Особенности учета затрат транспортного подразделения строительного предприятия

NovaInfo 57, с.182-186, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье определена роль транспортных расходов в совокупных затратах предприятий на строительство объектов, показаны особенности их формирования и учета, определен перечень основных факторов, оказывающих влияние на структуру данных затрат в транспортном подразделении строительной компании.

Ключевые слова

СТРОИТЕЛЬСТВО, ЗАТРАТЫ, ТРАНСПОРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, СТРУКТУРА ЗАТРАТ

Текст научной работы

Строительство считается важной отраслью российской экономики, а ее текущее положение во многом зависит от экономической ситуации в стране в целом и состояния платежеспособности населения как основного потребителя. Особенности строительной отрасли обуславливают применение особых методов, способов и приемов учета затрат на производство строительной продукции. Себестоимость работ, выполненных строительной компанией собственными силами, складывается из затрат, связанных с применением в процессе производства материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат. Целью учета затрат строительных работ служит уместное, полное и правдивое отражение фактических затрат по видам и объектам строительства, обнаружение отклонений от внедряемых норм и плановой себестоимости, а также надзор за реализацией всех видов ресурсов. Для достижения поставленной цели нужно обозначить основные задачи организации учета расходов на производство строительных работ: организация аналитического учета выполненных работ; определение состава затрат; выбор объекта бухгалтерского учета; оценка выполненных работ; выбор метода учета затрат на производство. [1]

В зависимости от разновидностей объектов учета расходы при осуществлении строительных работ могут вестись согласно позаказному способу или способу накопления затрат за установленный период с использованием компонентов нормативной системы учета и контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Учет расходов производится нарастающим результатом до завершения выполнения работ по заказу. При исполнении однородных специальных разновидностей работ или осуществления строительства однотипных объектов с небольшой длительностью их строительства, строительное предприятие может вести учет за счет метода накопления затрат за определенно взятый период времени по разновидностям работ и местам возникновения затрат.

Наиболее распространенным способом учета затрат на производство строительных работ является позаказный метод, означающий, что при нем объектом учета является отдельный заказ, создаваемый на каждый объект строительства (вид работ). Учет расходов производится нарастающим результатом до завершения выполнения работ по заказу. При исполнении однородных специальных разновидностей работ или осуществления строительства однотипных объектов с небольшой длительностью их строительства, строительное предприятие может вести учет за счет метода накопления затрат за определенно взятый период времени по разновидностям работ и местам возникновения затрат.

При учете затрат согласно способу накопления финансового результата определяется как разница между договорной и первоначальной стоимостью выполненных работ на конструктивных составляющих или стадиях. Результативность данного способа может быть достигнута только в условиях равномерного финансирования и своевременной оплаты работ заказчиками. [2]

При определении себестоимости строительных товаров в качестве основополагающего применяется допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Другими словами, расходы на производство строительных работ внедряются в себестоимость работ того календарного этапа, к какому их относят.

Важной составляющей себестоимости строительных работ являются транспортные расходы предприятия, включающие в себя стоимость транспортировки строительных грузов выполненных сторонними организациями и себестоимость работы собственного транспорта компании. Данные расходы во многом зависят от структуры перевозимого груза, расстояния и используемого автопарка. В среднем по отрасли они занимают от 10% до 40% от совокупных затрат на строительство объекта. [1]

В текущей экономической ситуации особенно важным для строительных предприятий является сдача объектов в срок и с наименьшими затратами, что в свою очередь обеспечивается сокращением количества посредников. Исходя из этого, многие предприятия формируют собственный парк подвижного состава, позволяющий выполнять практически все виды строительных перевозок, который является важным звеном в оптимизации строительных процессов. [3]

На сегодняшний день учет затрат транспортного подразделения строительной организации обычно идет по следующим основным статьям, упрощающим их дальнейшее нормирование:

  1. затраты на топливо;
  2. затраты на смазочные и обтирочные материалы;
  3. затраты на ремонтные работы;
  4. затраты на восстановление и ремонт автошин;
  5. затраты на амортизацию;
  6. затраты на оплату труда водителей. [4]

Далее данные затраты распределяются по основным элементам себестоимости строительных работ:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления в ГВФ;
  4. амортизация основных фондов;
  5. прочие затраты. [5]

Исходя из этого определение степени влияния данных затрат на общую результативность деятельности предприятия затруднительно.

Транспортные расходы формируются под влиянием различных факторов, требующих детального анализа. Изучаемые факторы могут объединяться согласно различным особенностям и характеристикам, что позволяет более точно оценивать место и роль каждого фактора в совокупном экономическом результате предприятия. Наиболее широкое распространение получило деление факторов на внешние и внутренние. Внешние факторы отображают условия и окружающую среду работы предприятия их еще называют независимыми от предприятия. Внутренние факторы это такие факторы которые объединены с употреблением ресурсов для изготовления продукции они называются зависимыми.

К внешним условиям на уровне микросреды предприятия относят: изменение тарифов, ставок, норм начислений, стоимости компонентов материальных затрат, изменение розничных цен на товары.

К внутренним факторам относят: объем и структуру, бесперебойное и равномерное исполнение плана производства; оснащенность штата сотрудниками и производительность труда, состояние и эффективность использования материально-технической базы. [6,7]

Многие из названных факторов воздействуют на величину затрат не обособленно друг от друга, а во взаимосвязи, что нужно учитывать в процессе анализа затрат предприятия. [8]

Учитывая все вышесказанное, построение эффективной системы управления транспортными затратами при строительстве различных объектов, включающую в себя системы планирования, нормирования, учета и анализа, должно позволить строительным предприятиям снизить совокупные затраты на возведение различных объектов и тем самым увеличить свою экономическую безопасность.

Читайте также

Список литературы

  1. Юрьева Т. Б. Особенности учета затрат на производство строительных работ // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 100-102.
  2. Бузырев В.В. Конспект лекций. - Экономика и управление на предприятии строительства. - Санкт-Петербург, 2011.
  3. Стринковская А.С. Проблемы и тенденции развития рынка транспортных услуг в современных условиях // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2016. – № 3 (13). – С. 75-82.
  4. Черникова А.Е. Актуализация принципов планирования деятельности предприятий в современных условиях // Проблемы развития современной экономики: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. – 2014. – С. 118-120.
  5. Эйхлер Л.В. Диагностический анализ результатов деятельности грузовых автотранспортных предприятий в условиях нестабильной бизнес-среды: монография / Л.В. Эйхлер, А.С. Стринковская. – Омск: ГОУ ВПО "Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия" (СибАДИ), 2011.
  6. Сухарева С.В. Прогнозирование, основа успешного функционирования автотранспортного предприятия // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 2. – № 50. – С. 80-82.
  7. Черникова А.Е. Транспортный комплекс и его влияние на региональное развитие / А.Е. Черникова, О.В. Ренгольд // Динамика систем, механизмов и машин. – 2016. – Т. 4. – № 1. – С. 237-239.
  8. Эйхлер И.А. Организация эффективной работы системы транспортного обеспечения сельскохозяйственной деятельности / И.А. Эйхлер, В.В. Буц // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее материалы II Международной научно-практической конференции. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». – 2016. – С. 722-725.

Цитировать

Шеина, А.О. Особенности учета затрат транспортного подразделения строительного предприятия / А.О. Шеина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 182-186. — URL: https://novainfo.ru/article/9513 (дата обращения: 12.08.2022).

Поделиться