К вопросу об оценке стоимости производимых в уголовно-исполнительной системе товаров для внутрисистемных нужд

№33-2,

экономические науки

Статья посвящена апробации в учреждениях и территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Методики расчета стоимости производимых в уголовно-исполнительной системе товаров.

Похожие материалы

Для регулирования деятельности по расходованию бюджетных средств [3] и необходимости эффективного развития внутрисистемного производства Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) осуществляется рассмотрение калькуляций затрат, расчетных материалов к ним и утверждение предельного уровня цен на отдельные виды товаров, производимых производственными подразделениями учреждений уголовно-исполнительной системе (далее – УИС). Однако методические вопросы расчета себестоимости произведенных товаров для внутрисистемных нужд недостаточно изучены.

В связи с этим Научно-исследовательским институтом Федеральной службы исполнения наказаний России (далее – ФКУ НИИ ФСИН России) в 2011 году подготовлена Методика расчета стоимости производимых в УИС товаров, расширенная и дополненная в 2012-2013 годах.

Методика расчета стоимости производимых в УИС товаров (далее – методика) позволяет осуществлять анализ затрат на производство одной единицы товара, выявлять пути оптимизации производства и снижения конечной стоимости товаров, а также осуществлять контроль за обоснованностью включения тех или иных затрат на производство товаров [4].

Финансово-экономическое управление ФСИН России провело опрос территориальных органов ФСИН России по внедрению в практическую деятельность методики. Несмотря на то, что более половины опрошенных положительно отозвались о разработанной методике, многие из них поднимали проблемные вопросы оценки стоимости производимых в УИС товаров.

Основные замечания по методике имеют общий характер и сводятся к возросшей трудовой нагрузке на персонал финансово-экономических и производственных служб учреждений и территориальных органов ФСИН России. Трудоемкость в расчете стоимости производимых в УИС товаров для внутрисистемных нужд связана с главным требованием, предъявляемым к методике – сформировать прозрачный и понятный порядок ценообразования единицы товара. Такая необходимость вызвана тем, что цены на отдельные товары для внутрисистемных нужд УИС были завышены за счет:

  1. Включения в себестоимость затрат не связанных с производством продукции, поставляемой для внутрисистемных нужд.
  2. Включения в себестоимость затрат без надлежащего документального подтверждения, завышение норм расхода материалов, их стоимости и т.д.
  3. Использования иных приемов и способов завышения цены товаров для внутрисистемных нужд [2].

Поэтому вполне справедливо появился вопрос: почему стоимость одного и того же товара, производимого по одинаковым стандартам при прочих равных условиях, могла столь сильно различаться в ряде учреждений территориальных органов ФСИН России [1].

Документальное подтверждение всех понесенных затрат на производство товаров является обязательным условием для формирования прозрачной и объективной их стоимости, что довольно кропотливый процесс, который можно снизить несколькими способами:

во-первых, не применять методику с объемом закупки менее 50 000 рублей в год;

во-вторых, автоматизировать процесс расчета стоимости и предоставлять для утверждения калькуляции на товары для внутрисистемных нужд в электронном виде;

в-третьих, разрешить не предоставлять учреждениям ФСИН России на утверждение документы, которые не были изменены с прошлого отчетного периода, такие как ГОСТы, ТУ, паспорта оборудования и прочие.

Наиболее сложной в заполнении оказалась статья калькуляции «Сырье, материалы и полуфабрикаты».

Норма расхода сырья, материалов, полуфабрикатов, в соответствии с методикой, должна быть подтверждена одним (несколькими) из перечисленных ниже документов:

  1. Технологическим процессом производства – последовательность операций, которые необходимо совершить для изготовления продукции.
  2. Картой раскроя или разрубки материала – схема разреза или разрубки исходного материала (по основным видам) в целях получения заготовок, необходимых для изготовления продукции.
  3. Сборочным чертежом – схема сборки готового изделия или узла из заготовок, полуфабрикатов и комплектующих.
  4. ГОСТами, техническими условиями (ТУ) и прочими утвержденными нормативами.
  5. Составом производимой продукции – процентное соотношение используемого сырья в готовой продукции.
  6. Технической характеристикой основных средств (паспорт). Основные средства, участвующие в процессе производства, потребляют сырье, материалы в пределах, заложенных в нормативах. Норматив потребления сырья или материала может быть указан в паспорте основного средства либо в его технической характеристике.
  7. Характеристикой потребляемого сырья, материала. В этом случае необходимо прилагать документы, подтверждающие качество и характеристику используемого сырья, материала, такие как сертификат качества, экспертное заключение и пр.

