Возникновение и развитие институтов исправительных и обязательных работ

NovaInfo 42, с.200-204, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 4
CC BY-NC

Аннотация

В представленной статье рассматриваются историко-правовые и организационные предпосылки создания и развитие институтов исправительных и обязательных работ в системе альтернативных лишению свободы видов уголовных наказаний. Отмечается актуальность и важность правового закрепления системы наказаний и мер без изоляции от общества, механизма их реализации с тем, чтобы они стали реальной альтернативой лишению свободы

Ключевые слова

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ИСТОРИЯ УИС, ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, НАКАЗАНИЯ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЛИШЕНИЕМ СВОБОДЫ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ

Текст научной работы

Уголовно-исполнительная политика как один из важнейших элементов политики государства в сфере борьбы с преступностью определяет стратегические цели и ближайшие перспективы исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера. В последнее десятилетие в России она претерпела значительные изменения, приобрела ряд особенностей, одна из которых заключается в поиске и правовом закреплении системы наказаний и мер без изоляции от общества, механизма их реализации с тем, чтобы они стали реальной альтернативой лишению свободы.

Необходимость более широкого использования наказаний без изоляции осужденного от общества очевидна. То количество граждан, которые содержатся в местах лишения свободы, тяжким бременем ложится на бюджет государства, сдерживает решение многих социальных задач, способствует распространению обычаев и традиций криминальной среды среди населения.

По состоянию на 1 января 2015 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечивающих изоляцию от общества, содержалось 671,7 тыс. человек.

На протяжении последнего времени необходимость повсеместного внедрения альтернативных наказаний находила свое отражение на самых различных уровнях. Не стала исключением и принятая 14 октября 2010 г.
№ 1772-р Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (далее - Концепция).

Реализация государством современной уголовной политики требует более широкого введения в правоприменительную практику альтернативных лишению свободы видов наказаний, в том числе обязательных и исправительных работ.

Параллельно с развитием наказаний без изоляции осужденного от общества происходит совершенствование законодательства, регулирующего их применение и определяющего систему учреждений и органов, на которые возложено их исполнение.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» институт обязательных работ и особенно исправительных работ на законодательном уровне претерпел серьезные изменения, которые во многом позволили оптимизировать применение и исполнение данных видов наказаний.

Обязательные работы являются результатом предлагаемого международным сообществом поиска путей расширения спектра наказаний, без изоляции от общества. Сущность обязательных работ, как вида уголовного наказания заключается в тех особых свойствах работ, выполняемых осужденным при отбывании этого наказания, которые отличают их от работ, осуществляемых законопослушными гражданами, позволяют исправить преступника. Определяющая особенность обязательных работ – бесплатность труда осужденного. Суть данного наказания заключается в том, что во время его отбывания осужденный не теряет социально-полезных связей (с семьей, трудовым коллективом, друзьями и пр.).

В исправительных работах весьма удачно сочетается и карательное, и воспитательное воздействие. При этом осужденный, также не изолируется от общества, а продолжает проживать в социуме, не разрывая социально-полезные связи с трудовым коллективом. Он также участвует в экономической, политической и культурной жизни общества, что способствует предотвращению в отношении него негативного влияния, характерного для мест лишения свободы.

Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества,
в отечественной пенитенциарной практике применялись достаточно широко, при этом зачастую они выступали в качестве дополнительных или сопутствующих видов наказания. Государство помимо наказания решало ряд иных важных задач, в частности, получение бесплатной рабочей силы, заселение окраинных и отдаленных территорий страны.

Если обратиться к истории российского государства, то можно обнаружить, что аналоги обязательных и исправительных работ уже встречались в российском законодательстве и даже достаточно долго применялись на практике, причем как в дореволюционной, так и в советский период.

Причем в разные периоды времени и в различных нормативных документах обязательные работы назывались по-разному: «общественные работы», «принудительные работы», «общественно необходимые работы», «принудительные работы без помещения в места лишения свободы».

Наказания, связанные с обязательным трудом впервые появляются лишь в крепостном уголовном праве в середине XVΙΙ века .

Обязательные работы как самостоятельный вид уголовной репрессии существовал в уголовном законодательстве Российской империи. После отмены крепостного права в Российской империи были проведены крестьянская и судебная реформы. Так, в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г. предусматривалось воздействие на осужденного посредством привлечения его к общественным работам без изоляции от общества.

Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, предусматривал наказание, аналогичное обязательным работам: общественные работы на публичные цели. Они, как и обязательные работы, введенные УК РФ 1996 года, были бесплатными, выполнялись на общественные нужды и носили обязательный характер.

Ученые, исследовавшие исправительные работы как вид уголовного наказания, указывают на то, что в первые годы своего существования они именовались общественными (обязательными) работами, а впоследствии в ряде законодательных актов – принудительными работами, которые и были историческим предшественником нынешних исправительных работ.

Таким образом, дореволюционное российское законодательство не знало исправительных работ как вида уголовного наказания. Но вполне можно согласиться с тем, что обязательные работы «имеют общие корни с исправительными работами», а «принудительные работы послужили исторически-правовой базой для возникновения как исправительных, так и обязательных работ».

