Анализ проблем военной логистики вооруженных сил России

№33-2,

экономические науки

В данной статье рассматривается ряд вопросов, связанных с проблемами материально-технического обеспечения Армии РФ. Проведя анализ основных проблем, имеющихся на данный момент в сфере военной логистики, автор также приводит своё видение решения этих проблем.

Похожие материалы

Армия – основа оборонной функции любой, даже самой маленькой, страны. От состояния армии зависит многое: имидж страны на международной арене, уверенность граждан в собственной безопасности, возможность противостоять внешним угрозам и даже способность предупреждать войны и конфликты. И именно поэтому затраты на армию у подавляющего числа стран являются самой большой статьей расходов.

Современная армия – это очень большая и сложная система, состоящая из множества формирований, каждое из которых выполняют свою функцию. К примеру, Вооружённые Силы Российской федерации, состоят из множества родов войск, таких как сухопутные войска, военно-морские и т.п., и служб, обеспечивающих их деятельность. Все службы, занимающиеся обеспечением армии необходимыми материалами и снаряжением объединяются в так называемую систему материально-технического обеспечения Вооруженных Сил РФ.

Военная логистика имеет огромное значение в современной армии. Без должного, а главное - эффективного материально-технического обеспечения, армия будет парализована и обескровлена. И наоборот, грамотно наложенная система обеспечения армии может стать одним из основополагающих факторов в победе над противником. Так, например, Норман Шварцкопф, главнокомандующий Многонациональных сил во время войны в Персидском заливе, называл операцию «Буря в пустыне» не иначе как «войной логистов», отдельно отмечая, что именно благодаря удачно налаженной логистике коалиция смогла так молниеносно победить в этой войне. (1)

Цель данной статьи – рассмотрение основных проблем материально-технического обеспечения ВС РФ, а также поиск решений, которые бы позволили сделать логистику в ВС РФ более эффективной и надежной, причем и в военное, и в мирное время.

Эта тема на данный момент является очень актуальной. Нестабильная ситуация на Ближнем востоке и охлаждение отношений с США и ЕС, смена руководства ВС РФ, пристальное внимание СМИ из-за дела «Оборонсервиса», реорганизация и ребрендинг Армии – все это обуславливает повышенный интерес, как со стороны специалистов, так и со стороны простых граждан. Кроме того, действует Государственная программа вооружения (ГПВ-2020), которая предполагает затраты в размере 23 трлн. руб на модернизацию вооружения и технических средств (2).

Прежде всего, хотелось бы рассмотреть проблемы, которые возникли при внедрении аутсорсинга в ВС РФ: потеря административного контроля за обеспечением войск по закрепленной номенклатуре ВВТ, снижение уровня квалификации персонала, занимающегося ремонтом ВВТ, дублирование функций и задач и неспособность гражданских подрядчиков выполнять на должном уровне запланированные работы по восстановлению, в случае необходимости, той или иной техники.

На данный момент органы военного управления лишены возможности непосредственно влиять на процессы создания, испытания и поставки вооружения, техники и оборудования. Все это приводит к большим проблемам на местах: например, требование министра обороны РФ Сергея Шойгу о возвращение в войска функции отдельных видов ремонта и текущего обслуживания ВВТ невозможно было выполнить, так как отсутствовали нужные специалисты и делать это было попросту некому.

В ходе реформы проходили массовые сокращения, которые непосредственно коснулись должностей инженерного и технического состава, которые вкупе со специалистами-ремонтниками составляли основу системы войскового ремонта. Это, в совокупности с сокращением числа учебных заведений, которые готовили специалистов для ремонта ВВТ, привело к тому, что в среднем формирования, отвечающие за МТО, были укомплектованы лишь на 80%. При этом лишь 5% личного состава имеют опыт работы с бронетехникой, и лишь 1% способны выполнить сложный ремонт.

