Механизм действия совести при совершении поступка

NovaInfo 33
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается проблема механизма действия совести при совершении морального поступка. Автором предлагается алгоритм, который представляет собой набор характеристик: обстоятельства – выбор – поступок – совесть – рефлексия относительно поступка.

Ключевые слова

ПОСТУПОК, СОВЕСТЬ, ВЫБОР

Текст научной работы

Ежедневно, совершая поступки или находясь перед выбором, человек руководствуется своими приоритетами и духовно-нравственными ценностями, присущими ему. Нравственные ценности мотивируют действия и поступки человека, являются его ориентирами в объективном мире. Нравственные ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее и плохое, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. [2]. Однако имеется большая разница между тем, что конкретный человек считает своими ценностями, и действительными, принятыми обществом, ценностями.

Совершая моральный поступок, человек опирается на совесть. Совесть формируется в процессе социализации и воспитания, когда ребенку, начиная с ранних лет, указывают на то, что такое хорошо и что такое плохо. Нравственные устои, традиции и законы общества значительно влияют на ее формирование. На данных стадиях социализации совесть проявляется как «голос» значимого окружения родителей, воспитателей, сверстников, как повеление некоего авторитета. Совесть — это ответственность человека перед самим собой как носителем высших, универсальных ценностей. Она как бы побуждает, делает нравственный поступок обязательным. Поэтому исполнение своих обязательств рождает такие понятия, как «чистая совесть», «спокойная совесть». Голос собственной совести подсказывает, как следует поступить в том или ином случае. Но не стоит забывать, что жизнь сложна, и человек попадает в разные ситуации.

Сегодня трансформация прежнего общественного строя в общество потребления рыночной направленности, в котором духовное, моральное и нравственное перестали быть источником развития личности, поскольку не служат целям получения материальной выгоды, привела к появлению «новой» личности, для которой овладение общечеловеческой культурой, постоянное духовно-нравственное саморазвитие и стремление выстроить свою профессиональную карьеру на этических морально-нравственных ориентирах рассматриваются как избыточные, так как зачастую такие люди продвигаются, выстраивая карьеру за счет личных связей, знакомств, коррупционных средств [1]. Жить по совести сложно. Поступать так, как подсказывает совесть, не всегда легко и выгодно. Мы живем в мире, помешанном на материализме. Здесь все ценности имеют свой материальный эквивалент. И поэтому здесь совесть проявляется чаще как осуждение себя в форме раскаяния, покаяния, а потом вновь происходит обретение чувства правильности. Таким образом, обстоятельства, внутренние и внешние, заставляют человека прибегнуть к механизму выбора, чтобы не навредить своей совести, не испытывать вины и угрызения [6].

Научить человека делать гуманный, обоснованный, приносящий благо обществу и самому человеку выбор есть универсальная цель воспитания. Выбор ценностей и приоритетов, способа и качества жизни, поведения и деятельности содержит в себе эта цель, и тогда выбор становится самостоятельной ценностью.

И все же — как сделать правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз? Как понять, не упустили ли мы очередной шанс?

Выбору надо учить через следующие действия: анализ, воспитание выбора, который превращается в компетенцию, поскольку такой выбор — это умение сделать правильные действия и подойти к прагматическим умениям (прагматическим компетенциям), т.е. к тому, что сформировано воспитанием и может быть реализовано в жизни.

И.П. Подласый полагает, для того, чтобы научиться делать правильный выбор нужно не так уж много: нужны знания, самоограничение, укрощение эмоций, отказ от стереотипов, мужество, нужно развивать рациональное мышление, интуицию и энергетическую силу и, наконец-то, вера. По мнению ученого, жизнь требует от человека воспитания в себе трех В: воли, верности избранному направлению и веры в собственные силы. Если этих качеств недостаточно, человек сдается и отступает. Правильный выбор в этих условиях невозможен [3].

Совершая выбор, каждому из нас следует рассмотреть свою единственную жизнь как «сплошное поступление», как «некоторый сложный поступок». Каждый поступок начинается с мысли, которая понимается как поступок, вернее, один из поступков, это акт-мысль. Взятая «как поступок», мысль — цельна; она перестает быть абстрактной противоположностью делу; она становится действием нравственно-бытийного порядка. Она не только «значит», она «есть», оказываясь, в качестве нравственно ответственного поступка ее «автора», причиной других — далеко не только мыслимых — поступков. В оценке мысли учитываются три момента: 1) мой ответственный поступок, 2) смысловой момент и 3) индивидуально-исторический момент [2].

Совершив поступок, срабатывает наша совесть, которая может проявляться не только в форме разумного осознания нравственного значения совершаемых действий, но и в форме эмоциональных переживаний, например, в чувстве угрызений совести или в положительных эмоциях "спокойной совести".

Поразительная особенность совести состоит в том, что она может по-разному проявляться в человеке, будь то нравственное удовлетворение, сомнение, нерешительность, угрызения совести, раскаяние, исповедь и как следствие ‒ стыд. Для современного общества характерно представление о естественноисторическом происхождении чувства стыда как формы самосознания человека. Стыд ‒ это своего рода нравственная боязнь открытости, человек страшится обнаружить нечто скрываемое им, тем самым, унизив себя в глазах других. В подобном понимании стыд является синонимом таких слов, как позор, бесчестие. Человек должен стыдиться того, что унижает его достоинство, оскорбляет его как нравственную личность [5].

Для натур менее развитых в нравственном отношении значение имеет не совесть сама по себе в ее чистом виде, а некая смесь вины и страха. Угрызения совести исторически формировались не только на основе сострадания, но и страха перед будущим неотвратимым возмездием. В повседневной нравственной жизни очень велика роль наказания, получаемого от людей. При этом важна не столько кара сама по себе, сколько реальная возможность понести ее, неотвратимость наказания. В условиях безнаказанности выходит из строя и такая глубинная моральная система, как совесть. В повседневной жизни часто употребляется термин «свобода совести», понимаемый как право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения. Совесть не должна быть никакой другой, кроме как свободной [4].

Таким образом, обобщая вышесказанное, механизм действия совести можно представить в виде схемы.

Механизм действия совести при совершении поступка
Рисунок 1. Механизм действия совести при совершении поступка

В заключение бы хотелось отметить, что совершать поступки нужно по велению собственной совести, а не идти вразрез ей, не для того, чтобы тебя за них похвалили.

Читайте также

Список литературы

  1. Лопатухина, Т.А., Осипова, А.В. Современное воспитание молодых людей как система возвращения духовно-нравственных ценностей в российское общество // Гуманитарные и социально-экономические науки, 2013. – №6. – С. 63-67.
  2. Осипова, А.В. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся современных высших военных учебных заведений на основе приоритетно-ориентированного подхода // Дис. … канд. пед. наук. – Ростов-на-Дону, 2011. – 230 с.
  3. Подласый, И.П. Энергоинформационная педагогика: учебное пособие / И.П. Подласый. – Издательство: Дата Сквер, 2010 г. – 424 с.
  4. Электронный ресурс: http://do-zaochnoe.ru/file.php/37/Docs/t1/index.html
  5. Электронный ресурс: http://anvictory.org/blog/2009/03/03/sistema_koord-inat__sovest_-_osnovnaya_moralnaya_tsennost/
  6. Сушкова, И.В., Подольская О.А. Особенности готовности подростков к выбору жизненных стратегий // Психология образования в поликультурном пространстве. – Том 1. – №25. – 2014. – С. 50-60.

Цитировать

Осипова, А.В. Механизм действия совести при совершении поступка / А.В. Осипова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3519 (дата обращения: 25.01.2022).

Поделиться