В исключительных случаях, когда ни одним из вышеперечисленных документов нельзя подтвердить норму расхода сырья, материала, полуфабриката на единицу товара допускается использовать нормы расхода, полученные при изготовлении пробной партии товара, либо партии не для внутрисистемных нужд. Данные нормы должны быть отражены в «Акте расхода сырья и материалов» и подписаны руководителем исправительного учреждения.

Указанные документы являются основанием для объективной проверки потребления сырья, материалов и полуфабрикатов. Однако многие из них, например такие, как техническая документация с характеристиками оборудования отсутствуют в ряде учреждений и территориальных органов ФСИН России. Связано это с тем, что с момента ввода в эксплуатацию станков и оборудования прошло много времени, и их техническая документация могла быть утеряна. Поэтому поиск или восстановление документации требует затраты времени, не говоря об изменении технических характеристик оборудования в результате модернизации и дооборудования.

Другие документы – такие, как карта раскроя и разрубки материала, сборочный чертеж, технологический процесс в ряде учреждений ФСИН России никогда не составлялись, так как это требует специальных знаний в области технологии производства.

Подтверждение стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов производится на основании ценовой информации. В качестве источников ценовой информации, согласно методике, могут использоваться:

  • прейскурантные или каталожные цены – цены производителей, поставщиков, подрядчиков, исполнителей, публикуемые ими в печатном виде или в Интернете в собственных или сборных прейскурантах, каталогах, бюллетенях;
  • цены заключенных сделок (договоров, контрактов, соглашений, счетов-фактур и т. п.) как уже выполненных, так и действующих, получаемых из текстов контрактов (договоров), реестров контрактов или из других источников, вызывающих доверие [5].

Однако из-за монополизации региональных рынков и отказа ряда фирм предоставлять ценовую информацию на продаваемые ими сырье и материалы в ряде территориальных органов ФСИН России возникали проблемы в подтверждении стоимости сырья и материалов. Выходом из сложившейся ситуации может стать использование информации Федеральной службы государственной статистики.

Таким образом, опрос территориальных органов ФСИН России показал, что о методике положительно отозвались более половины всех опрошенных, основные замечания имеют общий характер и не влияют на суть методики, однако наряду с этим некоторые предложенные дополнения позволяют снизить трудоемкость процесса расчета стоимости производимых в УИС товаров для внутрисистемных нужд, с одной стороны, и повысить уровень контроля над затратами, с другой стороны.

Предложения, обозначенные в статье, наряду с другими были учтены в ходе подготовки научно-исследовательской работы с аналогичным названием – Методика оценки стоимости производимых в уголовно-исполнительной системе товаров. Методика направлена заказчику – в Финансово-экономическое управление ФСИН России и разослана им в территориальные органы ФСИН России (исх. № 16-001998 от 23.01.2014).

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31, ст. 3823; Российская газета. – 1998. – 12 авг.
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 14, ст. 1652; Российская газета. – 2013. – 12 апр.
  3. Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» //
  4. Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 49, ст. 6350; Российская газета. – 2013. – 6 дек.
  5. Тарасова И.А. Научно обоснованные подходы к определению стоимости производимой в УИС продукции. Сборник материалов мероприятий международного пенитенциарного форума 5-6 декабря 2013 г. «Преступление, наказание, исправление» (к 20-летию принятия Конституции Российской Федерации). – Рязань: Академии ФСИН России, 2013. С. 490-492.
  6. Тарасова И.А., Макаревич З.Б. Оптимизация накладных расходов учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. – 2014. – №5. С.30-32.
  7. Радченко Я.И., Аксенова А.В., Овсянникова Т.А. Особенности распределения прибыли от приносящей доход деятельности, связанной с трудовой занятостью осужденных // Сборник материалов международной научно-практической конференции 26 марта 2015 г. Актуальные проблемы межведомственного и межвузовского взаимодействия по повышению конкурентоспособности результатов научной деятельности, ведомственного и социального образования. – Москва: Российский государственный социальный университет, 2015. С. 105-108.