При этом передача на аутсорсинг ремонтно-восстановительных работ не решает проблему: если до реформы ремонтно-восстановительные органы гарантировали восстановление порядка 80% от нужд в ВВТ, то сейчас подрядчики способны всего на 10% только плановых работ и лишь при наличии достаточного количества запчастей. И при всем этом следует учитывать, что соединения и части, которые в ходе боевых действий будут переброшены на значительные расстояния от мест постоянной дислокации, лишаться и этого, не говоря уже об оперативном ремонте на месте боевых действий или по пути следования. Причин этого может быть много: гражданские специалисты могут просто не успеть или отказать от участия в военных действиях. (3)

Еще одна серьезная проблема – это вопрос эффективного использования финансовых средств для обеспечения армии всем необходимым. Здесь сложности возникают из-за двух явлений: злоупотреблений с целью незаконного обогащения и специфики производства некоторой крупной военной техники, которая производится небольшими партиями. Из-за неполной загрузки производства простаивают дорогостоящее оборудование и специалисты, что в свою очередь повышает стоимость конечных изделий. Это может быть оправдано лишь в том случае, когда несколько единиц такой техники могут обеспечить безопасность всей страны.

Следующая проблема – это проблема технологического устаревания некоторых видов ВВТ. По заявлениям Минобороны РФ и непосредственно самих производителей, в России существует множество разработок и образцов техники, уже принятой на вооружение, которые не имеют аналогов в мире. Однако при этом существует множество видов ВВТ, которые на данный момент устарели и уже не отвечают современным требованиям, предъявляемых военными. Ярким примером является принятый на вооружение Ак-74, который к 2015 году уступает западным аналогам по множеству показателей.

С позиции логистики в этом четко просматривается конфликт на уровне системы: удобно и выгодно работать в долгосрочной перспективе по одному стандарту, однако, несмотря на все удачные инженерные и технологические решения, модернизационный потенциал множества видов ВВТ уже исчерпан. В связи с этим и с постоянно изменяющимися условиями, которые продиктованы боевыми условиями, возникает потребность в разработке новых стандартов и создание новых образцов ВВТ, что в свою очередь повышает стоимость изделий и общие затраты на них.

Из этого вытекает следующая проблема: как уже говорилось, в ВС РФ имеется ряд ВВТ, которые на данный момент сильно устарели и отстают от зарубежных аналогов. Для того, чтобы окончательно не отстать от остальных стран, России необходимо наладить новую систему разработки и производства новых современных видов ВВТ, иначе придется закупать стратегически важное оборудование у потенциальных противников. В условиях кризиса в отношениях с Западом, разрыва военно-технических контрактов и недоверия со стороны западных партнёров – это уже стало затруднительно, а в будущем вообще может сложиться ситуация, при которой Россия окажется в полной изоляции.

Также серьезной проблемой является способ формирования государственного оборонного заказа. Дело в том, что все оборудование, которое производится оборонно-промышленным комплексом (ОПК) должно соответствовать жестким стандартам, устанавливаемым армией. В идеале ВВТ должны создаваться и проектироваться по этим требованиям, т.е. изготавливаться на заказ. Однако если речь не касается массовых и стандартизированных вещей (таких как военная форма и стандартное обмундирование), зачастую все происходит в обратно порядке: предприятия ОПК сами представляют военным новые виды вооружения и техники, которые затем оцениваются и только после этого подгоняются под нужные стандарты и спецификации. Все это несет за собой дополнительные риски и возрастание расходов из-за последующей модификации и модернизации ВВТ, которое не было принято из-за каких-либо несоответствий с тех. стандартами Армии.

Все это усугубляется проблемами с управлением в крупных предприятиях ОПК. Такие крупные предприятия как ОАО «Концерн ВКО „Алмаз-Антей“, ОАО НПО «Ижмаш» и прочие имеют очень сложную иерархическую систему, сложившуюся еще в советское время. Это вкупе с многозадачностью предприятий усложняет контроль за выполнением процессов и эффективным использованием производственных мощностей. При этом нужно понимать, что для исправления ситуации необходимо проводить серьезные изменения в работе предприятий, вплоть до полного изменения производственного процесса и переделки существующих на сегодняшний день норм и регламентов, которыми регулируются работа и производство. А главное использовать достижения в технологиях и методах современной логистики . (4), (5)

Решение проблем, возникающих при аутсорсинге, может заключаться, например, в возврате части функций по обеспечению МТО специализированным частям при каждом воинском формировании, в возврате административного контроля командирами тех или иных формирований над материально-техническим обеспечением или же в принятии законов, которые бы регулировали уровень выполняемой работы и закрепляли бы перевод организаций в непосредственное подчинение командирам частей в военное время. Это позволило бы увеличить непосредственное участие командующих в сфере МТО и контроль над сторонними организациями. (6)

Все остальные проблемы могут быть решены путем оптимизации предприятий ОПК и методов взаимодействия с ними. Также необходимо помнить, что типичную логистическую задачу MOB в сфере военной логистики необходимо решать с точки зрения собственного производства и максимально возможной его оптимизации, дабы не попадать в зависимость от покупок ВВТ заграницей. Иначе такая фатальная зависимость может привести к вполне ощутимым стратегическим потерям из-за, например, введенного эмбарго на поставки вооружения.

Отказываться от закупок у иностранных партнеров тоже не стоит – следует соблюдать баланс, учитывая альтернативные издержки в каждом конкретном случае. Поиск оптимального решения задачи MOB и есть самая актуальная задача для военной логистики. Для решения этой задачи и, соответственно, решения проблем, которые на сегодняшний день есть в сфере МТО необходимо применять комплексный подход к снабжению ВС РФ на всех уровнях воинских формирований (от рот до армий) и с учетом всех возможных факторов.

Большинство рассмотренных проблем касаются производственной логистики, так как в этой сфере, в отличие от транспортной, сосредоточены наибольшие различия военной логистики от гражданской, поэтому именно сферу производства необходимо оптимизировать, внедрять современные концепции управления, включая также такие концепции, как бережное производство и использование унифицированных компонентов, что отражено в Военной доктрине РФ. (4), (5), (7), (8)

Комплексное использование всех вышеперечисленных решений в совокупности с постоянным анализом изменений в сфере МТО как ВС РФ, так и армий зарубежных стран, позволит достичь стабильной и эффективной работы предприятий ОПК. Это, в свою очередь, повысит конкурентоспособность российского ВВТ и, в конечном итоге, усилит боеспособность Армии.

Список литературы

  1. Логистика. Искусство управления цепочками поставок / авт. Дэймон Шехтер Гордон Сандер. - [б.м.] : Претекст, 2008.
  2. Утверждение госпрограммы вооружения перенесли на три года - : Интерфакс, 2015 г..
  3. Материально-техническое недоразумение / авт. Щербаков Владимир // Независимое военное обозрение. - 2013 г..
  4. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы Логистики / авт. Б.А. Аникин [и др.]. - Москва : Учебное пособие, 2014.
  5. Логистика: тренинг и практикум / авт. Аникин Б.А. Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С.. - Москва : Учебное пособие, 2014.
  6. Основные аспекты формирования аутсорсинга / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Маркетинг. - 2005 г.. - 4. - стр. 107-116.
  7. Развитие и взаимосвязь основных концепций управления предпринимательскими организациями / авт. Аникин Б.А. Воронов В.И. // Транспорт: наука, техника, управление. - 2006 г.. - 4. - стр. 7-14.
  8. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. - 2014 г.. - 6570.
  9. Актуальные проблемы военной логистики в России / авт. Щербинин В. О. Кузин Д. А. // Современные проблемы в области экономики, менеджмента, бизнес-информатики, юриспруденции социально-гуманитарных наук: материалы XI научно-практической конференции студентов и преподавателей НИУ ВШЭ - Нижний Новгород / ред. Асланян Е. А.. - Нижний Новгород : Нижегородский филиал НИУ ВШЭ, 2013.