Исследующий исторические аспекты развития института обязательных работ специалисты отмечают, что «впервые этот вид наказания в рассматриваемый период был предусмотрен Инструкцией НКЮ от 19 декабря 1917 года «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Согласно указанной Инструкции, революционный трибунал определял за подведомственные ему деяния, в том числе, и наказание в виде присуждения к обязательным работам. Вопросы сроков работ, их видов, порядка отбывания эта Инструкция не регламентировала, отдавая их на усмотрение самих судов. Также в ней ни слова не говорилось ни об оплате выполняемых работ, ни о возможности их выполнения по месту основной работы.

В дальнейшем исправительные работы были предусмотрены в кодифицированных актах уголовного законодательства: в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г.; в Основных началах уголовного законодательства СССР и союзных республик 1924 г.; в Уголовных кодексах РСФСР 1926 г. и 1960 г.; в Уголовном кодексе РФ 1996 г.

Порядок и условия исполнения и отбывания принудительных (исправительных работ) предусматривались в Исправительно-трудовых кодексах РСФСР 1924,1933,1970 годов и в Уголовно-исполнительном кодексе РФ 1996 г.

Действительно, с 1917 года в России широкое распространение получила форма наказания, при которой осужденные не лишались свободы. Проживая дома, они получали наряды на выполнение различных работ на хозяйствующих объектах. Контроль за ними осуществляли трудовые коллективы, сотрудники НКВД или представители общественности. Как следствие, возникла необходимость создания специального органа, занимающегося организацией этого вида наказания и контролем. Так, 7 мая 1919 года в Москве официально начало функционировать бюро принудительных работ при Московском Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Именно этот день считается датой создания уголовно-исполнительных инспекций (далее – УИИ).

В 30-е годы прошлого века они стали частью системы МВД СССР, а в 1977 году, с созданием в структуре министерства нового подразделения, вошли в состав Пятого главного управления в качестве отдела по инспекциям исправительных работ. Персонал отдела, ранее состоявший из вольнонаемных сотрудников, был переведен в разряд начальствующего состава с присвоением специальных званий милиции. С 1983 года инспекции начали выполнять дополнительные функции: контроль за поведением условно осужденных с испытательным сроком и осужденных, имеющих отсрочку исполнения приговора, а также исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. С 1 января 1997 года подразделения были преобразованы в уголовно-исполнительные инспекции, а в 1999-м – из МВД России перешли в состав уголовно-исполнительной системы Минюста России.

В Новое время, впервые наказание в виде обязательных работ официально закрепилось в основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 года. Однако в связи с распадом СССР они так и не вступили в силу. Причем, даже теоретически они могли быть применимы только к несовершеннолетним осужденным и заключались в выполнении виновным бесплатных работ сроком от 20 до 100 часов, и их выполнение не должно было причинять вред здоровью ребенка и нарушать процесс обучения.

Обязательные работы, как вид уголовного наказания впервые были введены в России УК РФ 1996 г., однако применяться стали только с 10 января 2005 г. после введения в действие положений УК РФ и УИК РФ о наказании в виде обязательных работ Федеральным законом от 28.12.2004 № 177-ФЗ.

Таким образом, на сегодня обязательным и исправительным работам принадлежит важное место в системе уголовных наказаний. Полагаем, что преимущество этих видов наказаний состоит в том, что они позволяют обеспечить воздействие на виновных без изоляции от общества. А это значит, что цели уголовного наказания достигаются посредством минимально необходимых для осужденного мер, требующихся для его исправления.

Читайте также

Список литературы

  1. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2015-2017 годы Федеральной службы исполнения наказаний// Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс]/Режим доступа:URL:http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/
  2. Грушин Ф.В. Исправительные работы в Российской Федерации: некоторые проблемы и пути их решения//Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1. С. 51-56
  3. «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», утвержденное Распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р.
  4. Соборное Уложение 1649 г. предусматривало отдачу несостоятельных должников в работы кредитору в услужение; общественные работы, назначавшиеся в России волостными судами; наказаниями, включавшими в себя как главные элемент обязательный труд особого характера, были каторжные работы, заключение в работных домах.
  5. Российское законодательство X–XX веков. В 9 т. Т. 7: Документы крестьянской реформы / отв. ред. О.И. Чистяков. М., 1985. Так, Соборное уложение 1649 г. предусматривало «выдачу должника кредитору головой до тех пор, пока не рассчитается, в том числе и путем отработки долга».
  6. Российское законодательство X–XX веков. Т. 7.
  7. Рахмаев Э.С. Исправительные работы как вид уголовного наказания: дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2005. С. 67.
  8. Бушуев И.А. Исправительные работы. М., 1959. С. 12.; Чубраков С.В. Уголовное наказание в виде обязательных работ. Томск, 2005. С.26.; Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. / Под ред. И.Т. Голякова. М., 1953. - С. 20.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ) (с изменениями и дополнениями); Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. № 177-ФЗ «О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде обязательных работ».

Цитировать

Габараев, А.Ш. Возникновение и развитие институтов исправительных и обязательных работ / А.Ш. Габараев. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 200-204. — URL: https://novainfo.ru/article/4672 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться