Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 14
CC BY-NC

Аннотация

Статья посвящена проблеме разработки теоретической модели сопряжения личностной и профессиональной мобильности на примере преподавателя высшей школы. Личностная мобильность определяется в работе как интегративное личностное качество, базирующееся на индивидуальных свойствах (активность, пластичность, гибкость, адаптивность, высокий энергоресурс) и проявляющееся в поведении и деятельности субъекта в форме целеустремленности, самостоятельности, открытости новому опыту, креативности, мотивации к саморазвитию, быстроте принятия решений. Профессиональная мобильность трактуется как стратегия адаптации к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности, которая является частным случаем общей жизненной стратегии субъекта. В качестве связующего звена между личностной и профессиональной мобильностью рассматривается психологическая готовность к педагогической деятельности. Описаны девять типов профессиональной мобильности преподавателя, складывающихся в результате реализации различных уровней личностной мобильности в сочетании с выраженностью психологической готовности к педагогической деятельности.

Ключевые слова

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ, ЛИЧНОСТНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

Всплеск исследовательской активности в изучении характеристик мобильности, мобильной личности, мобильного профессионала, характерный для последнего десятилетия, привел к одновременному сосуществованию в понятийном аппарате профессионального образования ряда характеристик мобильного специалиста, рассматриваемых зачастую как рядоположенные или даже синонимичные. При всей кажущейся разработанности проблемы отсутствует методологически корректная схема соотношения понятий «мобильность», «мобильная личность», «личностная мобильность», «профессиональная мобильность», что порождает противоречия и сложности в решении поставленной обществом задачи формирования мобильного специалиста.

Очевидно, что родовым понятием является мобильность, традиционно рассматриваемая как подвижность и разлагаемая на множество видов и форм – социальную, академическую, культурную, социокультурную, профессиональную и прочие. Имплицитно подразумевается, что мобильная личность – это человек, обладающий свойствами мобильности. По аналогии мобильный специалист – это субъект труда, обладающий свойствами и характеристиками профессиональной мобильности. Значительно сложнее соотношение понятий «личностная мобильность» и «профессиональная мобильность». В работах психолого-педагогического направления они рассматриваются как связанные и раскрываются одно через другое. Однако на практике можно столкнуться с ограниченностью такого подхода: не всегда личность, обладающая свойствами мобильности, проявляет себя как успешный и мобильный профессионал. В свою очередь, мобильные специалисты зачастую демонстрируют личностный профиль, далекий от представлений о мобильной личности.

Данная статья посвящена проблеме разработки теоретической модели сопряжения личностной и профессиональной мобильности на примере преподавателя высшей школы. Как соотносятся свойства мобильной личности и мобильного профессионала? Возможно ли формирование профессионально мобильного преподавателя при отсутствии или недостаточной развитости личностных предпосылок мобильности? Какие характеристики в таком случае должны компенсировать этот дефицит? Для ответа на поставленные вопросы обратимся к анализу понятий «личностная мобильность» и «профессиональная мобильность».

Необходимо отметить, что в литературе чаще используется термин «личностная мобильность» и значительно реже – «мобильная личность». Распространенным является их отождествление и взаимозаменяемость. Т.Ю. Артюхова одной из первых обратилась к разработке конструкта «мобильная личность». Она выделяет такие характеристики мобильной личности как: активность, пластичность, открытость, стремление к самоактуализации, которые позволят сохранить целостность при изменяющихся условиях. Мобильная личность определяется автором как «личность, восприимчивая к внешним воздействиям, не закрытая и не покрытая «броней» защитных механизмов, способная к изменениям исходя из информации, которая поступает извне…Это открытая психологическая система, обладающая изменяющимися личностными характеристиками, которые обеспечивают изменение структуры личности по требованию ситуации без деструктивных изменений» [3, с. 97-98].

Ю.В. Найданова, рассматривая мобильную личность учащегося, определяет ее как многоаспектное свойство личности, включающее активность, гибкость, оперативность и личный энергоресурс. Обучающийся, обладающий перечисленными свойствами мобильности, и определяется как «мобильная личность» [9].

