Новые (старые, забытые) технологии психологического воздействия на осужденных: Випассана, возможности ее применения в уголовно-исправительной системе

№33-2,

психологические науки

В статье описывается техника медитации Випассана, возможности ее применения в пенитенциарной практике в работе с осужденными, отбывающими наказание к лишению свободы.

Похожие материалы

Проблемы, стоящие перед пенитенциарной психологией, в значительной мере обусловленные продолжающимся реформированием уголовно-исполнительной системы, в частности, связанные с ее гуманизацией, стремлением добиться максимального снижения рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, возвращения их к законопослушному образу жизни, осознания ими ущербности своего жизненного пути, приведшего к совершению преступления, естественно, не проходят мимо пенитенциарной психологической науки.

Это, в свою очередь, заставляет ученых-пенитенциаристов изыскивать новые подходы психокорректирующего воздействия на осужденных в местах лишения свободы, пересматривать ранее распространенные психотехники, но частично утратившие свою эффективность в свете происходящих изменений, разрабатывать новые методики или возвращаться к уже забытым, старым, изучать положительный опыт пенитенциарной науки зарубежных стран.

С другой стороны, не менее важной является объективная оценка организации психокоррекционного процесса и нахождения новых форм индивидуальной и групповой работы с осужденными в новых, иногда стремительно меняющихся условиях (новые законодательные инициативы, изменения привычных соотношений категорий преступников, отбывающих наказание, рост преступлений, связанных с экстремизмом и терроризмом и т.д.).

Любому практическому психологу, проработавшему в исправительных учреждениях даже непродолжительное время, становится ясным, что без адекватного решения организационных задач, правильно налаженного психокоррекционного процесса с учетом ограничений в виде режима содержания и строго регламента жизни вне свободы, никакая, даже самая передовая психологическая методика эффективно работать не будет.

Поэтому, описывая ниже (и, возможно, в последующем цикле статей на данную тему) психологические техники, мы в значительной мере будем касаться и организационных вопросов, а также проблем, с которыми может столкнуться практический психолог, реализуя то или иное психокоррекционное направление.

В данной статье речь пойдет о технике Випассана, основу которой составляют медиативные упражнения. На протяжении последних 25 лет Випассана применяется в работе с осужденными и работниками тюрем Индии, Израиля, Монголии, Новой Зеландии, Тайваня, Таиланда, Великобритании, Мьянмы, США, демонстрируя достаточно высокую эффективность воздействия. Центры Випассаны также действуют на территории Германии, Франции, Испании, Непала, Шри-Ланки.

Объем журнальной статьи не позволяет подробно описать все возможности данной техники медитации, философско-методическую основу, области применения, другие важные аспекты, тем не менее, мы считаем, нашему потенциальному читателю будет интересно с ней ознакомиться.

Во-первых, техника Випассаны предусматривает работу, в первую очередь, с кризисными ситуациями в жизни человека, которые часто проявляются страхом, низкой самооценкой, неуверенностью, беспокойством, апатией и т.д. В ряде случаев ситуацию усугубляют внешние барьеры, которые по объективным причинам не дают человеку выйти из фрустрирующей ситуации (изоляция от общества в связи с болезнью, лишением свободы, социальной стигматизацией – «белые вороны», «изгои»). Внутренними барьерами могут быть как реальные, так и надуманные опасения, часто связанные с боязнью выглядеть смешным в глазах окружающих, недостатком жизненного опыта и неумением конструктивно находить выход из нестандартной ситуации, избеганием неудач и т.п. Следствием могут быть паника, излишняя суетливость, непродуктивная деятельность. Человек мечется от одной крайности к другой, пускает все на самотек, винит окружающих и обстоятельства, пытается сделать все сразу, не умея осуществить приоритетный выбор. В итоге ситуация усугубляется, возникает «порочный круг», продуктивность падает, появляется раздражение, «бессильная» ярость, «опускаются руки», не предпринимаются никакие действия, появляется безразличие и апатия (биографические кризисы «Нереализованности», «Опустошенности», «Бесперспективности»).

Во-вторых, техника Випассаны предполагает «внутреннее самопознание», самонаблюдение, «систематический процесс тренировки ума и этического поведения. На наш взгляд, она развивает еще и самодисциплину. К обучающимся предъявляются определенные требования и самоограничения. Те, кто не готов добросовестно соблюдать дисциплину, трудиться над собой, только впустую потратят время и будут мешать тем, кто настроен работать серьезно (при групповых формах занятия).

В третьих, теоретическую основу техники Випассаны составляют восточные, в частности индийские, философские системы. Они, по сути, являются не религиозными, и тем более не «сектантскими с чуждым уклоном», скорее, служат не отречению от мирского, а воспитанию воли, своего внутреннего познания и слияния с Природой. На первое место ставится не религиозное самоуничижение, а достойное преодоление трудностей, пусть и искусственно созданных.

Техника Випассана по продолжительности может проводиться в форме двенадцатидневных курсов (ритритов), наиболее приемлемых в условиях исправительных учреждений, либо более продолжительных. Занятия могут быть индивидуальными, либо групповыми (последнее в условиях уголовно-исполнительной системы предпочтительней). На начальном этапе определяется «Кодекс дисциплины» (обязательств), который обязаны выполнять все обучаемые, а также уровень доверия к «учителю». В период прохождения курса запрещается просмотр телепередач, игра на музыкальных инструментах, внешние контакты, курение, употребление психоактивных веществ и другие отвлекающие от занятий действия.

Процесс обучения предполагает три этапа тренировки: отвлечение от всего того, что мешает сосредоточению («День Ноль»); фиксация внимания на естественной реальности, в частности, на своем дыхании (медитация Анапана) и «невозмутимое» наблюдение за своими телесными ощущениями (медитация Випассана); упражнения «доброй воли» и «любящей доброты» (медитация Метта), завершающая лекция.

Расписание каждого дня строго, ежечасно регламентировано, подъем начинается в четыре часа утра, заканчивается в 2200.

Применение Випассаны в силу своих особенностей и строгих ограничений в условиях уголовно-исполнительной системы может встретить определенные сложности при внедрении, поэтому медитативные занятия должны быть обязательно санкционированы на самом высоком уровне руководства ФСИН России. Эти особенности следующие:

  • ежедневные расписания ритритов вступают с противоречие с распорядком дня осужденных, утвержденным приказом Минюста России от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» и другими нормативными и правовыми актами;
  • у каждого исправительного учреждения и самих осужденных имеются определенные интересы в результатах производственно-хозяйственной деятельности и своего труда. Отрыв наиболее ценных специалистов в течение обязательных 12 дней минимального курса (ритритов) может повлечь за собой невыполнение производственных планов и срыва производственных заданий, что особенно неблагоприятно может сказаться на осужденных, не имеющих материальной поддержки с «воли» или обязанных по постановлению суда возместить материальный ущерб;
  • осужденный, участвующий в строго регламентированной системе ритритов, фактически на 12 дней становится недоступным для других служб исправительного учреждения, которые, в свою очередь, должны с ним работать.

В то же время техника Випассана настолько специализирована, что любые ее изменения будут резко сказываться на ее эффективности.

Список литературы

  1. Харт У. Искусство жизни: Випассана по С.Н. Гоенка. Сан-Франциско, Калифорния: Харцер и Роу, 1987. // ж-л «Америкэн Джэйлс», июль-август, 2003.