктуру. Считаем, что выполнение мероприятий по реализации промышленной политики в конечном счете будут укреплять позиции нашей страны в космической и ядерной сфере.
  2. Повышение качества и доступности услуг институтов социальной сферы. Для улучшения основных социальных аспектов жизни общества, таких как защищенность, сфера образования и здравоохранения, будет применен следующий инновационный метод. В организации будет внедрена система «эффективного контракта», суть которой заключается в соглашении с работниками социальной сферы по поводу того, что их работа будет оцениваться по ряду пунктов, чтобы определить их эффективность в целях дальнейшего определения метода стимуляции в зависимости от качества и эффективности труда. Целесообразно осуществление действий в целях увеличения престижа работы в социальной сфере. Заработная плата, премии и прочие бонусу для региональных и государственных руководителей будут назначаться с отсылкой на качество работы сотрудников, находящихся в их подчинении и учитывая также их среднюю заработную плату. Также планируется активное привлечение частных некоммерческих организаций для работы в социальной сфере. Наряду с этим, будет применятся также государственно-частное партнерство [1], что позволит значительно продвинуть и ускорить развитие этой области. Также будет внедрена совершенно инновационная система оценивания подобных организаций, основанная на открытых голосованиях и рейтингах. Таким образом, планируется значительно увеличить объем и качество социальных услуг в стране.
  3. Повышение качества строительства. Большое внимание в предстоящем периоде государство планирует отдать застройке, облагораживанию и всяческому улучшению пригородных зон. В нашей стране пригородные зоны большинства городов практически не имеют никакого плана развития и создаются хаотически и сумбурно [2, с. 38]. Эту проблему и попытаются решить. Также будут разрабатывать новые типовые проектные здание, в соответствии новейшими технологиями, что позволит улучшить качество жилищной застройки, строительства образовательных учреждений и т.д. Также будут применены меры по обеспечению всех сооружений инновационной системой энергообеспечения и новейших материалов строительства.
  4. Обеспечение сбалансированного регионального развития. В 2015-2017 годы планируется создание региональных центров социально-экономического развития для повышения интеграции регионов и увеличения уровня социальной мобильности населения. Большое внимание будет уделяться развитию транспортных сетей и прочей инфраструктуры, что всегда было актуально в нашей стране по причине ее огромных размеров. Будут проведены бюджетные изменения по обеспечению регионов и с целью стимулирования конкуренции между ними, что, полагаем, приведет к экономическому росту. Также целесообразно принятие мер по снижению налоговой нагрузки на бюджеты регионов, пересмотр дотационной политики, учитывая сбалансированность развития регионов и т.д. Наряду с вышеуказанными направлениями развития также перспективным представляется «перестройка» философии предприятия, направленной на постоянное осуществление организационных изменений [5].

На наш взгляд, реализация этих мероприятий социально-экономического развития России будет способствовать выходу экономики нашей страны из кризиса и наращиванию темпов ее роста.

Читайте также

Список литературы

  1. Баулина О.А. Государственно-частное партнерство как механизм жилищного строительства в регионе в условиях нестабильной экономики // Инвестиции, строительство и недвижимость как материальный базис модернизации и инновационного развития экономики: материалы пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. – Томск, 2015. – С. 63-68.
  2. Беляев М.К., Соколова С.А. Повышение эффективности процесса субурбанизации Волгоградской области на основе развития пригородного сервиса // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 5 (380). – С. 38-50.
  3. Прогноз социально-экономического развития города Москвы на очередной финансовый год и плановый период [Электронный ресурс]. – URL: http://depr.mos.ru/napravleniya_deyatelnosti/1268479/ (дата обращения: 20.04.2015).
  4. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов [Электронный ресурс]. – URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/201409261 (дата обращения: 20.04.2015).
  5. Соколова С.А., Горячева Е.В. Организационные изменения: классификация и политика изменений // Развитие экономики региона: взгляд в будущее: материалы II Городской научно-практической конференции. – Волгоград: ВолгГАСУ, 2013. – С. 131-133.

Цитировать

Григорян, А.А. Определение наиболее перспективных направлений социально-экономического развития России / А.А. Григорян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3517 (дата обращения: 04.12.2022).

Поделиться