Т.Б. Котмакова понимает под личностной мобильностью интегративное качество личности, являющееся основополагающим для эффективной реализации ею других типов мобильности, проявляющееся в сформированности мотивации к обучению, способности к творческой деятельности, эффективному общению и позволяющее личности находиться в процессе активного творческого саморазвития [8] .

Наиболее последовательную модель личностной мобильности можно найти в работах Л.А. Амировой. Автор характеризует мобильность как определенный тип реагирования на окружающую действительность, как экзистенциальную ориентацию личности, представленную в ее структуре в виде ценностно-смыслового кострукта, продуцирующего в отдельные моменты жизни типы, уровни мобилизации, адекватные требованиям среды. «Выступая как интегративное личностное качество, этот особый тип реагирования детерминирован не только социальными факторами, но и биологически заданными, генетически закрепленными аспектами, наиболее ярко проявляющими себя в стрессовых ситуациях» [1, с. 59].

Л.А. Амирова отмечает, что мобильность в основном изучается в деятельностном проявлении, однако как интегративное качество личности она может рассматриваться в двух проявлениях – как потенциальная мобильность личности и как актуальная мобильность. Актуальная мобильность всегда проявляется в деятельности субъекта. Она связана с динамикой развития мотивационного компонента и выражается в мобилизации внутренних ресурсов: активности, психических процессов, волевых процессов, мобилизация когнитивно-содержательного, компетентностного, рефлексивного компонентов, самоактуализации профессионально-значимых качеств. В структуре потенциальной мобильности автор выделяет наряду с перечисленными также и биопсихологический компонент, включающий темперамент, адаптационные свойства личности, мотивационную готовность и креативность [1]

Теоретический анализ показывает, что исследования непротиворечивы, хорошо согласуются друг с другом и позволяют определить личностную мобильность как интегративное личностное качество, базирующееся на индивидуальных свойствах (активность, пластичность, гибкость, адаптивность, высокий энергоресурс) и проявляющееся в поведении и деятельности субъекта в форме целеустремленности, самостоятельности, открытости новому опыту, креативности, мотивации к саморазвитию, быстроте принятия решений.

Исследования профессиональной мобильности более многочисленны и разнообразны в определениях мобильности, ее структурных компонентов и методологических подходах к исследованию и формированию данного феномена.

Глоссарий по психологии профессионального развития определяет профессиональную мобильность как возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Профессиональная мобильность предполагает владение системой обобщенных профессиональных приемов и умение эффективно их применять для выполнения каких-то заданий в смежных отраслях производства, а также высокий уровень профессиональных знаний, готовность к оперативному отбору и реализация оптимальных способов выполнения заданий в области своей профессии [4].

Таблица 1. Методологические подходы в изучении профессиональной мобильности

Методологический подход

Определение профессиональной мобильности

Признаки мобильности

Личностно-деятельностный

Мотивированная и целенаправленная деятельность индивида, активизирующаяся в узловые моменты его профессионально-жизненного пути.

Способность специалиста рефлексировать исходный уровень своего профессионализма

Способность объективно оценивать степень произошедших изменений в своей личности и деятельности

Готовность специалиста к изменениям в жизнедеятельности

Степень активности

Успешность проектировочной деятельности

Эффективное целеполагание

Предвидение результатов

Системно-синергетический

Оценка будущего как «веера» возможностей», свободное принятие решений в ситуации выбора

Способность к самообразованию, саморазвитию

Умение быстро ориентироваться в потоке знаний

Готовность к смене видов деятельности, поведенческих ролей

Аналитические способности

Прогностические умения

Умения принятия решений

Событийный

Способность осуществлять свою деятельность в условиях постоянной смены событий, т.е. проявлять ситуативную изменчивость

Способность человека влиять на события, управлять событиями, использовать их для своего саморазвития

Компетентностный

Совокупность определенных компетенций, которые формируются, актуализируются и активизируются в деятельности по мере возникновения важных проблем.

Нет единого представления о компетенциях современного специалиста.

