Особенности правового регулирования исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в городах Федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге

NovaInfo 33, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье показаны особенности правового регулирования исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге. Роль и значение органов местного самоуправления в механизме реализации указанных наказаний.

Ключевые слова

УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ФСИН РОССИИ

Текст научной работы

В настоящее время наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, занимают существенное место в структуре всех уголовных наказаний. Среди них особое место принадлежит и обязательным работам и исправительным работам.

Законодательной основой общественных отношений, связанных с деятельностью УИИ по привлечению осужденных к отбыванию обязательных работ является Конституция Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в ряде ее статей, носят основополагающий характер, причем каждая из них в дальнейшем так или иначе находит свое воплощение в различных законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Согласно ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями». Эта конституционная норма конкретизируется в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации.

Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе его места жительства.

Таким образом, эффективность исполнения наказания в виде обязательных и исправительных работ во многом определяется своевременным трудоустройством осужденных, активным участием органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При этом, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге организация исполнения обязательных и исправительных работ имеет свою особенность, что впрочем, нашло свое отражение и в действующем законодательстве.

Управы и администрации районов г. Москвы и Санкт-Петербурга нередко апеллирует к тому, что они являются территориальными органами исполнительной власти, а не органами местного самоуправления (выделено автором. – Прим. ред.), на которые согласно законодательству и возложены обязанности определять вид и объекты обязательных работ и места для осужденных к исправительным работам, не имеющим основного места работы.

Тем не менее, в соответствии с п. 3, ст. 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.

Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ) .

В настоящее время наряду с органами местного самоуправления в каждом районе Москвы и Санкт - Петербурга имеется и местный орган исполнительной власти – управа района, администрация района .

К вопросам местного значения, как правило, относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования исходя из сочетания интересов жителей г. Москвы и Санкт-Петербурга и конкретного муниципального образования, исторических и иных местных традиций.

Например, в новой редакции Устава и в Законе г. Москвы

«Об организации местного самоуправления в городе Москве» заложен принцип, по которому за органами местного самоуправления закрепляются лишь те вопросы, которые без ущерба для целостности городского хозяйства могут успешно ими решаться. Закон определил 24 предмета ведения муниципального образования, в Санкт-Петербурге 34. Все остальные хозяйственные вопросы в районе, в том числе определение мест для отбывания исправительных и обязательных работ в Москве решаются управами районов (выделено автором. – Прим. ред.) на основании постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП (редакция от 25.10.2011) «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (вместе с «Положением о префектуре административного округа города Москвы», «Положением об управе района города Москвы», «Перечнем управ районов города Москвы»).

Согласно Положению об управе района города Москвы, управа, осуществляя координирующую деятельность в районе, в установленном порядке совместно с руководителями предприятий и учреждений, находящихся в собственности г. Москвы, а также органами исполнительной власти города, в ведомственном подчинении которых находятся эти предприятия и учреждения, определяет по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями:

  • места отбывания наказания в виде исправительных работ в районе;
  • виды обязательных работ и объекты, на которых они отбываются. (п. 2.9.20. Положения).

В свою очередь, согласно п.п. 3.7.24, 3.7.25. Положения об администрации района Санкт-Петербурга, задачами администрации являются, в том числе, определять по согласованию с соответствующей уголовно-исполнительной инспекцией вид обязательных работ, выполняемых осужденным, и объекты, на которых отбываются указанные работы, а также определять по согласованию с соответствующей уголовно-исполнительной инспекцией места для отбывания исправительных работ, назначенных осужденному, не имеющему основного места работы.

В 2013 году, по инициативе УФСИН России по г. Москве, в части своевременного принятия организационно-правовых мер по проблеме трудоустройства осужденных к исправительным работам, органами законодательной власти г. Москвы, от 28.03.2013 внесены изменения в законодательство г. Москвы, а именно Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 № 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» (вместе с «Положением о префектуре административного округа города Москвы», «Положением об управе района города Москвы», Перечнем управ районов города Москвы»), где в п. 2 Полномочия префектуры дополнили п. 2.6.15., согласно которому, Префектура «Координирует работу Центра занятости населения административного округа с управами районов в целях определения мест отбывания наказания в виде исправительных работ».

Также, был принят Закон г. Москвы от 26.12.2012 № 72 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 6 ноября 2002 года № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Согласно внесенным изменениям (п. 43 ч. 2), на органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований г. Москвы возложена обязанность по определению и согласованию с уголовно с уголовно исполнительными инспекциями мест отбывания наказания в виде исправительных работ, а также видов обязательных работ и объектов, на которых они отбываются. Даная поправка сняла одну из важных проблем правоприменения выявленной в ходе присоединения к г. Москве новых территории и созданию ТиНАО г. Москвы.

Читайте также

Цитировать

Бурмакин, Г.А. Особенности правового регулирования исполнения наказаний в виде обязательных и исправительных работ в городах Федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге / Г.А. Бурмакин, А.Ш. Габараев, Д.В. Чернышева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 33. — URL: https://novainfo.ru/article/3554 (дата обращения: 18.08.2022).

Поделиться