Проведенный в ходе исследования проблемы анализ участия исследователей в рассмотрении различных аспектов проблемы последствий экстремальных событий, подтверждает точку зрения о немногочисленности авторов (их работ) комплексно и объективно изучавших эту проблему. Как правило, авторами рассматривается лишь один из аспектов (либо часть из них) этой проблемы.
Во-первых, важно установить, что понимается авторами под определением последствий вообще и психологических последствий в частности.
Понятие последствие имеет ряд определений в современной научной литературе в разном объеме раскрывающих его содержание и специфику применительно к психологической науке. Ожеговым С. И.[24] последствие рассматривается как «следствие чего-нибудь». В словаре русского языка последствие определяется как «то, что возникает, появляется в результате, вследствие чего-либо» [26]. Как «то, закономерности чего показывают, как влияет предшествующий стимул на последующий» рассматривается понятие последствия в словаре практического психолога [27]. Столяренко A.M. дается следующее определение понятию последствие: «Последствие – результат и продолжение движения, след, который прошедшее оставляет в новом» [28].
Автор определяет, что результаты последствий отмечаются у личности в памяти и психических состояниях, заканчивая индивидуальными характеристиками и особенностями являясь следом прожитого жизненного пути [2, 5, 12].
Во-вторых, для исследования вопроса важно как классифицируются постэкстремальные последствия. Наиболее часто в исследованиях [8, 14] последствия разделяются по значимости, со ссылкой в основном на негативные последствия для человека и его дальнейшей жизнедеятельности. Данное положение может указывать на недостаточное ориентирование части исследователей в вопросе видов последствий.
В-третьих, важно выяснить, какую значимость (характер) для личности сотрудника и жизнедеятельности могут приобретать последствия экстремальных условий деятельности согласно проведенным научным исследований [11, 17, 18, 19, 21]. Скорее всего, сложнейшим для сотрудников правоохранительных органов являются боевых (вооруженных) столкновений, поскольку представляют собой предельное тестирование его потенциала [3, 15, 29].
Физическим потерям в боевых действиях сопутствуют и травматические эффекты боевого стресса [13, 16]. Опыт участия в критических инцидентах вызывает, при определенных внутренних и внешних условиях, проявление в негативных дезадаптивных формах стрессовых расстройств [7, 9, 10, 22]. Подобные негативные последствия травматического стресса, возникающего, к примеру, в ситуации боевых действий, после выхода из боевой обстановки становятся одним из главных внутренних психологических барьеров на пути адаптации к мирной жизни [1, 6].
Доля присутствия травматических эффектов боевого стресса, по данным американских психологов, значительна [30]. Ярким примером этому может служить опыт боевых действий США. Так, если во время Второй мировой войны, по данным американских исследователей [30], так называемые психиатрические санитарные потери составляли 101 на 1000 человек, то в Корее – 37 на 1000, а во Вьетнаме – только 12 на 1000, причем чаще они наблюдались не в боевых (combat) частях, а в подразделениях обеспечения. Зловещий прогноз больших психиатрических санитарных потерь во время боевых действий во Вьетнаме, основанный на опыте предыдущих войн, казалось не оправдался и прежде всего по причине должной всесторонней подготовки к боевым действиям. Однако невысокий уровень проявления острых стрессовых реакций на поле боя не решил полностью проблемы травматического воздействия боевого стресса. К 1967 году в печати США появились сообщения о странных расстройствах у возвратившихся на родину солдат, проявления которых были названы отставленным эффектом боевого стресса.
К числу часто встречающихся у различных людей негативных последствий экстремальной деятельности относятся: постэкстремальные психические состояния; постэкстремальные функциональные психические нарушения (ПФПН); трудности постэкстремальной социальной адаптации; негативные изменения в образе жизни; негативные личностные изменения; посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР); психопатология (депрессии, фобии, генерализованная тревожность); ухудшения физического здоровья; суицид [28].
В результате, обобщая имеющиеся публикации по вопросу характера и прогнозирования последствий экстремальной деятельности сотрудников по противодействию экстремизму и терроризму, возможно установить наиболее тщательно рассмотренные аспекты проблемы.
Аспект прогнозирования величины и характера возможных последствий воздействия различных экстремальных ситуаций на личный состав правоохранительных органов раскрывает в своем исследовании Котенев И.О. [20]. Автором разработано примерное правило прогноза величины возможных отрицательных последствий воздействия экстремальных условий деятельности на сотрудников правоохранительных органов. Вопрос прогноза величины и характера возможных последствий (как негативных так и позитивных) находит свое отражение в работах Столяренко A.M. [28].
Вопрос зависимости проявлений стресс-факторов в экстремальных условиях деятельности от уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников специальных подразделений МВД Республики Бурятия рассматривается Мельниковым В.М. [23]. Пацакула И.И. изучала вопросы профессиональной безопасности сотрудников ОВД путем анализа профессиональной компетенции и профессиональной готовности [25]. Вопросы комплексной профессионально-психологической подготовки к действиям в экстремальных условиях рассматривались Белик Я.Я., Горлинским И.В., Котеневым И.О., Папкиным А.И., Смирновым В.Н., Столяренко A.M.
Аспект возникновения негативных психических состояний у сот - рудников ОВД в результате участия в служебно-боевых действиях, и их трансформация в посттравматические стрессовые расстройства изучались Ещенко Н.Г. [4], Котеневым И.О., Лазебной Е.О., Леви М.В., Пищелко А.В., Столяренко A.M., Тарабриной Н.В.
Проблематика формирования психологической устойчивости и эмоционально-волевых качеств сотрудников с целью обеспечения выполнения служебных задач с минимизацией негативных последствий рассматривается Белик Я.Я., Коломеец В.К., Клубовым Е.Н., Мельниковым В.М., Самоновым А.П., Сапариным О.Е., Столяренко A.M.
Аспект оптимизации профессионально-психологического отбора в ОВД и его влияния на процесс подготовки и подготовленности сотрудников изучался Андреевым Н.В., Большаковой О.В.
Вопрос психологической реабилитации сотрудников ОВД – участников экстремальных событий исследовался Китаевым-Смык Л.А., Котеневым И.О., Марьиным М.И., Пищелко А.В., Столяренко A.M., Тарабриной А.В.
И наконец, проблемы проявлений позитивных личностных последствий экстремальных условий деятельности у сотрудников правоохранительных органов рассматривается в работах Китаева-Смык Л.А., Столяренко A.M., Собольникова В.В.