Л.В. Горюнова выделила в своем исследовании четыре основных подхода в изучении профессиональной мобильности: личностно-деятельностный, событийный, системно-синергетический и компетентностный [5]. Различие в методологических подходах исследователей обусловливают и многозначность понятия профессиональной мобильности в научной литературе, и различные выделяемые признаки (табл. 1)

Анализ исследований показывает, что в структуру профессиональной мобильности авторы включают характеристики личностной: активность, гибкость, способность к быстрой смене деятельности, готовность к саморазвитию. Включение данных характеристик в качестве компонентов вполне согласуется с представлениями об основополагающей роли личностной мобильности в развитии всех последующих типов, однако не отвечает на вопрос, поставленный в начале статьи – каков характер сопряженности данных феноменов.

В представлениях субъектов профессионального образования также наблюдается смешение личностных и профессиональных характеристик мобильного педагога. С целью изучения представлений о профессиональной мобильности был проведен нестандартизированный опрос, в котором приняли участие 118 студентов разных направлений подготовки 2-4 курсов Российского государственного профессионально-педагогического университета. Студентам предлагалось в свободной форме дать характеристику профессионально мобильного преподавателя. В ходе обработки протоколов были выделены 5 категорий контент-анализа, характеризующих мобильность: 1) профессиональная компетентность преподавателя, 2) его адаптационный потенциал, 3) личностные качества, 4) проявления мобильности вне сферы педагогического труда, 4) отношение к педагогической деятельности.

Характеризуя результаты опроса в целом, необходимо отметить, что в представлении большинства студентов профессионально мобильный преподаватель – это идеализированный образ вузовского педагога, характеристики собственно мобильности оказались в описаниях «растворены», что необходимо учитывать при интерпретации. Кроме того, для незначительной части опрошенных (менее 1%) термин «профессиональная мобильность» оказался не совсем понятен, и они затруднились дать развернутое описание.

Наибольшую представленность в характеристиках профессионально мобильного преподавателя имеют разнообразные индикаторы его профессиональной компетентности (встречаются в 48% протоколов). Индикаторы адаптационного потенциала преподавателя встречаются в 43% протоколов. Необходимо уточнить, что участники опроса не используют этот термин, он введен нами в интерпретацию результатов как обобщающий многочисленные высказывания, раскрывающие профессиональную мобильность как быструю ориентацию в разнообразных ситуациях педагогической деятельности, готовность гибко перестроиться в нестандартных условиях, переключаемость в чтении разнообразных дисциплин, готовность к любым неожиданностям в работе. Личностные качества нашли отражение в представлениях о профессионально мобильном преподавателе 26% участников опроса. Это в первую очередь активность, самоконтроль в эмоциональной сфере, ответственность, решительность и целеустремленность в волевой сфере, гуманность, толерантность, и тактичность среди качеств, проявляющихся в межличностных отношениях. Каждый третий студент второго и третьего курса характеризует мобильного преподавателя именно как носителя тех или иных положительных черт, тогда как для старшекурсников на первый план выступают деятельностные характеристики. В 27% характеристик отражены проявления мобильности вне сферы педагогического труда. Здесь отмечаются сформированность жизненной позиции и жизненных принципов, широкий кругозор, способность выносить взвешенные суждения о событиях во всех сферах жизни. Реже встречаются профессиональная открытость, готовность осваивать смежные сферы деятельности. Также были названы социальная активность и участие в жизни университета. Отношение к педагогической деятельности было отражено в 14% характеристик профессионально мобильного преподавателя и эксплицировалось в таких показателях, как увлеченность, интерес и любовь к своему предмету, увлеченность и энтузиазм в работе, наличие индивидуального стиля в деятельности и реализация творческого подхода в работе.

Таким образом, в представлениях студентов о профессиональной мобильности преподавателя вуза есть составляющие, традиционные для данного феномена, и некоторые отличия от научных представлений. Большой вес в студенческих описаниях профессиональной компетентности педагога и его способности гибко перестраивать свою деятельность, ориентироваться в меняющихся условиях образовательного пространства созвучны трактовкам мобильности в психолого-педагогических исследованиях. В то же время традиционно выделяемый в различных структурах мобильности мотивационный компонент в представлениях студентов отражен слабо. Активно-положительное отношение к работе, по всей видимости, имплицитно подразумевается в связи с другими характеристиками, но специально не выделяется. Невысока также частота встречаемости характеристик мобильности за пределами основного места педагогического труда. Более подробно результаты опроса представлены в предшествующей статье автора [12].

Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк приводят результаты анкетирования педагогов колледжа. Среди качеств, имеющих наибольшую значимость для профессиональной мобильности педагогов, опрашиваемые отметили смысловую установку (готовность к нововведениям), интеллектуальную лабильность (пластичность), сверхнормативную активность, креативность (способность к творчеству), рефлексивность, то есть характеристики, являющиеся основой личностной мобильности [6].

За рубежом также востребованы исследования, касающиеся взаимосвязи личностных и социально-профессиональных аспектов мобильности, в том числе и в системе образования [13; 15; 17]. Однако, если для отечественных психолого-педагогических работ характерно рассмотрение мобильности как многокомпонентного образования, включающего разнообразные частные характеристики темперамента, когнитивной, мотивационной сфер, личностные особенности, то в англоязычных исследованиях на первый план выступают так называемые метахарактеристики личности – этническая идентичность [14; 17], удовлетворенность жизнью [16], успешность [13, 17], опыт [14], личностная самоэффективность [14]. Обычной практикой является реализация лонгитюдного [15] и кросс-культурного [16] подходов в исследовании мобильности.

В лонгитюдном исследовании F.L. McKinzie проанализировано влияние ряда психологических переменных (энергичность, ответственность, эмоциональная устойчивость, общительность и др.) на горизонтальную мобильность учителей-мужчин, и сделан неожиданный с точки зрения отечественных представлений вывод: ни одна из психологических переменных не влияет на мобильность, единственный значимый фактор – повышение зарплаты [15]. Вероятно, в какой-то степени это объясняется спецификой образа жизни и ментальности: в американском обществе трудовая миграция давно уже стала нормой жизни, в то время как для россиян горизонтальная мобильность – явление относительно новое, и готовность к ней во многом зависит от личностных особенностей и характеристик субъекта труда.

Необходимо отметить, что если для отечественных исследований мобильности характерно достаточно четкое разделение социально-экономического и психолого-педагогического подходов, то за рубежом под личностной мобильностью понимается прежде всего горизонтальная социально-профессиональная мобильность, в какой-то степени коррелирующая с интегральными личностными характеристиками. Возможно, сближение и взаимопроникновение двух на данный момент несвязанных подходов – это перспективное направление и для отечественных исследований мобильности.

Наше исследование осуществляется к рамках субъектного подхода, и профессиональная мобильность определяется как стратегия адаптации к меняющимся условиям осуществления профессиональной деятельности, которая является частным случаем общей жизненной стратегии субъекта. Адаптационные процессы сопровождают весь период профессионализации, а стратегия адаптации, которую определяет для себя субъект жизненного и профессионального пути (в том числе и стратегия профессиональной мобильности), – это воплощение его общей жизненной стратегии в профессиональной сфере.

Лонгитюдные наблюдения за профессиональными биографиями преподавателей вуза, а также анализ работ по проблемам личностной и профессиональной мобильности позволили разработать теоретическую модель сопряженности личностной мобильности и стратегии профессиональной мобильности, реализуемой преподавателем в образовательном процессе вуза.

В качестве связующего звена между личностной и профессиональной мобильностью мы рассматриваем психологическую готовность к педагогической деятельности – развивающуюся структуру, интегративное психологическое образование, определяемое разноуровневыми свойствами индивидуальности и проявляющееся в активно-положительном отношении субъекта к педагогической профессии, в самостоятельности, инициативности и ответственности в процессе построения перспектив своего профессионального развития. Готовность включает три компонента: операциональный (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями); эмоционально-волевой (эмоциональное переживание своего отношения к деятельности, самоконтроль, самоуправление); мотивационный (интерес к деятельности, осознание ответственности за выполнение профессиональных задач, желание выполнять деятельность на высоком профессиональном уровне, актуализация потребности в личностном и профессиональном саморазвитии в труде).

Прикладные исследования О.В. Кердяшевой [7], Е.Г. Неделько [10], С.В. Нужновой [11] подтверждают продуктивность идеи формирования не мобильности как таковой, а психологической готовности к ней. Мобильность базируется на ряде врожденных свойств и качеств, слабо поддающихся психолого-педагогическому воздействию. Формирование отдельных компонентов и свойств этого сложного конструкта также не всегда приводит к результату в лице гибкого, мобильного специалиста, готового к инновационной деятельности. Готовность выступает как психологическая предпосылка мобильного поведения, являясь переменной-модератором между личностной мобильностью и стратегией профессиональной мобильности.

В таблице 2 кратко охарактеризованы девять типов профессиональной мобильности, складывающихся в результате реализации различных уровней личностной мобильности в сочетании с выраженностью психологической готовности к педагогической деятельности.

Как видно из таблицы 2, при высокой готовности результативные типы профессиональной мобильности возможны даже при низком уровне мобильности личностной, но в этом случае достаточно высокой оказывается психологическая и физическая цена результата. Такой преподаватель не всегда оказывается эффективным, но его отличают преданность профессии, лояльность вузу, стабильность в отношении занимаемой должности. Он готов к саморазвитию и совершенствованию разных сторон своей деятельности, несмотря на низкую природную пластичность и активность. В этом случае мобильность реализуется в первую очередь на мотивационном уровне.

Таблица 2. Типы профессиональной мобильности преподавателя в зависимости от личностной мобильности и психологической готовности к педагогической деятельности

Уровни личностной мобильности

Уровни психологической готовности к педагогической деятельности

низкий

средний

высокий

Низкий

«Пассивный»

Отсутствие интереса к работе

Отказ от всего нового

Низкая эффективность деятельности

Ограниченность трудовых функций

«Исполнительский»

Ответственное выполнение своих обязанностей

Высокая эффективность в основном виде деятельности

Освоение новых видов деятельности при условии внешнего стимулирования

«Преодолевающий»

Мотивация саморазвития в профессии

Желание участвовать в инновациях

Высокая эффективность в разных видах деятельности

Трудности в освоении новых профессиональных задач Высокая степень затрат внутренних энергоресурсов, развитая способность к компенсации

Оптимальный

«Нестабильный»

Неудовлетворенность трудом

Намерение сменить сферу профессиональной деятельности

Ситуативная эффективность в работе

«Оптимальный»

Ответственное выполнение своих обязанностей

Высокая эффективность в разных видах деятельности

Интерес к освоению новых видов деятельности

Готовность участвовать в инновациях

«Активный»

Активность

Гибкость

Высокая эффективность в разных видах деятельности

Активное участие в инновациях

Стремление осваивать новые виды деятельности в рамках профессии

Высокий

«Ориентированный вовне»

Характеристики как у нестабильного типа при более решительном намерении сменить место работы

«Успешный»

Ориентация на собственные профессиональные достижения

Стремление к профессиональному росту

Гибкость, участие в инновациях

В ситуации деструкции ожиданий возможная смена места работы

«Сверхнормативный»

Постоянное стремление к саморазвитию, освоению нового

Инициативность, инновационность. стремление совершенствовать образовательный процесс

Успешность во всех видах деятельности

Служение профессии

Сочетание высокой готовности с оптимальным и высоким уровнем личностной мобильности дает наиболее продуктивные варианты мобильности профессиональной. Стремление к инновациям в деятельности является внутренней потребностью активной, гибкой и подвижной личности, и реализация профессиональной мобильности на фоне благоприятного расклада природных свойств дает наиболее успешные и эффективные стратегии.

Низкая психологическая готовность при любом раскладе свойств мобильной личности приводит к малоэффективным стратегиям профессиональной мобильности, сопровождающимся неудовлетворенностью деятельностью, нежеланием развиваться в своей профессиональной сфере, сопротивлением инновациям. Тип с высокой личностной мобильностью не задерживается в вузе, поскольку не находит в нем поля для реализации своей потребности в изменениях. Это крайне нестабильный тип профессиональной мобильности, нацеленный на смену места работы. При низкой личностной мобильности преподавателя отличает пассивность и индифферентность в деятельности. Он демонстрируется привязанность к своему месту работы лишь в силу неспособности к резким переменам в жизни. Сама по себе педагогическая деятельность не является для него значимой и не мотивирует к саморазвитию.

Таким образом, для успешной деятельности и эффективной профессиональной мобильности преподавателю необходимо формировать в первую очередь психологическую готовность к педагогической деятельности, которая играет роль опосредующего звена между индивидуальными свойствами и типом мобильного профессионального поведения. Личностная мобильность является предпосылкой профессиональной, но не гарантирует успешность ее реализации в вузе. В то же время отсутствие черт мобильной личности не исключает преподавателя из числа мобильных профессионалов, стремящихся и способных осваивать новые сферы деятельности.

Проведенный анализ проблемы сопряженности личностной и профессиональной мобильности создает информационную основу для пролонгированной работы по формированию профессионально мобильного поведения преподавателя вуза. Основными направлениями этой работы являются: эмпирическая апробация и уточнение типологии профессиональной мобильности как стратегии адаптации к меняющимся условиям деятельности; исследование структуры личностной мобильности на индивидуально-психологическом и деятельностном уровнях; разработка технологий психологического сопровождения процесса формирования психологической готовности к деятельности как опосредующего звена между личностной и профессиональной мобильностью. Реализация этих задач осуществляется в рамках субъектно-деятельностного и событийно-биографического подходов.

Читайте также

Список литературы

  1. . Амирова Л.А. Диалектика биологического и социального в процессе формирования мобильной личности // Вестник ОГУ. 2004. № 1. С. 59 – 64.
  2. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования: Дис. … д-ра пед. наук. Уфа, 2009. 401 с.
  3. Артюхова Т.Ю. Психологические характеристики мобильной личности // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 7. С. 96 – 98.
  4. Глоссарий по психологии профессионального развития / Сост. А.М. Павлова, О.А. Рудей, Н.О. Садовникова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 62 с.
  5. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России // Дис. … д-ра пед. н. Ростов-на-Дону, 2006. 427 с.
  6. Зеер Э.Ф., Морозова С.А., Сыманюк Э.Э. Профессиональная мобильность – интегральное качество субъекта инновационной деятельности // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 90 – 97.
  7. Кердяшева О.В. Педагогические условия формирования готовности к профессиональной мобильности студентов в образовательном процессе вуза: Дис…канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 204 с.
  8. Котмакова Т.Б. Формирование личностной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе: на примере специальности «Электрический транспорт железных дорог»: Дис…канд. пед. наук. Хабаровск, 2011. 198 с.
  9. Найданова Ю.В. Мобильная личность обучающегося как научное понятие // Вестник ЮУрГУ. 2014. № 2. С. 40 – 45.
  10. Неделько Е.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональной мобильности у студентов вуза. Дис…канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 176 с.
  11. Нужнова С.В. Концепция развития готовности к профессиональной мобильности в образовательном процессе вуза // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 24. С. 68 – 72.
  12. Сергеева Т.Б. Представления студентов о профессионально мобильном преподавателе вуза // Инновационное профессионально-образовательное пространство человека: методология, теория, практика: Материалы 11-й Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург, ФГАОУ ВПО РГППУ. 18 декабря 2012 г. С. 65-70.
  13. Costner D.V.W. Mobility patterns and personal characteristics of outstanding teachers in Florida. Doct. Diss. University of Central Florida, 1990.
  14. Livingston V. An analysis of the personal and social characteristics that impact black female career mobility. Doct. Diss. Norfolk State University, 2001.
  15. McKinzie F.L. Psychological horizontal mobility determiners of mail teachers employed in public school work in Missouri 1967-68 – 1976-77. Doct. Diss. University of Missouri – Columbia, 1981.
  16. Marshall G., Firth D. Social mobility and personal satisfaction: evidence from ten countries. British journal of sociology. 1999. no 1. pp. 28 – 48.
  17. Rachild B.B. The relationships among mobility, ethnicity and the achievement of urban elementary school students. Doct. Diss. Temple University, 1989.

Цитировать

Сергеева, Т.Б. Личностная и профессиональная мобильность: проблема сопряженности / Т.Б. Сергеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3545 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться